Источники муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из приведенных аргументов актуальности и темы работы, цель исследования - изучение и анализ предмета и источников муниципального права РФ.
Для раскрытия темы необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть особенности муниципального права как отрасли права.
Выявить проблему определения критериев источников муниципального права в Российской Федерации.
Исследовать виды источников муниципального права РФ и привести их характеристику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности муниципального права и виды его источников……..…5
1.1.Особенности муниципального права……………………………………..…5
1.2.Понятие источников муниципального права………………………………7
1.3.Обзор источников муниципального права………………………………….8
Глава 2. Общая характеристика источников муниципального права………..15
2.1.Источники муниципального права на федеральном уровне……………...15
2.2. Источники муниципального права на региональном уровне……………20
2.3.Источники муниципального права на уровне муниципальных образований………………………………………………………………………22
2.4. Иные источники муниципального права………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Руслан мун.право.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4

 

 

Источники муниципального права

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

С.

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности муниципального права и виды его источников……..…5

1.1.Особенности муниципального права……………………………………..…5

1.2.Понятие  источников  муниципального права………………………………7

1.3.Обзор источников муниципального права………………………………….8

Глава 2. Общая характеристика источников муниципального права………..15

2.1.Источники муниципального права на федеральном уровне……………...15

2.2. Источники муниципального права на региональном уровне……………20

2.3.Источники муниципального права на уровне муниципальных образований………………………………………………………………………22

2.4. Иные источники муниципального  права………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….36

Библиографический список……………………………………………………..39

 

 

 

 

Введение

 

В условиях продолжающегося в Российской Федерации процесса дальнейшего развития и совершенствования правовых основ организации публичной власти важным его элементом должно стать внедрение самоуправленческих начал. Местное самоуправление является логическим выражением объективно развивающегося в России и необратимого процесса демократизации.

Закрепление Конституцией РФ местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя и элемента системы публичной власти обязывает государство создать все необходимые политические, экономические, социальные, финансовые, правовые, организационные условия и предпосылки для его развития.

Особую значимость проблемы местного самоуправления приобретают в связи с необходимостью реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Реализация положений Закона об общих принципах организации местного самоуправления потребует не только принятия на федеральном, региональном и местном уровнях ряда новых нормативных правовых актов и внесения принципиальных изменений в уже действующие, но и проведения большого количества различного рода мероприятий, связанных с существенными изменениями территориального устройства большинства субъектов РФ, организацией и проведением местных референдумов и муниципальных выборов, формированием органов местного самоуправления, подготовкой муниципальных служащих, определением доходных и расходных источников местных бюджетов и т. д.

Цель написания  данной работы заключается в рассмотрении источников муниципального права.

Тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает глубокий уровень исследования т.к. источники муниципального права, на сегодняшний день относятся к числу категорий, требующих углубленной разработки.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования муниципального права как отрасли права Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере муниципального права.

Исходя из приведенных аргументов актуальности и темы работы, цель исследования - изучение  и анализ предмета и источников муниципального права РФ.

Для раскрытия темы необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть особенности муниципального права как отрасли права.
  2. Выявить проблему определения критериев источников муниципального права в Российской Федерации.
  3. Исследовать виды источников муниципального права РФ и привести их характеристику.

Методологическую основу исследования составили:

    • Формально-юридический метод, с помощью которого вычленялись понятия, выяснялась их сущность, признаки, а также отличие одних суждений от других.
    • Структурно-функциональный метод с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов
    • Использование таких логических приёмов как анализ, синтез, дедукция и индукция. 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Особенности муниципального права и виды его источников

 

1.1.Особенности  муниципального права

 

К концу 90-х годов в системе российского права обособилась новая отрасль - муниципальное право. 

Согласно наиболее распространенному в теории права мнению ученых отрасли права должны обладать собственными, присущими только им предметом и методом правового регулирования, позволяющими разграничить конкретные отрасли. В учебной литературе отрасль характеризуется в виде совокупности норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

Предпосылками обособления новой отрасли - муниципального права, явились по мнению И.В.Выдрина и А.Н. Кокотова:

1) сложившаяся устойчивая  и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления;

2) количественное и качественное  наращивание системы правовых  норм, регламентирующих местное самоуправление. В названной новой отрасли употребляется термин «муниципальный». Слово это происходит от латинского «municipium». В республиканскую эпоху римской истории так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления [11]. 

Профессор Л.А.Велихов в работе «Основы городского хозяйства» (1928 г.) так объясняет значение термина «муниципалитет»: «Munis» по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а «capio», «recipio» - беру, прилагаю. Соответственно, городское управление, как бы берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными делами, называется муниципалитетом…».

В современном словаре иностранных слов муниципалитет - орган местного самоуправления, а также здание, занимаемое им. Второе значение этого термина: низшая административно-территориальная единица в Австралии, Венесуэле и ряде других государств. 
В современном законодательстве термины «муниципальный», «местный» употребляются как равнозначные применительно к самоуправленческим отношениям. Таким образом, муниципальное право можно охарактеризовать как право местного самоуправления. Причем, термины «муниципальный», «муниципалитет» применимы в нашей стране как к городскому самоуправлению и его органам, так и к самоуправлению, осуществляемому в сельских поселениях и на других территориях [20].

Муниципальное право - комплексная отрасль права.  
Муниципальное право не является профилирующей (основной) самостоятельной отраслью права, поскольку у него отсутствует собственный основной метод регулирования. Согласно утвердившейся в юридической литературе позиции, муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование [7]

По мнению И.В.Выдрина и А.Н.Кокотова комплексность муниципального права обусловлена во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер - финансов, налогов, землепользование и др., а во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм. Своеобразие норм выражается в том, что они как бы распределены «по двум адресам». С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового), а с другой - входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права [11]. 
Подводя итог сказанному, можно привести определение муниципального права, данное О.Е.Кутафиным и В.И.Фадеевым: «Муниципальное право Российской Федерации - это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления» [13].

 

1.2.Понятие  источников  муниципального права

 

Понятие источник муниципального права основывается на общем понятии источника права, определяемом как форма выражения права. Нормы муниципального права, как и иные правовые нормы, устанавливаются, изменяются, а также отменяются в определенных формах, которые придают содержащимся в них положениям и правилам официальное общеобязательное значение. Таким образом, источники муниципального права - это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.

Источникам муниципального права присуще те же признаки, что и источникам права вообще. Это, во-первых, нормативный характер содержащихся в них предписаний и, во-вторых, обязательность для исполнения, которая обеспечивается средствами государственного воздействия [8].

Своеобразие источников муниципального права проявляется, прежде всего, в том, что они связаны с организацией и функционированием местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти на местном (муниципальном) уровне, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством. Ими определяется правотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а также населения, от которых исходят муниципальные правовые акты.

Источники муниципального права характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в частности, тем, что нормы муниципального права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в государстве, обладающих разной юридической силой  [15].

 

1.3.Обзор источников  муниципального права

 

Можно выделить четыре группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.

К нормативно - правовым актам первого уровня относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, например Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.85 г., ратифицированная Федеральным Законом РФ от 11.04.98 г. № 55-ФЗ.

Ко второму уровню относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это, прежде всего Конституция РФ - главный источник муниципального права. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

Конституционные нормы обладают верховенством и высшей юридической силой в отношении всех иных законодательных актов. При этом Конституция Российской Федерации не только представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения, но и является императивом, стоящим над государством и законом и защищающим «справедливый порядок государства.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии основного закона Российского государства означает, что все конституционные нормы, в том числе и по вопросам организации местного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конфетных судебных дел по искам о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации [6].

Значение Конституции как источника муниципального права состоит в том, что она:

- придает институту местного  самоуправления статус одной  из основ конституционного строя, закрепляя постулат о том, что  органы местного самоуправления  являются формой осуществления  народом своей власти, формой  реализации его суверенитета. Таким  образом, определена природа и «естественный» характер местного самоуправления в нашем государстве;

- выделяет два основополагающих  принципа местного самоуправления: самостоятельность в пределах  своих полномочий и «невключенность» в систему органов государственной власти;

- очерчивает рамки компетенции  местного самоуправления, закрепляя  перечень основных вопросов местного  значения;

- определяет основные  гарантии местного самоуправления.

К следующему подуровню относятся федеральные законы, содержащие нормы муниципального права. Значение этого подуровня состоит в следующем:

- детализирует, конкретизирует  положения, содержащиеся в Конституции  РФ;

- определяет понятие и  принципы местного самоуправления  в РФ, предметы ведения РФ, субъектов  федерации и органов местного  самоуправления в сфере организации  и осуществления местного самоуправления  в РФ, территориальные и финансово-экономические  основы местного самоуправления, гарантии осуществления местного  самоуправления и ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления, регулирует  прочие вопросы;

Информация о работе Источники муниципального права