Муниципальная финансовая система. Структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:21, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальная финансовая система построены на принципах самостоятельности, прозрачности финансовых потоков, гласности, государственной финансовой поддержки. При этом существующее государственное законодательство декларирует, что местные финансы не являются составной частью государственного бюджета, поскольку они относительно (в рамах взаимоотношений между регионами и местными органами) самостоятельны.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и роль муниципальной финансовой системы 3
2. Структура муниципальной финансовой системы 5
3. Функции муниципальных финансов 8
Заключение 11
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальная финансовая система.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Сибирская Академия Государственной Службы

Юридический факультет

кафедра Конституционного и муниципального права

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правовой режим и порядок управления муниципальной собственности»

на тему: «Муниципальная финансовая система.

Структура и функции»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. № 609

Трич А. В.

Научный руководитель:

доцент кафедры Демидович Г.Ф.

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2010

Содержание

Введение

1. Понятие и роль муниципальной финансовой системы

2. Структура муниципальной финансовой системы

3. Функции муниципальных финансов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время институт муниципальной финансовой системы играет одну из определяющих ролей в реализации основных направлений финансовой государственной политики нашего государства - Российской Федерации.

Прежде всего, это связано с тем, что муниципальная финансовая система является основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с объектами муниципальной собственности, государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам, служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.

Муниципальная финансовая система построены на принципах самостоятельности, прозрачности финансовых потоков, гласности, государственной финансовой поддержки. При этом существующее государственное законодательство декларирует, что местные финансы не являются составной частью государственного бюджета, поскольку они относительно (в рамах взаимоотношений между регионами и местными органами) самостоятельны.

Через муниципальную финансовую систему органы местного самоуправления обеспечивают комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, регулируют содержание и использование муниципального жилищного фонда, развитие муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения.

В связи со всеми вышеперечисленными показателями актуальность выбранной тематики очевидна и требует пристального внимания.

 

 

 

1. Понятие и роль муниципальной финансовой системы

Финансовая система определяется как совокупность финансовых отношений, складывающихся в пространстве, во времени и по кругу лиц, на которых распространяется действие публичной власти. Исходя из этого, муниципальные финансовая система – это система экономических отношений, по средствам которой создаются местные фонды денежных средств, используемые на поддержание и укрепление публичной власти органов местного самоуправления.

Муниципальная финансовая система выступает как основа обеспечения территориального воспроизводства и удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования. Её отличительной особенностью является направленность на решение задач местного значения[1].

В этом плане муниципальную финансовую систему можно определить как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.

В широком смысле слова муниципальная финансовая система реализует всю совокупность денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования финансового потенциала территории – финансовых ресурсов всех экономических субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных институтов, населения), участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования.

Данный подход обусловлен тем, что на территории муниципального образования функционируют финансовые подсистемы федеральных, региональных и местных органов власти, финансы коммерческих и некоммерческих организаций, а также домашних хозяйств, участие которых в территориальном воспроизводстве обеспечивает реализацию общего интереса, состоящего в социально-экономическом развитии муниципального образования.

В узком смысле слова муниципальную финансовую систему понимают как денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления, необходимых для реализации их функций. Эффективное осуществление муниципальной деятельности предполагает наличие в распоряжении местных органов власти достаточных финансовых ресурсов.

Средства муниципальной финансовой системы активно используются для благоустройства территорий муниципальных образований, решения экологических проблем, обслуживания культурных потребностей населения. Международная практика свидетельствует о формировании общей тенденции к возрастанию роли муниципальных финансов в эффективном управлении экономикой[2].

Муниципальная финансовая система также позволяет обеспечивать охрану общественного порядка, создает условия для жилищного и социально-культурного строительства. Органы местного самоуправления посредством муниципальной финансовой системы реализуют функцию контроля за использованием земель муниципального образования. Для этого создаются комитеты по землеустройству, земельные кадастры и комитеты по управлению имуществом.

 

 

2. Структура муниципальной финансовой системы

Муниципальная финансовая система в широком определении включает финансы муниципальных органов власти и финансы самодеятельных экономических субъектов муниципального образования (рис. 1.1).

 

 

 

Рис. 1.1 Структура муниципальных финансов

 

 

Основными элементами муниципальной финансовой системы в узком смысле слова выступают:

      муниципальный бюджет;

      внебюджетные фонды;

      муниципальный кредит;

      финансы муниципальных унитарных предприятий.

Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах – бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расширение самостоятельности территорий в формировании использования финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов[3].

Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов.

Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования располагаются предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов.

Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий[4].

Несмотря на достаточно сложную структуру муниципальной финансовой системы, главным звеном все-таки остается местный бюджет. Само понятие местный бюджет имеет свою историю и также неоднозначно в определении.

С одной стороны, он может рассматриваться обособленно, с другой - как неотъемлемая часть бюджетной системы страны. Первый подход оправдан при детальном изучении внутриобщинных отношений, второй - при разграничении полномочий различных уровней власти (в том числе, при определении бюджетных прав)[5].

В начальный период организации бюджетной системы местные бюджеты рассматривались как средства, получаемые местными органами. Несколько позднее местные бюджеты стали рассматриваться как способ удовлетворения местных потребностей за счет доходных источников, предоставленных соответствующими местными исполнительными комитетами. При этом муниципальная финансовая система рассматривается как система способов удовлетворения местных потребностей и подчеркивается связь бюджета с местным населением и территорией.

В современной интерпретации местные бюджеты, как и в целом, местные финансы, рассматриваются как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы органов местного самоуправления в целях развития и содержания отраслей хозяйства, непосредственно специализирующихся на повышении благосостояния народа [6].

Таким образом, в основе муниципальной финансовой системы лежит бюджет, а особенности местных финансов связаны, прежде всего, со специфическим статусом местного самоуправления как властного института.

3. Функции муниципальных финансов

Муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение этих функции необходимо, прежде всего, для реализации всей государственной финансовой политики. Для муниципальной финансовой системы в целом, как и для всей финансовой системы РФ, решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль[7].

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий муниципальных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Кроме этого, существуют функции муниципальных финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция муниципальных финансов заключается в том, что посредством распределения и перераспределения вновь созданной на территории муниципального образования стоимости осуществляется обслуживание территориального воспроизводства, формирование и использование денежных фондов, предназначенных для финансирования социально-экономического развития муниципального образования.

В отличие от федеральных финансов местные финансы выполняют функции по обеспечению финансовой основы удовлетворения общественных потребностей не для общества в целом, а для определенной его части, объединенной границами конкретного муниципального образования[8]. Муниципальные финансы имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой экономических и социально-политических условий конкретной территории, а также местом и ролью данной территории в системе межхозяйственных связей в экономике. Объем и структура фондов денежных средств, формируемых органами местного самоуправления, зависит от закрепленных за ними полномочий и обязанностей.

Местные финансы участвуют в перераспределении аккумулируемых ресурсов по направлениям, приоритетным для муниципального образования. Они в наибольшей степени приближены к потребностям конкретной территории. Это создает возможность более эффективного использования денежных ресурсов территории в сравнении с общегосударственными денежными фондами. Локальные масштабы территории и ограниченные объемы территориального распределения финансовых ресурсов облегчают задачи контроля за их целенаправленным использованием.

2. Контрольная функция муниципальных финансов заключается в осуществлении контроля за своевременным и правильным формированием денежных фондов муниципального образования, за соответствием объемов и структуры этих фондов объему и структуре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых ресурсов.

Информация о работе Муниципальная финансовая система. Структура и функции