Местное самоуправление и местные общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретическую сущность основ организации местного самоуправления, проанализировать основные проблемы управления городом как открытой системой
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
1. определить понятие, принципы, функции местного самоуправления.
2. дать общую характеристику таким муниципальным образованиям как: городские поселения, городские округа, города федерального значения как объектам управления.
3. проанализировать основные характеристики управления градообслуживающей сферой города.
4. раскрыть сущность муниципального управления социальной сферой города.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Теоретические основы организации местного самоуправления__________6
1.1 Понятие, принципы, особенности организации местного СУ __________6
1.2 Муниципальное хозяйство как объект местного самоуправления______14
2. Местное самоуправление и местные общественные блага _____________21
2.1 Управление градообслуживающей сферой города___________________21
2.2 Муниципальное управление социальной сферой города______________28
Заключение______________________________________________________35
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

местное самоуправление и местные общ.блага.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Вторым  по значимости является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность – неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкциях правовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Принцип гласности – принцип, основные требования которого:

1) обеспечение  информированности граждан о  решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) обеспечение  доступности обсуждения важнейших  государственных вопросов и вопросов  местного значения;

3) изучение  и учет общественного мнения7.

Принцип законности – принцип, основное требование которого – это соблюдение Конституции РФ и законов, соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В государственном управлении для законности характерно: общеобязательность законов, их верховенство над правовыми актами управления; единообразное понимание и исполнение законов на всей территории Российской Федерации; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; связь с правовой культурой8.

Согласно взглядам Н.И. Лазаревского, сущность самоуправления определяется следующими принципами:

1) самоуправление есть осуществление  правительственных прав по поручению  от государства;

2) самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных  задач государственного управления;

3) самоуправление есть исполнение  задач государственного управления самим государством;

4) органы самоуправления являются  органами и представителями самого  государства.9

Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Иногда функции именуются вопросами местного значения.

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относил: принятие нормативных актов по вопросам местного значения; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; комплексное благоустройство территории муниципального образования, социально-экономическое развитие территории и т.п.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет за каждым типом муниципальных образований собственный перечень вопросов местного значения. Вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории, землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны исторических памятников, сохранения объектов культурного наследия, организации досуга, развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещения отнесены к компетенции городских и сельских поселений. Вопросы предоставления образования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды отнесены исключительно на районный уровень. Вопросы электро- и газоснабжения, содержания и строительства автомобильных дорог, сбора и переработки отходов, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, формирования и содержания архивов, предоставления транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами. К вопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местного значения поселения и муниципального района.

Функции местного самоуправления обусловлены  его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретной этапе их исторического  развития. Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания компетенции, полномочий, основных направлений, форм и методов осуществления муниципальной деятельности. Функции первичны по отношению к компетенции и полномочиям органов местного самоуправления. Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, а особенно отдельные полномочия подвержены более частным изменениям. Функции же более стабильны по сравнению с компетенцией, т. к. отражают исторически обусловленную природу местного самоуправления10.

В функциях местного самоуправления выражается его сущность, та роль, которую  органы местного самоуправления играют при решении вопросов местного значения, удовлетворении потребностей населения  и повышения качества его жизни, а также развитии муниципального образования. В настоящее время к функциям местного самоуправления относится:

1) обеспечение непосредственного  участия населения в решении  вопросов местного значения, учет  и координация интересов различных  групп населения;

2) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

3) управление муниципальной собственностью  и местными финансами;

4) осуществление социальной политики  местного самоуправления, направленной  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное развитие человека;

5) охрана окружающей среды;

6) обеспечение общественного порядка11.

В функциях органов муниципального управления выражается их сущность, та роль, которую они играют в осуществлении  местного самоуправления. В зависимости  от характера основных функций органы местного самоуправления подразделяются на представительные, исполнительные, контрольные и избирательные комиссии.

Таким образом, под местным самоуправлением  понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач.

 

1.2 Муниципальное хозяйство как объект местного СУ

 

Кризисная ситуация, сложившаяся в  экономике России, сопровождается серьезным  обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие страны в целом. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступает использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения.

Согласно Федеральному закону РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Самоуправление, являясь средством  вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов и населения, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса. Особая роль в реализации этих задач принадлежит муниципальному хозяйству.

Муниципальное хозяйство включает комплекс отраслей (жилищная сфера, коммунальное хозяйство, городской пассажирский транспорт, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, муниципальное строительство и ремонтно-строительное производство, местная промышленность и др. Уровень достижения результатов одних отраслей зависит от степени развития других. Комплексное развитие городского хозяйства является важным фактором пропорционального и динамичного развития города в целом.

На уровне города муниципальное  хозяйство практически совпадает  с городским хозяйством, поэтому  можно рассматривать эти термины  как синонимы. Необходимо различать понятия «муниципальное хозяйство» и «хозяйство муниципального образования». Отличительная особенность муниципального хозяйства состоит в том, что доход, полученный от деятельности предприятий и организаций, является собственностью данного сообщества. В то время как хозяйство муниципального образования – это подсистема хозяйства страны, состоящая из отраслей, сфер деятельности, имеющих как общие, так и специфические черты, то есть это хозяйство страны в «миниатюре». Таким образом, местное самоуправление в узком смысле – это управление муниципальным хозяйством, а в широком – управление хозяйством муниципального образования.

Продукция предприятий и организаций  муниципального хозяйства имеет  существенные особенности и отличается однородностью внутри каждой отрасли и большим разнообразием между отраслями. По характеру продукции предприятия и организации муниципального хозяйства могут быть разделены на несколько групп:

  • предприятия и организации, производящие материально-вещественную продукцию: в сфере местной промышленности, строительной индустрии, ремонтно-строительного производства и подсобное производство в других отраслях;
  • муниципальные службы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и т.д.; производство и потребление здесь совпадает по времени, либо непосредственно следует друг за другом, то есть здесь производство в этих отраслях жестко связано с потреблением;
  • муниципальные предприятия и организации, оказывающие услуги в сфере жилищного хозяйства, пассажирского транспорта, бытового обслуживания, благоустройства территории и т.п.

Результаты деятельности отраслей муниципального хозяйства являются социально значимыми для населения  города, выполняют важные социальные функции. Для многих отраслей характерны неразрывные взаимосвязи между производителями и потребителями услуг. Эти взаимосвязи отчетливо просматриваются в водопроводном хозяйстве, пассажирском транспорте, энергоснабжении.

Подходы к определению понятия  муниципального хозяйства.

1) Муниципальное хозяйство рассматривается лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), а также с позиции, кому принадлежит данная собственность[6,с.18]. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для инвестиционной деятельности и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

2) К муниципальному хозяйству  относится вся совокупность хозяйств, расположенных на территории  муниципального образования, поскольку полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты [6,с.19]. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном подходе  происходит размывание понятия власти, и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местными органами власти той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

3) В связи с этим известный  российский исследователь Л.А.Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит, прежде всего, в его целях. По его определению муниципальное хозяйство – это «деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения».[ 4, с.12]. В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства как объекта местного самоуправления, включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения.

Муниципальное хозяйство, с точки  зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распопряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей.

В некотором смысле муниципальное  хозяйство представляет собой акционерное  общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты «дивидендов по акциям»  производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемыми органами местного самоуправления, и коллективными собственниками муниципального имущества.

Информация о работе Местное самоуправление и местные общественные блага