Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 13:44, реферат
Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством. Ими определяется правотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а также населения, от которых исходят муниципальные правовые акты.
Источники муниципального права
Источники муниципального права - это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Источниками муниципального права, в юридическом смысле, являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы муниципального права.
Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством. Ими определяется правотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а также населения, от которых исходят муниципальные правовые акты.
Характеризуя источники муниципального
права, следует отметить усиливающуюся
в последние годы роль такого вида источников,
как общепризнанные принципы и нормы международного
права, международные договоры Российской
Федерации. Федеральный закон 2003 г. «Об
общих принципах организации местного
самоуправления», определяя правовую
основу местного самоуправления, начинает
перечисление правовых актов, ее составляющих,
с международных источников местного
самоуправления.
Можно выделить три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.
К первой группе относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне.
Это прежде всего
Конституция РФ - главный источник муниципального
права. В ней содержатся нормы, закрепляющие
исходные начала и принципы организации
местного самоуправления, гарантии прав
местного самоуправления.
Конституция РФ признает местное самоуправление
в качестве одной из основ конституционного
строя, необходимой формой осуществления
народом своей власти (ст. 3,12). Она закрепляет
принцип равной защиты всех форм собственности,
включая и муниципальную (ст. 8). Согласно
Конституции (ст. 72) установление общих
принципов организации местного самоуправления
относится к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов.
Конституция определяет сферу
деятельности местного самоуправления:
самостоятельное решение населением вопросов
местного значения, управление муниципальной
собственностью.
Она гарантирует судебную защиту местного самоуправления, запрещает
ограничивать права местного самоуправления,
установленные Конституцией РФ и федеральными
законами, допускает возможность наделения
органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями, а также
содержит иные положения, определяющие
конституционные основы организации и
осуществления местного самоуправления
(ст. 130-133 и др.).
К источникам муниципального права относятся федеральные законы. Важнейший из них - Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Его нормами закрепляются не только полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления и перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, но и основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
К источникам муниципального
права относится Европейская хартия местного
самоуправления, которая действует в рамках
Совета Европы, членом которого Россия
является с 1996 г. Хартия устанавливает
важнейшие принципы организации местного
самоуправления, а также гарантии прав
местного самоуправления.
Хартия была ратифицирована Россией в
1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ стала составной частью правовой системы
Российской Федерации.
Кроме того, к источникам муниципального
права относятся и другие федеральные
акты, затрагивающие вопросы местного
самоуправления.
К ним относятся:
Гражданский кодекс (содержит положения о муниципальной собственности и др.);
Налоговый кодекс (содержит положения о местных налогах и др.);
Бюджетный кодекс (содержит положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях и др.);
Земельный кодекс (определяет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и др.)
, а также федеральные
законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О
приватизации государственного
и муниципального имущества",
от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных
и муниципальных унитарных
Источниками муниципального права являются указы Президента
РФ и постановления Правительства РФ,
содержащие муниципаль-но-правовые нормы
(например, Указ от 22 октября 1998 г. "О
Конгрессе муниципальных образований
Российской Федерации", постановление
Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. "Об
организации и проведении торгов по продаже
находящихся в государственной или муниципальной
собственности земельных участков или
права на заключение договоров аренды
таких участков").
Особым видом источников муниципального права являются решения Конституционного Суда РФ.
Вторую группу источников
составляют нормативные правовые акты,
принимаемые органами государственной
власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы
других субъектов Федерации, законы субъектов
Федерации о местном самоуправлении, о
муниципальной службе, о муниципальных
выборах, о местном референдуме и др. Кроме
того, в эту группу входят акты высших
должностных лиц субъектов (президентов,
губернаторов и др.), постановления законодательных
(представительных) органов государственной
власти субъектов, акты правительств,
других органов исполнительной власти
субъектов Федерации, в которых устанавливаются,
изменяются или отменяются нормы муниципального
права.
В третью группу источников входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:
уставы муниципальных образований;
общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования;
решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты).
Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям:
- по юридической силе (уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципального права, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства и других факторов);
- по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов муниципальных образований и т. д.);
- по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.
Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальные образования, а также муниципальные образования и другие субъекты права.
Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расширил практику договорных отношений в системе местного самоуправления. Так, договоры и соглашения могут заключаться органами местного самоуправления в целях развития межмуниципального сотрудничества, а также международных и внешнеэкономических связей. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, могут заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.
Муниципальное право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятельность местного самоуправления осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев.
Признание обычая как традиционно сложившегося и широко применяемого правила поведения содержит Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", который предусматривает, что общины и иные формы общественного самоуправления создаются в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и что органы местного самоуправления обеспечивают права малочисленных народов на защиту исконной среды их обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования. Определение обычая коренных малочисленных народов как правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни дает Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", (ст. 1).
Предметом муниципального права
являются общественные отношения, возникающие
в процессе организации и функционирования
местного самоуправления.
Предмет муниципального права юридически
разнороден. Такая разнородность предмета
характерна для комплексных отраслей
российского права, каковой является и
муниципальное. Как и другие комплексные
отрасли, муниципальное право не имеет
своего специфического метода правового регулирования,
а заимствует методы из других отраслей российского
права.
На этой основе можно сформулировать и его понятие.
Муниципальное право — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.
Источники муниципального права:
Остановимся чуть подробнее на договорных источниках. В 90-е годы XX в. активно заключались договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, предметом которых были и вопросы местного самоуправления. Так, п. 1 ст. 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995 г. определялась необходимость разграничения полномочий исполнительных органов власти РФ и Республики Саха (Якутия) в сфере разработки и реализации общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.[1] Однако в настоящее время практика заключения таких договоров и соглашений в связи с негативным отношением к ним федерального центра пошла на убыль. Наблюдается процесс расторжения ранее заключенных договоров. В деле разграничения предметов ведения и полномочий федеральный центр делает ныне акцент не на договорном, а на законодательном механизме.
Источники муниципального права РФ
[ Назад ]
Понятие и виды источников муниципального права РФ
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном юридическом смыслах.
В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего. материальные условия жизни общества, свойственные ему экономиче-ские отношения. В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы, в которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты.
Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле, являются дейст-вующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы муниципального права.
Виды источников МП
1. Во-первых, Европейская Хартия местного
самоуправления и другие международно-правовые
акты, касающиеся местного (муниципального)
самоуправления. Внутрироссийская система
источников муниципального права включает
в себя три иерархически взаимосвязанных
уровня нормативно-правовых актов.
К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня, содержа-щие нормы муниципального права. Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного самоуправления. Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не ее главным источником’.