Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:59, лекция
Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.
Внутри муниципального управления, так же, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.
Муниципальное управление —
это составная часть местного
самоуправления, связанная с упорядочивающим
воздействием органов муниципального
управления (местного самоуправления)
на муниципальное образование и
взаимодействие с его субъектами
с целью повышения уровня и
качества жизни населения
Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:
а) муниципальное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;
б) муниципальное управление - это прерогатива только органов муниципального управления (местного самоуправления);
в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
Внутри муниципального управления,
так же, как и на общенациональном
уровне, может существовать принцип
разделения властей: исполнительная власть
сосредотачивается в руках
Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:
муниципальный орган не создает
законов, это прерогатива
государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).
Согласно Положению об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:
утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
устанавливает местные налоги и сборы;
утверждает программы развития соответствующих территорий;
принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).
Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.
Сравнение с частным предприятием.
У муниципалитета много общего с
частными предприятиями. Последние
тоже управляют только своими сотрудниками
и работниками, для чего используют
организационные нормы, такие как
устав или должностные
Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.
Еще одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба — только жителям определенной территории.
Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.
Глава 1 Структура управленческих решений
§1. Понятие
и классификация
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений.
В литературе
приводятся различные
Для дальнейшего
исследования используем
Основные признаки управленческих решений2:
Субъект управления принимает решение исходя не из собственных потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.
Разработка, принятие и реализация управленческих решений осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом компетенции.
Для принятия управленческого решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности.
Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем, разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные структуры.
Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.
Классификация управленческих решений.
По значимости цели:
Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение социально-экономического развития, что является необходимым элементом согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития.
Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
Организационные решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью:
Запрограммированные решения
– результат реализации определенной
последовательности шагов или действий,
подобных тем, что принимаются при
решении математического
Незапрограммированные решения
требуются в ситуациях, которые
в определенной мере новы, внутренне
не структурированы или сопряжены
с неизвестными факторами. Например,
как усовершенствовать
Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
Решения, основанные на суждениях
- это выбор, обусловленный знаниями
или накопленным опытом. Человек
использует знание о том, что случилось
в сходных ситуациях ранее, чтобы
спрогнозировать результат
Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.
В зависимости от способа фиксации:
Документированные решения закрепляются и доводятся до исполнителей в письменной форме.
По своему
функциональному значению
Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц или рассчитанные на однократное применение (например, приказ - решение руководителя, наделенного властью в организации, обязательное для исполнения);
Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся:
постановление - правовой акт,
принимаемый субъектом
распоряжение - правовой акт
управления, издаваемый должностными
лицами в пределах их компетенции
и определенный правовыми документами.
Распоряжение - решение руководителя,
не наделенного властью
решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности коллегиальных органов. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных задач;
поручение - документ, издаваемый
для решения срочных вопросов
руководства хозяйственной
Административно – организационные (регламенты, уставы, положения, инструкции);
Организационно –
Информационно – справочные (справки, докладные записки, акты, объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма – приглашения);
Деловые письма;
Финансовые документы;
Учетные документы.
Устные решения составляют
наиболее оперативную часть деятельности
управленческого и
Кодированные решения
применяются в
По функциональной
направленности выделяют
Управленческие
решения могут приниматься как
Выделяют также решения5:
Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
Инициативные, которые принимаются
полномочным субъектом
Функции управленческих решений:
Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;
Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества;
Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение – понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.
В управленческом
решении в той или иной
степени пересекаются и
§ 2. Субъекты и объекты управленческих решений
Субъектами
управленческих решений
Для данного
исследования в качестве