Методы управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:52, реферат

Краткое описание

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Понятие и состав муниципальной собственности…………………………4

2.Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью……………………………………………...6

5.Методы управления муниципальной собственностью………………........9

6.Заключение………………………………………………………………….13

7.Список использованной литературы……………………...........................14

Вложенные файлы: 1 файл

ОГМУ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 37.07 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

1.Понятие и состав муниципальной собственности…………………………4

 

2.Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью……………………………………………...6

 

5.Методы управления муниципальной собственностью………………........9

 

6.Заключение………………………………………………………………….13

 

7.Список использованной литературы……………………...........................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1).

    Однако самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.

   Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.

   Поэтому, главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.

  Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности.

   В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.

   Задачи: рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности;

установить полномочия органов  и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной  собственность;

рассмотреть особенности  и проблемы в управлении муниципальной  собственностью;

 Объект исследования - система управления муниципальной собственностью.

 

Понятие и состав муниципальной собственности

 

   Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях России, еще не приобрела законченной формы, сам процесс ее формирования находится в постоянном движении и совершенствовании.

   Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности.

   Как и всякое правоотношение, правоотношения собственности возникают на основании определенных юридических фактов, которые обычно рассматриваются в качестве оснований возникновения права собственности.

Статья 218 Гражданского Кодекса  Российской Федерации посвящена  основаниям приобретения права собственности, однако она не содержит исчерпывающего перечня оснований и полной их классификации.

   Основания приобретения права собственности классифицируются на общегражданские и специальные способы возникновения права собственности.

   Г.И. Черкасов в своей книге "Общая теория собственности" отмечает, что "там, где нет отношений между людьми, не существует и собственности".

Любое общество располагает  некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство, которое используется для  удовлетворения потребностей и интересов  субъектов общества (граждан и  различных общественных институтов), путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

   Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые в настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения, распоряжения и пользования.

   Желание присваивать и обладать, всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми.

   Право собственности, являясь гражданско-правовой категорией, урегулировано в гражданском законодательстве. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота.

   В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

   Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: "имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью".

   Характерными особенностями муниципальной собственности являются:

непосредственная связь  данной собственности с интересами местного сообщества;

воплощение в ней особой совокупности экономических отношений  между человеком и властью;

отнесение ее к разновидности  публичной (общественной) собственности;

муниципальная собственность  является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения  территории муниципального образования.

   Наличие муниципальной собственности - одно из важных условий успешного существования муниципального образования.

Муниципальная собственность  наряду с имуществом, находящимся  в государственной собственности  и переданным в управление органам  местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии со статьёй 61 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации", (далее - Федеральный закон), отсутствие муниципальной  собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.

    В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, т.е. население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.

  Круг объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесены объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, например, боевое оружие.

   Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:

средства местного бюджета,

муниципальные внебюджетные фонды,

имущество органов местного самоуправления,

муниципальные земли и  другие природные ресурсы,

муниципальные предприятия  и организации,

муниципальные банки и  другие финансово-кредитные организации,

муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,

муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,

другое движимое и недвижимое имущество.

   Статья 9 Конституции России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами "О недрах", "Об охране окружающей природной среды", Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.

 

Основные задачи органов местного самоуправления в  управлении муниципальной собственностью

 

   В настоящее время в Российской Федерации проводится реформа местного самоуправления, основы которой заложены в положениях федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

Ее инициаторы убеждены, что результатом преобразований станут создание стройной единой структуры  местного самоуправления и четкое разграничение  властных полномочий между муниципальными образованиями. Важным компонентом  реформы является формирование ясной  системы муниципальной собственности, так как эффективность местного самоуправления зависит от его обеспеченности материально - финансовыми ресурсами. Муниципальные образования должны обладать необходимыми средствами для  выполнения своих задач, а также  иметь право самостоятельного владения, управления и распоряжения ими.

   Предпосылками реформы стала необходимость упорядочить "правила игры" на муниципальном уровне. Можно заметить, что до недавнего времени в Российской Федерации существовала разнородная структура муниципальных органов.

   Помимо этого, реформа должна создать прочную финансовую базу для осуществления муниципалитетами возложенных на них функций, в том числе путем более четкого разграничения собственности между муниципальными органами и органами государственной власти.

   Основополагающими элементами, которые затрагивает реформа, являются следующие отношения:

административно-территориальное  устройство муниципальных образований;

имущественная база муниципалитетов.

   Под административно-территориальными аспектами реформы понимается:

Созданная в настоящее  время двухуровневая система  управления - это городские и сельские поселения (1 уровень) и муниципальные  районы (2 уровень), а также городские  округа (городской округ сочетает в себе фунции как поселения, так и района). Ранее субъекты РФ, самостоятельно определяли структуры местного самоуправления в границах своей территории, это приводило к смещению полномочий и неопределенности.

   После введения единой территориальной системы местного самоуправления подлежат разграничению и властные полномочия, а также необходимая для их осуществления собственность19.

   Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля над их исполнением.

   Полномочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.

   Полномочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств, в процессе ее потребления.     Полномочие пользования обычно опирается на полномочие владения.

Полномочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность  определить судьбу вещи путем совершения юридических актов по отношению этой вещи.

   Деятельность органов местного самоуправления осуществляется по следующему принципу: законодатель определяет перечень того, чем органы местного самоуправления могут заниматься. Другие вопросы, не определенные в законе, относятся к сфере деятельности других органов власти, не местного самоуправления. Этот принцип соответствует поговорке: "запрещено все, что не разрешено". Еще этот принцип называют иногда принципом наделения компетенцией "сверху". Если "верхи" получают много власти, а "низы" - ничего, то может получиться "крепостной строй". Если же "низам" отдано право самим решать свои проблемы, то говорят о демократическом государстве. Главный недостаток этого способа тот, что при смене законодателей, есть опасность в ограничении компетенции органов местного самоуправления, в ущемлении их свободы.

Информация о работе Методы управления муниципальной собственностью