Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:45, контрольная работа
Понятие и состав муниципальной собственности. Формирование муниципальной собственности
муниципальный местный самоуправление собственность
Вопрос№2
К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В качестве продавца (отчуждателя) выступает публичный собственник (его органы или уполномоченные ими юридические лица).
В качестве покупателей (приобретателей)
могут выступать любые субъекты
гражданского права, кроме юридических
лиц, в уставном капитале которых
доля публичной собственности
Классификация объектов права муниципальной
собственности может быть представлена
следующим образом. Право муниципальной
собственности распространяется на
следующие объекты:
1. Недвижимое имущество (недвижимость):
а) земля (земельные участки);
б) объекты, неразрывно связанные с землей:
водные объекты, леса и иные, неразрывно
связанные с землей объекты растительного
мира;
в) здания, сооружения, помещения;
г) иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные
к недвижимым вещам имущественные комплексы
(предприятия) и движимые вещи (воздушные
и морские суда, суда внутреннего плавания).
2. Движимое имущество:
а) вещи, входящие в состав основных и оборотных
производственных фондов, материальных
запасов (оборудование, транспортные
средства, сырье, материалы и др.);
б) деньги и ценные бумаги.
3. Квази-вещи:
а) доли (паи) в уставных капиталах коммерчески
б) иные имущественные права.
Сказанное дает право признать наиболее
корректными формулировки тех уставов
муниципальных образований, которые учитывают
особенности объектов права собственности.
В этой связи заслуживает упоминания Устав
г. Н. Новгорода, в ст. 53 которого в состав
муниципальной собственности города включаются
средства бюджета города, муниципальные
внебюджетные и валютный фонды, имущество
органов местного самоуправления города,
а также муниципальные земли и другие
природные ресурсы, находящиеся в муниципальной
собственности, имущество муниципальных
предприятий и организаций, муниципальных
банков и других финансово-кредитных организаций,
муниципальные жилищный фонд и нежилые
помещения, имущество муниципальных учреждений
образования, здравоохранения, культуры
и спорта, и иное движимое и недвижимое
имущество. Хотя и здесь, например, отнесение
к городской собственности имущества
органов местного самоуправления города
крайне сомнительно с позиций Федерального
закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации".
Юридическая характеристика объектов
права муниципальной собственности означает
прежде всего исследование особенностей
их правового режима. Это понятие достаточно
давно вошло в обиход юридической науки,
но, к сожалению, не получило глубокого
анализа.
Два обстоятельства затрудняют решение
данной задачи. Во-первых, не ясно, в какой
мере уместно вообще введение в научный
аппарат термина "правовой режим имущества".
Для каждого, кому этот термин встречался
в законодательстве или кто сталкивался
с его объяснением в юридической литературе,
становилось понятно, что речь идет в сущности
о характеристике субъективных прав более
или менее широкого круга субъектов. Мысль
о том, что "никакого правового режима
вещей на самом деле быть не может" и
что в действительности правовой режим
устанавливается не для вещей, а для связанного
с ними поведения людей", казалось, давала
все основания для признания термина "правовой
режим вещей" (имущества) "сокращенным
словесным образом" разнообразных актов
человеческого поведения. Как заметил
Р. Саватье, "реальные вещи выступают
в юридической жизни через посредство
прав, которые осуществляются в отношении
этих вещей".
Между тем, на наш взгляд, данное понятие
все же имеет право на самостоятельное
существование. По своей сущности оно
является предметной характеристикой
юридических отношений. В нем предельно
общим образом выражаются границы воздействия
механизма правореализации на материальные
процессы воспроизводства. И хотя речь
идет все же о поведении людей, однако
не "связанного с вещами", а направленного,
воздействующего на вещи (имущество).
Во-вторых, ни теория права, ни отраслевые
юридические науки не дают однозначного
ответа на вопрос об объекте правоотношения,
а это во многом осложняет анализ положения
имущества (вещей) в механизме правового
регулирования. Вещи (имущество, материальные
блага) считают объектами права, правоотношения,
субъективного права и юридической обязанности,
сделки и права собственности одновременно
(Ю.К. Толстой), объектами правоотношения
и субъективного права и юридической обязанности
(М.М. Агарков и С.С. Алексеев), объектами
правоотношения, субъективного права
и поведения управомоченного лица (Н.И.
Матузов), материальными объектами правоотношения
(О.С. Иоффе и др.).
Понятие "правовой режим имущества
(вещей)" включает в себя сложный комплекс
правовых норм, устанавливающих права
и обязанности, объектом которых может
выступать это имущество. "Правовой
режим, — пишет В.И. Сенчищев,— это совокупность
всех позитивно-правовых предписаний,
существующих и действительных… и в соответствующих
случаях определяющих права, обязанности,
дозволения, запреты и предписания абсолютно
всех лиц… по поводу того предмета (явления),
в отношении которого они установлены".
По своей характеристике эти нормы могут
быть и регулятивными и охранительными,
материальными и процессуальными, различной
отраслевой принадлежности. Данный термин
служит таким образом законченным выражением
всех состояний "юридического бытия"
материальных благ. К такому его истолкованию
фактически пришел А.И. Масляев, считавший,
что здесь имеется в виду "правовое
положение имущества". И если с точки
зрения языка науки с этим вряд ли можно
согласиться, поскольку юридическая наука
термин "правовое положение" прочно
связывает с понятием субъекта права,
то в остальном нельзя не признать, что
термин "правовой режим" по отношению
к материальному объекту правоотношения
(вещи, имуществу) означает то же, что термин
"правовое положение" по отношению
к субъекту права.
В содержании норм, образующих модель
правового режима любого имущества, проявляется
действие по крайней мере трех факторов.
Во-первых, это социально-экономическая
функция материальных благ и, прежде всего,
вещей, в которых выражается материальная
сторона общественных отношений, их экономическая
ценность. С другой стороны, общественные
производственные отношения реализуют
экономическую функцию вещей, выступающих
в качестве средств производства и предметов
потребления. Если допустить, что правовое
опосредование отношений общественного
производства происходит все же через
систему имущественных отношений (С.С. Алексеев,
С.Н. Братусь, В.П. Грибанов и др.), а не напрямую
(М.М. Агарков, Д.М. Генкин, О.А. Красавчиков
и др.), то последние могут рассматриваться
в качестве той социальной формы, в которой
экономическая функция вещей приобретает
юридическое значение и отражается в нормах
права.
По этому признаку различаются нормы,
общие для всех вещей (например, риск случайной
гибели), нормы, общие для некоторого рода
вещей (например, государственнаярегистрация
прав на недвижимое имущество или правила операций (сделок) с валютными
ценностями), и нормы, относящиеся только
к какому либо одному виду вещей (например,
правила совершения сделок с жилыми помещениями).
Во-вторых, содержание норм, образующих
правовой режим имущества, определяется
социально-экономической функцией субъекта,
т. е. его ролью как агента общественного
производства и его местом в политической
организации общества. При этом если одни
нормы устанавливают права и обязанности
субъектов применительно к принадлежащему
им (закрепленному за ними) имуществу,
то другие — применительно к имуществу
других лиц (своему или чужому). Кроме того,
здесь также могут быть выделены нормы,
относящиеся ко всем субъектам (содержание
права собственности, недопустимости
злоупотребления правом собственности
и др.), нормы, общие для субъектов определенного
рода (например, для основных средств учреждений),
и, наконец, нормы, адресуемые одному виду
субъектов (например, имуществу государственных
и муниципальных образовательных учреждений).
В-третьих, "правовой режим" всякой
вещи отражает то, что С.З. Михайлин назвал
стадиями движения имущества, а экономическая
наука — стадиями жизненного цикла продукции
(проектирование, производство, обращение,
эксплуатация или потребление).
По правовому режиму все объекты муниципальной
собственности разделяются на имущество
муниципальной казны и имущество муниципальных
предприятий и учреждений. Кроме того,
объекты муниципальной собственности
по правовому режиму объединяются в различные
фонды, существующие как в натуральной,
так и денежной форме. К числу первых относятся
муниципальный жилищный фонд, муниципальный
фонд нежилых помещений, объекты социально-культурного
и коммунально-бытового назначения; муниципальный
музейный фонд и др. Примерами второго
рода являются муниципальные бюджетные
и внебюджетные фонды. Фондом в юридической
науке принято понимать совокупность
объектов (главным образом вещей, денег
и ценных бумаг), обладающих общностью
правового режима и в первую очередь общим
целевым назначением. "Совокупность
имущества (предметов, средств и др.), имеющего
единое целевое (производственно-
В составе муниципальной казны необходимо
различать денежные средства муниципального
бюджета и иное имущество (как движимое,
так и недвижимое), не закрепленное на
праве хозяйственного ведения либо праве
оперативного управления за каким-либо
предприятием либо учреждением.
К числу важнейших видов такого имущества
относятся муниципальные земли, жилищный
и нежилой фонд; объекты городской инженерной
инфраструктуры, городского пассажирского
транспорта, внешнего благоустройства,
денежные средства внебюджетных муниципальных
фондов и другие вещи, чей правовой режим
не позволяет считать их объектами права
хозяйственного ведения либо права оперативного
управления муниципальных предприятий
или учреждений. Оперативное управление
такими объектами осуществляют органы
местного самоуправления.
В составе распределенного муниципального
имущества, во-первых, следует назвать
имущество (основные и оборотные средства) жилищно-
Во-вторых, в составе этой группы объектов
нужно назвать имущество муниципальных
предприятий розничной торговли, общественного
питания и бытового обслуживания населения,
а также муниципальных предприятий, обеспечивающих
их работу (оптовой торговли, заготовительных,
ремонтно-строительных, переработки и
хранения и др.).
В-третьих, имущество муниципальных
учреждений здравоохранения (кроме
областных больниц и диспансеров), народного
образования (кроме спецшкол для детей,
страдающих хроническими заболеваниями),
культуры и спорта.
ГК РФ допускает возможность закрепления
отдельных объектов в исключительной
собственности муниципальных образований
(п. 3 ст. 212 ГК). Однако какого-либо закона
по вопросу об исключительных объектах
муниципальной собственности до сих пор
не принято. Хотя определенные шаги в этом
направлении предпринимаются, что свидетельствует
о действительной значимости этой проблемы.
Так, например, был принят закон о сохранении
статуса муниципальных учреждений и объявлении
моратория на их приватизацию. Этим нормативным
актом была запрещена приватизация образовательных
учреждений всех типов, включая объекты
их производственной и социальной инфраструктуры,
в том числе:
– жилые помещения, располагающиеся в
учебных корпусах, составляющих единый
архитектурный ансамбль;
– жилые помещения в домах, находящихся
в сельской местности;
– клинические базы учреждений медицинского
образования;
– учебно-опытные, учебно-производственные
хозяйства и другие научные, проектные,
производственные предприятия, учреждения
и организации, ведущие научные исследования
и обеспечивающие функционирование и
развитие образования.
Думается, что решению этой проблемы мог
бы послужить закон о государственной
и муниципальной собственности. Именно
он должен решить вопрос о границах полномочий
муниципальных образований в части отчуждения
(приватизации) объектов муниципальной
собственности, не допуская перехода в
частные руки важнейших объектов, служащих
удовлетворению общих либо общественно
значимых потребностей местного населения.
Право муниципальной собственности предполагает
включение объекта в перечень (реестр)
муниципальной собственности. Это было
предусмотрено распоряжением Президента
РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп, утвердившим
Положение об определении пообъектного
состава федеральной, государственной
и муниципальной собственности и порядка
оформления прав собственности. В соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
"О гарантиях местного самоуправления
в Российской Федерации" от 22 декабря
1993 г. органы местного самоуправления
самостоятельно утверждают перечень объектов
(имущества), составляющих муниципальную
собственность, исходя из интересов местного
населения. Решения органов местного самоуправления
о включении объектов (имущества) в состав
муниципальной собственности могут быть
оспорены в судебном порядке.
Основанием для включения (исключения
из реестра) выступают также акты органов
государственной власти и управления
Российской Федерации и субъекта Федерации,
решения судов.
Право собственности на муниципальное
недвижимое имущество, а также ограничения
и обременения этого права (ипотека, аренда,
арест) подлежат государственной регистрации
в реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним.
Вопрос№3
Управление
и распоряжение муниципальным имуществом
осуществляет местная администрация:
Комитет
по управлению муниципальным имуществом (
Учет
муниципального имущества производится –
ведение реестра объектов муниципальной
собственности (муниципальная информационная
система, представляющая совокупность
построенных на единых методологических
и программно-технических принципах муниципальных
баз данных, содержащих перечни объектов
учета и данные о них).
Объекты
учета реестра (МУП и муниципальные
учреждения, здания, строения, сооружения,
объекты инженерного и коммунального
назначения, доли в уставном капитале
хозяйственных обществ, объекты муниципальной
собственности, переданные в пользование,
аренду, залог, автотранспорт МУП и муниципальных
учреждений) (держатель реестра – комитет
по управлению муниципальным имуществом;
порядок ведения реестра определяется
в положении, принимаемом представительным
органом МО; собственник реестра - МО).
^ Способы распоряжения
муниципальным имуществом:
1) аренда (передача
в возмездное срочное пользование муниципального
имущества, находящегося в составе казны
МО);
2) ссуда (передача
в безвозмездное срочное пользование
имущества казны);
3) приватизация (возмездное
отчуждение в частную собственность имущества
казны) (проводится на основе ежегодного
прогнозного плана приватизации муниц.
имущества на очередной финансовый год);
4) совершение гражданско-правовых
сделок в процессе хозяйственной деятельности
МУП и муницип. учреждений, у которых данное
имущество находится в хозяйственном
ведении или оперативном управлении.
Органы
МСУ обладают большими правами в отношении
МУП, муниципальных учреждений (определение
порядка принятия решений об их создании,
реорганизации и ликвидации и установлении
тарифов на их услуги – исключительная
компетенция представит. органа МО).
Часть
муниципального имущества закрепляется
за МУПП и муниципальными учреждениями на
ограниченных вещных правах хозяйственного
ведения и оперативного управления (другая
часть муниципального имущества (нераспределенная)
– казан МО).
Муниципальное
унитарное предприятие, которому имущество
принадлежит на праве хозяйственного
ведения, владеет, пользуется и распоряжается
им в пределах, определяемых ГК РФ (не вправе
продавать его, сдавать в аренду, отдавать
в залог, вносить в качестве вклада в уставный
капитал хозяйственных обществ или иным
способом распоряжаться им без согласия
органа МСУ, осуществляющего от имени
МО право собственника муниципального
имущества).
Муниципальные
учреждения в отношении имущества, закрепленного
за ними на праве оперативного управления,
осуществляют права владения, пользования
и распоряжения им в соответствии с целями
своей деятельности, заданиями собственника
(органы МСУ от имени МО субсидиарно отвечают
по обязательствам муниципальных учреждений).
Органы
МСУ в отношении организаций, находящихся
в муниципальной собственности (определяют
цели, условия и порядок их деятельности,
осуществляют регулирование цен и тарифов
на их продукцию (услуги); утверждают их
уставы; назначают и увольняют их руководителей,
заслушивают их отчеты).
Органы
МСУ могут участвовать в создании хозяйственных
обществ (в том числе межмуниципальных),
необходимых для осуществления полномочий
по решению вопросов местного значения
(в целях объединения финансовых средств,
материальных и иных ресурсов для решения
вопросов местного значения могут быть
образованы межмуниципальные объединения,
учреждены хозяйственные общества и другие
межмуниципальные организации в соответствии
с ФЗ и НПА представительных органов МО)
(указанные межмуниципальные объединения
не могут наделяться полномочиями органов
МСУ).
Порядок
участия МО в организациях межмуниципального
сотрудничества – исключительная
компетенция представительного органа
МО (межмуниципальные хозяйственные общества
осуществляют деятельность в соответствии
с ГК РФ и иными ФЗ; подлежат государственной
регистрации) (некоммерческие организации
в форме автономных некоммерческих организаций
и фондов осуществляют деятельность в
соответствии с ГК РФ, ФЗ о некоммерческих
организациях).
Контроль
за управлением и распоряжением муниципальным
имуществом осуществляется в целях
сохранности имущества, его эффективного
и целевого использования, обоснованности
затрат на его содержание (контроль –
исключительная компетенция представит.
органа МО; предусмотрена возможность
создания контрольного органа МО, в который
органы и должностные лица МСУ должны
предоставлять необходимую информацию
и документы по вопросам, относящимся
к его ведению).
1. Распоряжение и управление
объектами муниципальной
2. Местные Советы и местная администрация вправе:
а) передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и актами местных Советов, изданными в пределах их компетенции;
б) распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами;
в) устанавливать при отчуждении
муниципальных предприятий
г) требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса;
д) получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;
е) передавать право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления.
Местные Советы обладают преимущественным по отношению к государственным органам правом на приобретение в установленном законом порядке находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для местных нужд.
3. Органы местной администрации
в пределах своей компетенции
управляют объектами
4. Имущество, являющееся
муниципальной собственностью
5. Имущество, являющееся
муниципальной собственностью
6. Перечень объектов
Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Они могут избираться непосредственно населением и (или) образовываться представительным органом муниципального образования. Каждый орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно – распорядительный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, например, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция и др. При этом, согласно Федеральному закону 2003г., наличие представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным.
Наименования органов
и должностных лиц местного самоуправления
устанавливаются законом
Органы местного самоуправления
не входят в систему органов
Органы местного самоуправления можно классифицировать по способу образования (делегирования полномочий); типу исполняемых функций; назначению (специализации); исполняемым полномочиям; способу принятия решений.
По способу образования и делегирования полномочий органы местного самоуправления делятся на выборные и иные. Выборные органы отличаются тем, что население напрямую наделяет их полномочиями по решению вопросов местного значения. Остальные органы создаются для обеспечения этих полномочий. Они могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), по установленным нормам представительства от различных организаций) муниципальные комиссии: административная, жилищная и пр.). Выборные органы получают свои полномочия непосредственно от населения, т. е. выборы являются не только способом образования органов, но и способом наделения этих органов полномочиями. Иные органы получают свои полномочия чаще всего от выборных органов.
По выполняемым функциям органы местного самоуправления делятся на представляющие интересы населения (проектная функция) и реализующие эти интересы (программная функция). Представление интересов населения заключается в их выявлении, обобщении, принятии на этой основе программы (проекта) развития муниципального образования (отсюда термин «проектная функция») и правовых актов, необходимых для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления («программная функция») направленной на осуществление проекта. Этим двум типам функций соответствуют два основных типа органов местного самоуправления – представительные и исполнительные.
В зависимости от способа принятия решений органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и единоличные. Коллегиальное принятие решений присуще выборным органам, как прямое следствие их природы. Коллегиально целесообразно принимать решения, имеющие принципиальное значение для местного сообщества, а также в тех сферах, где со стороны населения возможны предположения о предвзятом отношении или личном интересе должностного лица (например, предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам и т. п.). Такие решения могут приниматься специально создаваемыми коллегиальными органами.
В то же время вопросы
оперативного управления муниципальным
хозяйством более эффективно решаются
на основе единоначалия, при котором
конкретными сферами
По назначению органы местного самоуправления делятся на органы общего и специального назначения (органы с широкой и узкой специализацией). Под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все или большую часть сфер деятельности местного самоуправления (представительный орган, администрация, а также такие, как, например, финансовые или управляющие муниципальным имуществом). Под органами специального назначения понимаются «отраслевые» органы, занимающиеся одной или несколькими сферами муниципальной деятельности (например, городской транспорт, образование, культура и т. д.).
Деление по полномочиям вытекает из классификации самих полномочий местного самоуправления, которые подразделяются на следующие группы:
q Собственные полномочия по решению вопросов местного значения, выполняемые в обязательном порядке согласно Конституции РФ, федеральным и региональным законам;
q Полномочия, делегированные органам местного самоуправления органами государственной власти в соответствии с федеральными или региональными законами;
Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"