Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:03, реферат
Основы конституционного строя представляют собой систему исходных конституционных принципов1, задающих юридическую модель всего общества, государства, национального права в совокупности всех его отраслей. Основы конституционного строя - это и действительное осуществление данных принципов, и то состояние общества, государства, национального права, которое сложилось под их воздействием. Конституционные проявления местного самоуправления.
4
Местное самоуправление как основа конституционного строя.
Основы конституционного строя представляют собой систему исходных конституционных принципов1, задающих юридическую модель всего общества, государства, национального права в совокупности всех его отраслей. Основы конституционного строя - это и действительное осуществление данных принципов, и то состояние общества, государства, национального права, которое сложилось под их воздействием.
Конституционные проявления местного самоуправления. Будучи основой конституционного строя, местное самоуправление выступает как:
------------------------------
1ч. 1 ст. 1 Конституция РФ
2Кокотов А.Н., Саломаткин А.С.. Муниципальное право России, 2007
5
Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед своим населением. Конституция не даёт исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.
Конституция РФ, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом государством. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти1. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы уже не выступают,
------------------------------
1гл.1 ст.12 Конституция РФ
6
как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчёты и имеющей право отмены их решений.
Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти российской Федерации и органов государственной власти её субъектов в области местного самоуправления.
Местное самоуправление как социальный институт наряду с государством выступает механизмом осуществления народного суверенитета, инструментом обеспечения державности. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления1. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Последняя норма предполагает референдумы и выборы не только государственного, но и муниципального уровня2.
Местное самоуправление раскрывает и обеспечивает исходные конституционные ценности в тесном взаимодействии с конституционными положениями о верховенстве на всей территории страны Конституции РФ, федеральных законов, самоопределении народов, единстве и равенстве гражданства, единстве экономического пространства, равенстве форм собственности, социальной направленности государства, идеологическом и политическом многообразии и т.п. В частности, в рамках местного самоуправления как политико-правового пространства должна обеспечиваться действенность всех перечисленных положений.
------------------------------
1ч. ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ
2Кокотов А.Н., Саломаткин А.С.. Муниципальное право России, 2007
7
Понятие местного самоуправления.
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:
а) основы конституционного строя;
б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в) формы народовластия.
Многие современные исследователи характеризуют местное самоуправление как самостоятельную деятельность населения и избранных им негосударственных органов.
Так, Л.А. Парадиз предлагает следующее определение: «местное самоуправление - это система демократически избранных в негосударственных органов местной власти, осуществляющих управление в пределах конкретной территории (как сельской, так и городской) на основе интересов её населения и законов, определяющих её правовой статус, экономические основы, функциональные полномочия, меры юридической и политической ответственности».
И.В. Выдрин определяет местное самоуправление «как процесс управления низовыми территориальным сообществами жителей, базирующийся на принципах разумного сочетания представительских институтов и институтов непосредственной демократии, предоставления всем субъектам территориальных сообществ широких возможностей по заявлению и проведению в жизнь собственных интересов, политико-правовой привязанности местного самоуправления к конкретным запросам жителей»1.
------------------------------
1Местное самоуправление в Российской Федерации Выдрин И.В. Екатеринбург. 1998. С.46.
8
Новый Федеральный закон даёт несколько иную, более конкретную формулировку: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»1.
Общие принципы местного самоуправления - это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований2.
«Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»3
------------------------------
1Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М. С.96.
3п.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
9
Правовые основы местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Федерации.
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы, т. е. та форма, в которой они получают свою жизнеспособность.
Установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов1. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всех территорий России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.
Существует три уровня источников муниципального права - федеральный, региональный, местный.
На федеральном уровне главным источником муниципального права является Конституция РФ, в которой впервые в российском конституционном строительстве закрепляется местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, относящийся к основам конституционного строя, устанавливается принципиальное положение о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, фиксируются исходные начала и принципы местного самоуправления, гарантии его прав.
------------------------------
п. «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ
10
На региональном уровне источниками муниципального права являются нормативные правовые акты субъектов РФ. Это их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о статусе депутата, выборного должностного лица, о муниципальной службе, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления, о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
На местном уровне источниками муниципального права являются уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления.
Система местного самоуправления. |
Систему местного самоуправления
допустимо определить как совокупность
местных сообществ жителей, муниципальных
образований, их внутренних субъектов
и институтов, взаимодействующих между
собою и с внешней средой в процессе отправления
самоуправленческих функций. Каково соотношение
между собой отдельных субъектов самоуправления? ------------------------------ 1Кокотов А.Н., Саломаткин А.С.. Муниципальное право России, 2007 11 Внешне формальным выражением территориальных сообществ жителей выступают муниципальные образования как политико-территориальные единицы. Получается, что муниципальное образование - одна из "телесных" оболочек территориального сообщества жителей. Местное сообщество - это объединение людей по месту жительства с многочисленными формальными, безличными и неформальными, личностно окрашенными связями между ними. Воля местных сообществ, населения в рамках муниципальных образований формируется посредством нескольких способов. Во-первых, через органы и должностных лиц местного самоуправления. Во-вторых, через жителей, обладающих статусом избирателей, участников местных референдумов, сходов, собраний, конференций. Жители осуществляют функции местного самоуправления в муниципальных образованиях по месту своего постоянного или преимущественного проживания. В-третьих, с помощью органов территориального общественного самоуправления (домовые, уличные, квартальные комитеты, советы микрорайонов, народные дружины, т.п.)1. Каналом выявления, выражения воли местных сообществ, населения служат общественные, религиозные объединения, иные виды местных негосударственных некоммерческих объединений. Еще один такой канал - муниципальные предприятия, учреждения, организации, коммерческие негосударственные и немуниципальные объединения. Способами самоуправления являются также обращения, заявления, жалобы, народные правотворческие инициативы, забастовки, митинги, демонстрации, шествия, пикеты, опросы населения, общественные работы, многие другие институты группового соединства и индивидуального волеизъявления.
------------------------------ 1гл.1 ст. 3 Конституции Российской Федерации 12 Принципы местного самоуправления. Местное самоуправление основано на ряде принципов, под которыми понимаются обусловленные природой местного самоуправления основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения и формируемых им муниципальных органов1. Принципы местного самоуправления сформулированы в Европейской хартии местного самоуправления, в Конституции РФ, Законе об общих принципах организации местного самоуправления и в других законодательных актах. Они определяют демократическую организацию местного самоуправления как института публичной власти, их соблюдение обязательно для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, населения и образуемых им органов местного самоуправления в целях реализации равного права граждан на местное самоуправление, обеспечения самостоятельного решения населением местных вопросов на территориях муниципальных образований в соответствии с законодательством России и субъектов Федерации, а также с уставами муниципальных образований. Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается организационными формами и методами деятельности муниципальных органов. В правовой литературе предлагается немало систем-принципов местного самоуправления - в чем-то схожих, а в чем-то и различающихся1. Используя уже сделанные исследователями выводы и предложения, эти принципы можно подразделить на две группы. К первой относятся принципы, устанавливающие положение муниципальной власти в общей системе публичной власти. ------------------------------ 1Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М.,2000г. 13 Во-первых, это компетенционная обособленность органов местного самоуправления. Законодательство устанавливает перечень вопросов местного значения, конкретизируемых в правах и обязанностях органов местного самоуправления. Они отделены от компетенции государственных органов, хотя на началах партнерства возможны контакты и совместные решения разных уровней публичной власти при решении общих задач в рамках, установленных законом1. Во-вторых, отсутствие в отношениях органов местного самоуправления с органами государственной власти и органов разных уровней местного самоуправления между собой признаков субординации и подчиненности. При этом при выполнении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий они обязаны выполнять в установленных законом случаях нормативные акты государственных органов, наделивших муниципалитеты государственными полномочиями. В-третьих, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти при решении общих задач. В-четвертых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Они свободны в выборе форм и методов решения вопросов местного значения и выполнения соответствующих полномочий, а также в реализации переданных им государственных полномочий. Они самостоятельны в определении своих внутренних организационных структур, в установлении регламентов их деятельности. В-пятых, соразмерность финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления и их компетенции. Этот принцип определяет важнейшее условие, без соблюдения которого местное самоуправление не может быть реальным. ------------------------------ 1В.И.Васильев Муниципальное право, Учебник- 2-е издание, переработанное и дополненное. 14 В-шестых, право органов государственной власти наделять органы местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями, обеспеченными
материальными и финансовыми
ресурсами. Органы государственной
власти могут и не наделять муниципальные
органы государственными полномочиями.
Тогда местное самоуправление становится
более самостоятельным и В-седьмых, право органов местного самоуправления на судебную защиту. Это одна из важнейших государственных гарантий статуса местного самоуправления как такового. Ко второй группе принципов относятся те, с которыми связано демократическое устройство и функционирование муниципальной власти. Во-первых, это выборность и сменяемость депутатов и должностных лиц. Выборность, как будет подробно показано ниже, - это основной способ формирования важнейших органов местного самоуправления и одновременно одна из главных "первичных" форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Сменяемость обеспечивает постоянно возобновляемую связь с избирателями депутатов и должностных лиц, гарантирует членам местного территориального сообщества возможность занять в системе местного самоуправления положение, существенно влияющее на ведение муниципальных дел. Во-вторых, обязательное наличие представительных органов местного самоуправления и их право создавать ответственные перед ними исполнительные органы1. ------------------------------ 1В.И.Васильев Муниципальное право, Учебник- 2-е издание, переработанное и дополненное. 15 Без представительных органов (кроме
тех случаев, когда решения принимаются
непосредственно самим Право создавать подведомственные исполнительные органы обеспечивает организационные гарантии эффективности усилий представительных органов. В-третьих, гласность деятельности органов местного самоуправления. Гласность, открытость работы органов местного самоуправления позволяют населению следить за тем, что и как решают муниципальные власти и вовремя воздействовать на них, если они поступают вопреки воле граждан. В-четвертых, законность деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Действия в русле законности гарантируют оптимальное положение муниципалитетов в общей структуре публичной власти. Действия вопреки закону исключают это положение. Кроме того, нарушение законности может повлечь нарушение прав и свобод граждан, установленных нормами права интересов, что также не соответствует назначению и роли местного самоуправления. В-пятых, участие населения в подготовке, обсуждении, принятии, исполнении и контроле за исполнением решений органов местного самоуправления. Это участие является неотъемлемым правом граждан и ближайшим образом выражает сущность организации местного самоуправления как демократического института власти. В-шестых, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления населению. Это средство постоянной связи населения с органами местного самоуправления, предопределяющее возможность активного влияния населения на деятельность органов местного самоуправления1. ------------------------------ 1В.И.Васильев Муниципальное право, Учебник- 2-е издание, переработанное. 16 |