Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:22, курсовая работа
Цель исследования представленной курсовой работы заключается в исследовании дальнейшего развития малых городов и сельских поселений, теоретического обоснования проблем малых городов и сельских поселений и пути их решения.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
-раскрыть понятия «малые города» и «сельские поселения», выявить их особенности и виды;
-описать концепцию развития малых городов и сельских поселений;
-исследовать проблемы малых городов и сельских поселений в современной России;
- выявить факторы, влияющие на развитие малого города;
- найти наиболее оптимальные пути развития малых городов и сельских поселений.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития малых городов и сельских поселений.
1.1. Малые города и сельские поселения: сущность, особенности, характеристика………………………………………………………6
1.2. Концепция развития малых городов и сельских
поселений……………………………………………………………12
Глава 2. Анализ проблем развития малых городов и сельских поселений.
2.1. Проблемы развития малых городов и сельских поселений в России……………………………………………………………….16
2.2. Перспективы развития малых городов и сельских поселений в современной России…………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список…………………………………………………….
2.2. Перспективы
развития малых городов и
Для решения множества социально-экономических проблем необходимо комплексно решать весь спектр проблем наиболее многочисленной группы городских поселений. Так будущее малых городов России напрямую зависит от совершенствования механизмов, форм и методов управления развитием малых городов.
Перспективами развития малых городов могут стать: усиление их роли как центров тяготеющих районов, в том числе сельскохозяйственных, рекреационных, лесопромышленных; перепрофилирование в тех случаях, когда сложившаяся специализация неэффективна в новых рыночных условиях; усиление их роли как структурных центров в агломерациях крупнейших городов (транспортных узлов, мест размещения промышленных предприятий, выводимых из главного города или взаимосвязанных с предприятиями главного города — центра агломерации, рекреационных и других обслуживающих центров либо дополняющих хозяйственный комплекс агломераций и т.д.); развитие функций, опирающихся на сложившийся потенциал города, в особенности квалифицированные кадры; развитие прежде всего и исторических городах и городах, обладающих особенно благоприятными для этих целей природными условиями и памятниками истории и культуры. Важными механизмами роста малых и городов являются всемерное развитие малого бизнеса, привлечение инвестиций в результате продуманной системы маркетинга и умелого проведения мероприятий по всестороннему улучшению имиджа города, широкое использование органами субъектов Федерации и местными властями налоговых льгот и других мер поддержки предприятий и направлений бизнеса, наиболее перспективных в условиях данного города.
Малые города следует развивать как:
1) местные центры, занимающие более скромное, но чрезвычайно важное место в иерархии населенных мест и возглавляющие развитие тяготеющих сельскохозяйственных территорий с соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностью местного значения;
2) места размещения цехов, филиалов и узкоспециализированных производств крупных предприятий больших городов, легко «вписывающихся» в системы коммунального оборудования этих городов (не требующих специальных ТЭЦ, промышленных водозаборов и очистных станции и т.п;
3) центры отдыха и туризма, что будет иметь в будущем весьма важное значение. [24 c.89-91].
Узкоспециализированные города при необходимых условиях должны получить возможность освоить, как минимум, еще одну сферу деятельности и постепенно трансформироваться в многофункциональный центр. В особую группу могут быть выделены города –центры добывающей промышленности. Для каждого из них необходима концепция перепрофилирования, так как месторождение полезных ископаемых, служащее основой существования города, когда-нибудь будет полностью выработано. В отношении малых городов должны использоваться различные способы активизации их развития: создание новых промышленных предприятий или постепенное превращение их в центры отдыха и туризма, усиление значения этих городов как «столиц» низовых районов. В случае использования промышленности в качестве рычага подъема малых городов обязателен учет всех выполняемых ими функций, чтобы не произошло их подавления. Наоборот, развитие промышленности должно способствовать укреплению других, свойственных малому городу, особенностей, быть связанной с нуждами региона, ориентироваться на переработку местного сырья или на обслуживание местных потребностей. Желательно руководствоваться рекомендациями по подбору предприятий, которые по профилю и размерам соответствуют росту малого города и его положению в системе расселения. Типологические и региональные особенности городов, место каждого из них в расселении и территориальном устройстве страны и региона, сущность города как особого вида территориальной концентрации населения и его деятельности – все это необходимо учитывать при разработке концепции развития города, которая должна быть создана для каждого города в соответствии с его индивидуальностью. Разрешать споры и вести поиск оптимального решения для развития города требуется на основе научных данных[28 c.189].
К эффективным управленческим технологиям по развитию малых городов относятся внешние условия федерального уровня.
Их всего пять: оптимизация взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, включая организацию многоуровневой системы экономического и градостроительного прогнозирования (от федерального уровня до городского); обеспечение пропорционального развития малых и больших городов с формированием инвестиционного фонда развития малых городов; изменение тарифной политики (без стабилизации и снижения тарифов малые города не спасти); отказ от прямолинейной реализации принципа выравнивания душевых доходов населения в межбюджетных отношениях.
Внешних условий регионального уровня четыре: определение роли каждого города в территориальной организации производства и расселения соответствующего субъекта Российской Федерации и приоритетных направлений развития каждого города (сам город их установить не может); территориальная дифференциация всех платежей в регионе в соответствии с приоритетами, установленными субъектом Федерации, и оптимизация межмуниципальных бюджетных отношений; координация межмуниципальных отношений с точки зрения интересов субъекта Федерации как единого социо-экономического образования, в котором все должны быть ориентированы на единый конечный результат; развитие меж городской социальной, инженерной, транспортной и институциональной инфраструктуры.
Внутренними условиями развития малых городов являются: обеспечение безусловного доверия населения и бизнеса к местной власти на основе формирования благоприятного инвестиционного климата; создание прогнозно-аналитической службы стратегического планирования для заблаговременной подготовки требуемой проектной документации и заблаговременного оповещения бизнеса о грядущих изменениях экономической ситуации; систематическое проведение территориального маркетинга для своевременного информирования о своем городе потенциальных инвесторов; проведение оптимальной земельной, жилищно-коммунальной, социокультурной, молодежной и кадровой политики; всемерное повышение социальной активности всех слоев и территориальных групп населения с одновременной настройкой этой активности на формирование благоприятной среды жизнедеятельности в городе и на борьбу с личным, групповым, корпоративным эгоизмом.
Программа ускоренного развития малых городов будет действовать, только если каждый город будут иметь свою программу развития.
Особенно перспективно использовать малейшие возможности для проведения в городе фестивалей, выставок, ярмарок, спортивных соревнований, дней памяти выдающихся земляков — всего того, что может привлечь в город людей, готовых оставить здесь свои деньги. Всего того, что может привлечь сюда талантливых людей и сыграть побудительную роль в выборе места приложения капитала того или иного инвестора.
Но все это будет мало результативным, если в комплексе работ по оживлению своей экономики будет упущена технология повышения социальной активности населения, снижения социальной напряженности и повышения доверия к власти. Важно понимать, что социальная напряженность, снижающая инвестиционную привлекательность города, мало связана с тяготами жизни. Если люди убеждены в том, что любое другое решение приведет к еще большим тяготам, то они объединяются вокруг такой власти. Технология обеспечения безусловного доверия населения к власти требует специального рассмотрения. Здесь же важно подчеркнуть необходимость создания для этого в каждом городе математических модели комплексной оценки последствий принимаемых решений. Наконец, особое внимание должно быть уделено повышению социальной активности населения, в том числе на выборах. Это и проведение общегородских и микрорайонных праздников, сплачивающих людей, и всемерное стимулирование развития территориального общественного самоуправления на основе принципа эквивалентности. Повышаешь свой вклад в развитие города — получаешь моральное и в той или иной форме материальное вознаграждение.
Основная проблема развития сельских поселений—деградация среды обитания. Она характеризуется прежде всего резким ухудшением демографической ситуации, упадком отраслей социальной сферы, ухудшением экологической обстановки, низким уровнем и качеством инженерно-технического обеспечения жилищ, что вместе с экономической депрессией приводит в целом к нарастающей дегуманизации жизненной среды.
В условиях серьезных финансовых трудностей колхозов и совхозов на селе происходит распад сложившейся системы культурно-бытового обслуживания. Происходит свертывание сферы бытового обслуживания. На селе в основном преобладает индивидуальное жилье, которое, как правило, не соответствует современным требованиям проживания. Многие жилые дома, кроме электро- и газоснабжения, не обеспечены другими видами инженерного благоустройства.
Внешнее благоустройство многих современных сельских поселений весьма скудно. Как правило, большинство улиц не имеют твердого покрытия, нет организованного стока ливневых вод, тротуаров, продуманного озеленения, малых архитектурных форм. Отсутствие серьезного архитектурного надзора за обликом современных сел создает хаотическую среду, неприглядную и неудобную для проживания. Только кардинальные подвижки в социально-экономической сфере могут изменить ситуацию, дать импульс к улучшению условий проживания людей в сельской местности.
Можно сделать вывод что, развитие промышленности и инфраструктуры городов позволит достичь повышения жизненного уровня населения, выйти из критического положения малым городам и вновь приобрести статус культурного и промышленного центра района. Переход на принципы саморазвития: самоуправления и самофинансирования - главные составляющие системы сохранения и восстановления малых городов и сельских поселений России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пройдя долгий путь исторического развития, малые города не утратили свою значимость, свой статус культурного и промышленного центра района. Кроме того, имеющееся историческое наследие, напоминающее о традициях и обычаях малых городов в период становления и развития Российского государства, не может быть потеряно, а наоборот, возрождение к нему интереса привлечет внимание людей из больших городов, что также повлияет на возрождение и дальнейшее развитие малых городов.
Выделяя основные проблемы малых городов и сельских поселений: недостаточная социальная ориентация экономической базы; низкий технический уровень; слабое использование местных ресурсов и возможностей; рост числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве; диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер; проблема транспортной инфраструктуры-можно найти пути решения этих проблем. Такие как: развитие промышленности и инфраструктуры малых городов тем самым создавай экономический потенциал городов и предоставление рабочих мест жителям; создавать центры отдыха и туризма; развитие и поддержание агропромышленной отрасли и лесного хозяйства, так как это основополагающая сельских местностей; так же создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Но стоит учитывать, что каждый малый город России имеет свои экономические, географические, социальные особенности. Поэтому пути решения невозможно свести к общим.
Малые города России – это не только совокупность проблем. У каждого малого города свой неповторимый уклад жизни, свой облик, свой силуэт, оригинальная мысль и память. Малые города России уникальны. Их памятники культуры, местный колорит составляют пока еще не понятый российской экономикой мощный ресурс развития.
Но население малых городов не столь равнодушно по отношению к месту, где живет, как в крупных мегаполисах. Люди искренне гордятся своей «малой родиной». Многие малые города с неиспорченной экологией имеют все шансы стать рекреационными центрами. Уникальная чистая природа, удаленность от цивилизации, невысокие цены привлекательны для путешественников. Поэтому малым городам и сельским поселениям России должна прийти на помощь государственная экономическая политика по возрождению малых городов, ведь жителям одним с этим не справиться. И тогда многое получится.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации.
2. Постановление Правительства РФ от 28. 06. 1996 N 762 «Об утверждении Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы»
3. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.
4. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», ФЗ от 02. 03. 2007 г.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008г.
6. Анимица Е. Г. Малые и средние города :научно-теоретические аспекты исследования. Екатеринбург, 2008.
7. Баклаженко Г.А. Сельское самоуправление в России [Текст]/ Г.А.Баклаженко// АПК: Экономика, управление, - 2004 . - № 3.
8. Барамзин СВ. Методика оценки социально-экономического развития сельских поселений [Текст]/ С.В. Барамзин //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №9.
9. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. — М. : Гардарики, 2009.
10. Васильев А. А. Муниципальное управление: Конспект лекций. – Н. -Новгород, 2009. – 155 с.
11. Ветров Г. Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. -М. : Фонд «Институт экономики города» 2007
12. Вильямский B. C. , Дедяев В. Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики. — Ростов-на-Дону. : РТА, 2006.
13. Государственное управление в России. Энциклопедия в 2-х томах. М.: Изд-во РАГС,2008.
14. Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист, 2006. -— № 2
15. Губанов, С. С. Путь развития России: назревшее уточнение / Экономист. – 2010. – № 4
16. Косов, Ю. Регионалистика. Краткий курс/Ю. Косов. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
17. Куничкина Н. С. Проблемы развития малых городов России. Н.Н. 2005.
18. Кутаев Ш.К. Повышение эффективности структур содействия занятости населения/ Ш.К.Кутаев [Текст]// Региональная экономика: теория и практика. -2009.-№11.
19. Лексин В. Н. , Швецов А. Н. Муниципальная Россия. - Москва 2009
20. Ляхова Н.И. Модели экономического развития регионов [Текст]/ Н.И. Ляхова // Материалы международной научно-практической конференции «Дни науки - 2005» - Днепропетровск, 2005. - С. 93-96.
21. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы развития. Аналитический доклад. – М. : РАР малого бизнеса, 2009.
22. Музыченко Л. М. Использование экономических методов в муниципальном управлении при переходе к рынку. М, 2006.
Информация о работе Малые города и сельские поселения: перспективы развития