Местное самоуправление в России – тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Местное самоуправление России в переходный период ………………5
2. Необходимость развития местного самоуправления…………………14
3. Тенденции развития местного самоуправления……………………….21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы..…………………………………….25

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Местное самоуправление России в переходный период ………………5
2. Необходимость развития местного самоуправления…………………14
3. Тенденции развития местного самоуправления……………………….21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы..…………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

ККР МУиГУ.docx

— 56.90 Кб (Скачать файл)

Решение существующих проблем  взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также многих иных, требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, определения вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.

В законах ряда субъектов  Российской Федерации о порядке  передачи отдельных государственных  полномочий муниципальным образованиям существуют прямые расхождения с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, предусматривается возможность передачи полномочий по договору, хотя в Конституции РФ не установлен такой порядок. В ней говорится, что передача может происходить только по закону.

Надо полагать, что после  принятия федерального закона об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в законы субъектов Российской Федерации будут внесены поправки, уточнения и добавления.

С целью гармонизации взаимоотношений  регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например, Закон «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации». Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения.

Данный закон должен закрепить  основные принципы взаимодействия государственных  и муниципальных органов субъекта, формы их взаимодействия. В нем должны регламентироваться межбюджетные отношения между органами власти, организационное и информационное взаимодействия. В Законе должны быть определены предметы ведения органов государственной власти и местного самоуправления субъекта, вопросы, требующие их совместного решения, порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Здесь обязательно должен предусматривается принцип передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления и процесс осуществления ими этих полномочий, основания и порядок их прекращения.

Уточнение полномочий региональных государственных органов и органов  местного самоуправления по вопросам, требующим совместного решения с учетом экономических, социальных и иных особенностей муниципальных образований, в соответствии с этим законодательным актом может быть осуществлено специальным договором (соглашением). Его сторонами выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, предметом договора могут быть конкретизация вопросов, требующих совместного решения, условия и порядок их осуществления, формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении договора, а также иные связанные с ним вопросы.

 

 

3. Тенденции развития местного самоуправления

Основные направления  развития местного самоуправления предопределяются теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией РФ, Европейской хартией, законодательством о местном самоуправлении. В системе управления государством и обществом через самостоятельное решение вопросов местного значения оно реализует следующие задачи:

- укрепляет основы народовластия;

- создает условия для обеспечения жизненных интересов населения;

- проводит мероприятия по социальной защите населения;

- стабилизирует политическую систему;

- готовит кадры для муниципальных органов.

Особая значимость придается  развитию местной, муниципальной демократии, созданию оптимальной и эффективной системы местного самоуправления как необходимого условия обретения Россией качеств правового демократического государства.

Местное самоуправление составляет важнейшую часть механизма управления, позволяющего оптимально сочетать интересы и права человека и интересы региональные, общегосударственные. Укрепляя основы народовластия, создавая условия жизнедеятельности людей, стабилизируя политическую систему, оно способствует обеспечению единства страны.

В рамках Совета Европы, членом которого Российская Федерация стала  в 1996 г., получил признание принцип  субсидиарности – общий принцип институциональной организации власти и управления. Его основополагающая идея заключается в том, что политическая власть должна вмешиваться только тогда, когда общество и составляющие его группы (начиная от индивидуумов и семьи до местных общин и других более крупных групп) не могут удовлетворить некоторые свои потребности.

Местное самоуправление представляет собой уровень политического  участия и решения вопросов, наиболее близко расположенный к гражданину. Принцип же субсидиарности предполагает, что решения принимаются как можно ближе к гражданину. Все, что можно решить на местах, не должно передаваться на вышестоящий уровень власти.

Особое значение для принципа субсидиарности имеет ст. 4 Европейской хартии, устанавливающая, что «при делегировании полномочий центральными или региональными органами местные органы самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой приспосабливать их осуществление к местным условиям».

Проблемы распределения  полномочий между местными и вышестоящими органами власти, приближения процесса принятия решений к гражданину, взаимодействия и сотрудничества между различными уровнями власти, участия местных властей в определении их собственных полномочий, решение которых предполагает реализация принципа субсидиарности, обуславливают важное направление развития муниципального законодательства в нашей стране.

Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и негосударственный статус его органов констатируются в Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления. Они требуют перехода от централизованного руководства их деятельностью со стороны государственных органов исполнительной власти к законодательному регулированию, методической поддержке местного самоуправления и формированию органами государственной власти субъектов РФ эффективной системы контроля за соответствием федеральному законодательству и законам субъектов РФ решений, принимаемых органами местного самоуправления.

Конституция РФ и ФЗ в ред. от 6 октября 2003 г. центр тяжести правового регулирования местного самоуправления перенесли на уровень субъектов РФ, которые должны принять достаточно большое количество законодательных актов, затрагивающих многие сферы организации и деятельности местного самоуправления. Поэтому особое внимание на федеральном уровне необходимо уделить созданию системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в его деятельность органов государственной власти.

Важную роль в развитии реального и эффективного местного самоуправления играет создание системы его кадрового и информационного обеспечения. Объективной потребностью правового обеспечения местного самоуправления является развитие муниципального права.

 

Заключение

Во все периоды становления  России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо  проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах. 
Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями на всех этапах развития государственности иногда явно, иногда в менее заметной мере проявлялась и третья - становление и развитие местного самоуправления. В периоды разобщенности самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и провинции.

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ.

 

Список использованной литературы

  1.  Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2008.
  2. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2010.
  3. http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/stat/vasil/VzaimOGV-MS.htm
  4. http://msu-mo.ru/msu-history/

 

 


Информация о работе Местное самоуправление в России – тенденции развития