Модели муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций ( охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и содержание муниципального хозяйства 5
2. Модели муниципального хозяйства 11
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ПО СИСТЕМЕ ГОС И МУНИЦИП управл.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Так, из этой классификации  явно видно, что при построении отношений  между населением муниципального образования  и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

 

                           2. Модели муниципального хозяйства

Системный подход к анализу  сущности муниципального образования  дает возможность трактовать его как сложную социально-экономическую систему, которая локализована на определенной территории и которая является одновременно подсистемой региональной и национальной экономических систем. Анализ элементов, входящих в состав системы, характер их взаимосвязи и взаимодействия позволяют дать трактовку сущности муниципального образования как сложной по своей структуре системе. Это сложившаяся в определенных территориальных границах социально-экономическая система, предстающая как совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к региональной и национальной экономическим системам определяется государственными органами и органами местного самоуправления.

Муниципальное образование  как социально-экономическую систему характеризуют общесистемные и специфические свойства:

- целостность как внутреннее  единство и несводимость свойств  системы к сумме свойств составляющих  ее элементов;

- интегративность как  свойство системы включать системообразущие  элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;

- многовариантность как  разноплановая организация элементов  системы, которая на практике  проявляется через многообразие  форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;

- адаптивность как  свойство системы постоянно приспосабливаться  к изменениям внешней и внутренней  среды;

- изоморфизм как соответствие  территориальной структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;

- синергизм - как объединение  финансовых, материальных, людских  ресурсов территориальной локальной  общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода.

К специфическим свойствам  муниципального образования как  экономической системы следует  отнести разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической системы, что характеризует разную степень их участия в процессе воспроизводства; наличие базовых, опорных элементов в структуре муниципального образования и сопряженных с базовыми промежуточных элементов. Комбинация базовых и небазовых элементов в структуре социально-экономической системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования, создающий основную часть валового муниципального продукта, и отрасли производственной и социальной инфраструктуры, оказывающие содействие предприятиям базовых отраслей, расположенных на данной территории и обеспечивающие население общественными благами и социальными услугами.

Потребность муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет.

Один из ключевых вопросов в определении путей дальнейшего  развития местного самоуправления в  России - это вопрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и, как следствие, о необходимом составе муниципального имущества. По этому вопросу выделяются три модели муниципального хозяйства.

1. Коммунальная модель.

Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов.

Муниципалитет не участвует  в хозяйственной деятельности и  не имеет имущества, приносящего доход. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества.

2. Коммунально-рентная  модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в оказании жителям ряда бесплатных или частично оплачиваемых услуг, в основном социальных.

Более высокая потребность  муниципалитета в финансовых средствах  в данной модели обеспечивается тем, что налоговые доходы дополняются рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории: земля и объекты недвижимости.

Однако в прямой хозяйственной  деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

3. Муниципально-рентная  модель характеризуется тем, что  органы местного самоуправления  несут значительную часть финансового  бремени по решению вопросов  жизнеобеспечения населения. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоговые доходы и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следовательно, должны быть полноценными хозяйствующими субъектами на своих территориях.

Очевидно, что коммунальная модель муниципального управления возможна лишь в экономически развитых странах  с высоким жизненным уровнем  населения. Для России эта модель преждевременна, ибо «низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели.

Однако муниципально-рентная  модель противоречит проводимому государством курсу на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов. Поэтому само собой напрашивается вывод, что для России наиболее приемлемой является промежуточная - коммунально-рентная модель.

Ключевым, наиболее спорным  вопросом в формировании российской модели муниципального управления является вопрос о допустимости и целесообразности хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики  функции муниципального управления существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность.

Сводное финансовое планирование развития территории в современных  условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать  многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории.

 

                                                   Заключение

Муниципальное хозяйство  может рассматриваться как совокупности предприятий и учреждений, относящихся  к муниципальной собственности  и как вся совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования.

Различают три модели функционирования муниципального хозяйства:

Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам  индивидуально потребляемые ими  муниципальные услуги, и власти достаётся лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества.

Коммунально-рентная  модель предусматривает участие  органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных  заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории и оказания отдельных бюджетных услуг.

Муниципально-рентная  модель характеризуется тем, что  основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут  не сами жители, а органы местного самоуправления.

Подход, существующий в  современной России, представляет собой  нечто среднее между второй и  третьей моделями. Низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают  муниципальную власть предоставлять  жителям большое количество частично оплачиваемых ими услуг. Но муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.

 

 

 

                                         Список литературы

 

  1. Зотов В.Б. Система муниципального управления - учебник для Вузов - Ростов н/Д:  феникс, 2010 
  2. Морозова Т.Г. Городское хозяйство М.: Инфра-М., 2010
  3. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление М.: Инфра-М, 2009      
  4. Черная И.П. Муниципальное хозяйство: учеб.пособие , М.: «Март» Феникс, 2010             
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)      

Информация о работе Модели муниципального хозяйства