Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа
Актуальность моей темы заключается в том, что в последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера.
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования муниципальной молодежной политики 4
1.1 Понятие и сущность молодежной политики 4
1.2 Государственная молодежная политика на федеральном уровне. 6
1.3 Муниципальные органы реализации молодежной политики 11
1.4 Методы управления молодежной политикой 16
Глава 2. Современное состояние управления молодежной политикой 18
2.1 Программно-целевой подход к решению проблем молодежной политики 18
Заключение. 24
Список литературы 26
Приложение 28
Смещение направленности социальных ориентации молодежи можно наблюдать по оценкам удовлетворенности проблем личного характера, ценностей жизни. Среди социальных проблем молодежи следует выделить наиболее острые:
сокращение доли молодежи в составе населения, по данным Росстата (представлено в таблице 1);
Таблица 1 - Численность молодежи в возрасте 14-30 лет по РФ
Мужчины |
Женщины | |||
человек |
Доля от общего числа молодежи (%) |
человек |
Доля от общего числа молодежи (%) | |
2006 2007 2008 |
19807288 18560654 17815836 |
50,47 50,21 49,33 |
19437705 18190779 16533113 |
49,53 49,79 50,67 |
стабильная тенденция ухудшения здоровья (по данным Министерства здравоохранения на конец 2008 года - лишь 14% детей здоровы, 35% детей хронически больны, детская и подростковая смертность в РФ составляет 15% от доли всех умерших);
снижение интеллектуального потенциала нации (по итогам исследования независимого радио "эхо Москвы": 46,9% опрошенных считают, что в снижении интеллектуальности следует винить некачественное образование);
ухудшение системы образования
(происходит из-за оттока преподавателей
из сферы науки в коммерческую
сферу, непрестижности работы учителей
и воспитателей, низкой заработной
платы в образовательной сфере)
процесс десоциализации, маргинализации молодежи, увеличение числа молодежи, совершившей преступления, по данным Росстата (представлено в таблице 2);11
Таблица 2 - Молодежь, совершившая уголовные преступления по РФ
Годы |
Всего, человек |
В % к общему числу молодежи |
2005 |
738042 |
1,9 |
2006 |
768018 |
2,0 |
2007 |
732337 |
1,9 |
2008 |
756478 |
2,0 |
падение престижа армии в глазах молодых людей (по данным ФОМ, отношение молодежи к армии, ее роли в российском обществе и ее сегодняшним проблемам отличается парадоксальностью - с одной стороны: представления о принципиальной необходимости армии, о ее роли в обществе, о необходимости ее реформирования, отсутствия современной техники, социального расслоения среди офицерского состава; с другой: готовность или неготовность служить в армии, склонность осуждать или сочувствовать уклоняющимся от призыва или оставившим свои части солдатам);
отсутствие желания вступать в брак и заводить детей в существующих условиях неопределенности собственного будущего у молодых людей.
Решение этих материальных,
биологических и культурно-
Целью Программы ставилось повышение включенность молодых людей в социальные процессы, создав условия для их самореализации. Основные мероприятия Программы носят рекомендательный характер.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество. Поэтапное решение проблем, поставленных в Программе, рассчитанной на 2001-2005 годы, принесло некоторые результаты и позволило ненамного снизить темпы неблагоприятного развития демографической ситуации в стране, снизить уровень безнадзорности среди детей и подростков; повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия через реализацию программ регионального и муниципального значения.
Для решения проблем развитие
массовых видов детского и молодежного
спорта и туризма, международных
обменов, пропаганды здорового образа
жизни, укрепления института молодой
семьи, содействия решению жилищных
проблем молодых семей были созданы
отдельные Федеральные и
Государство создает условия
для развития конкуренции и увеличения
потребительского спроса на результаты
деятельности в сфере культуры посредством
финансовой поддержки фестивалей, конкурсов
и выставок, имеющих общероссийское,
межнациональное и
В современной молодежной
среде слабо развита культура
ответственного гражданского поведения,
самоорганизации, низка мотивация
к участию в общественно-
Проблемы слабого здоровья молодежи призвана решить Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы". Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. № 1433-р. Государственные заказчики Программы - Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по образованию.
Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Задачи Программы - повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом; развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков; целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений; развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва.
В результате реализации Программы к 2015 году предполагается увеличить долю граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом граждан РФ; увеличить количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности; обеспечить ежегодный прирост количества граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях; обеспечить снижение среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам; обеспечить увеличение расходов граждан Российской Федерации на физическую культуру.
Региональные целевые
программы - комплексные программы
решения крупных, настоятельных
социально-экономических
Цель - создание благоприятных
условий для комплексного развития
и жизнедеятельности детей, государственная
поддержка детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации. Задачи
- обеспечение безопасного
Муниципальные целевые программы
- комплексные программы, созданные
для решения крупных или
В НМР реализуются практически все перечисленные федеральные и региональные программы, а также такие как, "Молодежь России", "Дети Татарстана", "Профилактика наркотизации населения в Республике Татарстан", "Обеспечение жильем молодых семей в НМР", "Патриотическое воспитание детей и молодежи в НМР", "Программа организации летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Таким образом, видно, что
программно-целевой метод в
Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.
Задача общества и государства
сегодня - оказывать всемерную поддержку
молодежным общественным объединениям,
которые направляют активность молодежи
в сторону общественных интересов
и интересов государственного развития.
Государственная молодежная политика
в сфере организации и
Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.
Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.
В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России - это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.
Нормативно правовая литература: