Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования - императивный (властный) и диапозитивный. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

Законом также гарантируется безопасность гражданина в связи с его обращением, а именно: запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц, и при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является при этом разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.     

Обращения граждан, направленные по информационным системам общего пользования принимаются  на официальном портале органов  местного самоуправления городского округа.

Устное обращение граждане адресуют непосредственно должностным лицам  местного самоуправления, которые обязаны  проводить личный прием граждан. Прием проводится в установленные  и доведенные до сведения граждан  дни и часы, в удобное для  них время, в необходимых случаях  – в вечерние часы, по месту жительства граждан.

 

  1. Правовая основа местного самоуправления: понятие и развитие, европейская хартия местного самоуправления.

Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное  решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное  местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок  и условий, которые в своей  совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших  основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных  правовых актов. Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют: Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации; федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации; конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации  можно выделить три периода:

1) с 1990 1991 г. по октябрь—декабрь  1993 г.;

2) с октября—декабря 1993 по сентябрь 1995 г.;

3) с 1 сентября 1995 г. (в этот день  вступил силу Закон об общих  принципах организации местного  самоуправления, развивающий конституционные  положения о местном самоуправлении) по настоящее время.

Первый период связан с началом  формирования правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации. Именно 1990-1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления Закон СССР об общих началах местного самоуправления определял местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию правового статуса личности, свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды. Он устанавливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов в качестве основного звена данной системы, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

В соответствии с Законом местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц.

В качестве основы местного хозяйства  Закон закрепил коммунальную собственность. Предусматривалась судебная защита прав и законных интересов местного самоуправления. В соответствии с ним союзные и автономные республики должны были разработать и принять собственные законодательные акты, регулирующие местное самоуправление.

Закон РСФСР о местном самоуправлении определял местное самоуправление как систему организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации.

Российский закон в отличие  от союзного ввел в понятие местноо самоуправления такой важный его признак, как собственная правосубъектность, ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения.

Закон использовал также понятие  «муниципальная собственность», в то время как союзный - понятие «коммунальная собственность». Местное самоуправление в соответствии с ним осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктах, т.е. в границах административно-территориальных единиц.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора».

 Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

 Европейская хартия местного  самоуправления дает понятие  местного самоуправления (ст. 3), устанавливает  общие принципы закрепления компетенции  самоуправления  (ст. 4),  закрепляет  гарантии  защиты  территории  местным самоуправлением (ст. 5), право  местного самоуправления определять  свои внутренние административные  структуры (ст. 6). Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11).

 При этом Европейская хартия  местного самоуправления устанавливает  обязательства государств, подписавших  ее, в том числе Российской  Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления  должен быть признан во внутреннем  законодательстве и, по возможности, в Конституции государства». Российская Федерация как участник этого договора обязуется соблюдать установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.

 Таким образом, Европейская  хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой  основы местного самоуправления  в Российской Федерации, устанавливает  не только основные принципы  и положения правового регулирования  местного самоуправления, но и  минимально необходимые рамки  по составу и содержанию остальных  элементов правовой основы: Конституции  Российской Федерации, федеральных  законов по вопросам местного самоуправления и др.

 

 

  1. Глава муниципального образования: понятие, полномочия.

Глава муниципального образования  – это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования  собственной компетенцией по решению  вопросов местного значения. Кроме  статуса высшего должностного лица, Закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” наделяет глав муниципальных образований  положением единоличных органов  местного самоуправления. Он является обладателем организационно-распорядительных или исполнительно-распорядительных полномочий по организации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения. Совершенно точно, что в структуре  любой модели муниципальной власти глава самоуправляющейся территории занимает первое место. Такое высокое  положение главы гарантируется  ему законом, устанавливающим его  полномочия, и поддерживается общественным мнением, всегда склонным персонифицировать  власть.

   Термин “глава муниципального  образования” был введен Законом  “О Счетной палате Российской  Федерации” для обозначения выборного  должностного лица, возглавляющего  деятельность по осуществлению  местного самоуправления. Тем не  менее, для федерального законодателя фигура главы муниципального образования не является обязательной. Ее учреждение связывалось только с уставом самоуправленческой территории. С одной стороны, статус высшего должностного лица, возглавляющего всю деятельность по практической реализации местного самоуправления, придавал главе необходимый вес в хозяйственных делах и влияние в политической сфере. С другой стороны, потребность в такой должности определялась в самом муниципальном образовании, где решался вопрос о целесообразности ее введения.

   Совсем иначе подошел  к данной проблеме закон “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации”. Глава муниципального  образования перешел в разряд  обязательных органов местного  самоуправления. По-прежнему единственным  способом приобретения им своих  полномочий остается избрание. Сохранение  выборного порядка формирования  высшего звена муниципальной  власти отвечает природе местного  самоуправления, его теоретической  концепции, международно-правовым  стандартам в самоуправленческой  сфере.

   Известны два альтернативных  способа выборов главы муниципального  образования: населением на основе  всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном  голосовании; представительным органом  из своего состава. Выбор одного  из них зависит от населения,  которое в соответствии со  ст. 130 Конституции РФ определяет  структуру органов местного самоуправления. Еще в большей степени решение  данного вопроса зависит от  политических и хозяйственных  функционеров, депутатов местного  представительного органа. Избрание  главы на муниципальных выборах  многократно подтверждает законность  его полномочий, что дает ему  право чувствовать себя на  равных с выборным представительным  органом, в отличие от главы,  избранного из состава представительного  органа.

   Глава муниципального образования  может входить в состав представительного  органа с правом решающего  голоса и являться его председателем.  В другом случае также избранный  населением глава вправе руководить  местной администрацией. Оба варианта  предполагают выполнение разного  рода обязанностей. Один глава,  очевидно, тяготеет к представительной  власти. Другой в максимальной  степени приближен к исполнительной власти местного самоуправления с ее полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным хозяйством.

   Закон “О Счетной палате  Российской Федерации” допускал  совмещение в одном лице обязанностей  по руководству представительным  и исполнительным органами, в  результате чего типичным стал  статус муниципального лидера, являющегося  одновременно главой муниципального  образования, председателем думы  и руководителем местной администрации.  Но такое “собирание” должностей  едва ли следует признать удачным  решением проблемы организации  местной власти.

   Выделяют следующие критерии, необходимые для выбора главы муниципального образования. Претендент должен обладать пассивным избирательным правом. Требования избирательного законодательства на этот счет известны: наличие российского гражданства и достижение на день голосования возраста 21 года. Региональное законодательство не может превысить возрастной предел, допустимо лишь его снижение в субъектах Федерации.

   Наименование главы муниципального  образования устанавливается законом  субъекта Федерации. Срок его  полномочий определяется уставом  муниципального образования. Он  не может быть менее 2 и более  5 лет. Срок полномочий глав, избираемых  представительными органами из  своего состава, равен сроку  полномочий этих органов. Полномочия  начинаются со дня вступления  в должность (обычно не позднее  2 недель с момента избрания) и  прекращаются в день вступления  в должность вновь избранного  главы. Период вступления в  должность служит для передачи  документов, разнообразных атрибутов  власти, представляя собой своеобразный  переходный этап, необходимый для  приобретения властных функций.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"