Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:47, курсовая работа
Данная работа состоит из двух глав, в первой главе рассмотрены теоретико–правовые основы муниципального управления социальной сферой, вторая глава посвящена анализу муниципального управления социальной поддержкой отдельных групп населения.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ.
Сущность муниципального управления социальной сферой.
Правовое регулирование муниципального управления социальной сферой.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КЕМЕРОВА)
2.1. Анализ деятельности отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова.
2.2. Направления совершенствования муниципального управления социальной поддержкой отдельных групп населения ( на примере Заводского района города Кемерово )
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека4.
В
Российской Федерации охраняются труд
и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный
Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом .
В этих
целях в РФ развивается система
государственных и
Конституция провозглашает право каждого:
– на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
– на жилище ;
– на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников ;
– на бесплатное
дошкольное, основное общее и среднее
профессиональное образование в
государственных и
– на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям.5
Федеральный закон
№ 131 «Об общих принципах
Федеральный закон
«Об основах социального
- адресность;
- доступность;
- добровольность;
- гуманность;
- приоритетность;
- конфиденциальность;
- профилактическая направленность.
Следующим законом, нормы которого регулируют общественные отношения, является Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г( с изменениями от 1 января 2010 года). Его основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»( с изменениями от 1 января 2010 года), закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. К ним относятся следующие:
- пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности;
- пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;
- пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года;
- ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет.
В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.
Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» ( с изменениями от 1 января 2010 года) закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.
Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан, это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Таким образом,
Конституция как основной закон государства
и нормативно-правовые акты, конкретизирующие
и наполняющие реальным содержанием социальные
права, свободы и обязанности личности
составляют и образуют то правовое пространство,
в котором функционирует социальный механизм
защиты интересов человека.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КЕМЕРОВА_
2.1. Анализ деятельности
отдела социальной защиты населения в
Заводском районе города Кемерова.
Социальная поддержка – это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.6
Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральное законодательство относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений – оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.
Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения являются:
– денежные пособия;
– помощь в натуральной форме (продукты, одежда);
– субсидии (целевые средства для оплаты услуг);
– компенсации (возмещение некоторых расходов).
Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам7.
Для
реализации муниципальной политики
в сфере социальной поддержки
населения в муниципальных
Социальную поддержку отдельным группам населения на территории Заводского района, г. Кемерова осуществляет Отдел социальной защиты населения Заводского района, г. Кемерово.
В своей деятельности Отдел подчинен главе администрации района, отделу здравоохранения и социального развития Кемеровской области.
Правовую основу деятельности Отдела составляют Конституция РФ, Федеральные законы, законы Кемеровской области, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, Устав Кемеровской области и города Кемерова, акты иных органов государственной власти РФ и Кемеровской области, решения городской администрации, постановления и распоряжения главы города и района.
Отдел возглавляет начальник, назначенный на должность и освобождаемый от нее распоряжением главы администрации района.
Начальник Отдела имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности распоряжением главы администрации района по представлению начальника Отдела, заместителя главы-руководителя аппарата администрации и по согласованию с отделом здравоохранения и социального развития Кемеровской области.
Другие работники Отдела назначаются и освобождаются от должности главой администрации по представлению начальника Управления, заместителя главы-руководителя аппарата администрации.
Основные задачи и функции Отдел осуществляет в соответствии с Положением об Отделе социальной защиты населения Заводского района г. Кемерова.
Основными задачами Отдела являются:
- Организация социальной защиты пожилых граждан, ветеранов войны и труда, инвалидов, граждан, уволенных с профессиональной военной службы и членов их семей, семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
- Участие в разработке и выполнении программ социальной защиты населения на территории района.
- Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми.
- Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми. Развитие благотворительной деятельности организаций, учреждений и предприятий по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально-технической базы системы социальной защиты населения и финансирование программ социальной поддержке.
- Организация работы по координации деятельности центра социального обслуживания, общественных организаций.
- Организация и внедрение в систему социальной защиты населения района современных единых информационных технологий, разрабатываемых Министерством здравоохранения и социального развития Кемеровской области.
- Обеспечение контроля за целевым и экономным использованием бюджетных средств, предназначенных для выплаты пособий, компенсаций в соответствии с источниками финансирования.
- Осуществление контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг в муниципальном и негосударственном секторах на подведомственной территории.
- Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми
- Обеспечение современного и правильного назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций.
- Осуществление контроля за возмещением расходов по медицинскому, бытовому, транспортному, жилищно-коммунальному и другим видам обслуживания инвалидов, ветеранов и иных категорий лиц, за реализацией льгот гражданами, предусмотренных действующим законодательством.
- Дальнейшее совершенствование порядка назначения, начисления и выплаты пособий и компенсаций на основе применения современной вычислительной техники и повышения профессионального мастерства работников.
- Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми.
- Совершенствование порядка выявления, учета, материально-бытового обследования лиц, нуждающихся в социальной поддержке на основе применения современных средств.
- Оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.
- Организация социального обслуживания пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, семей с детьми и других групп населения.
- Обеспечение качества и доступности социального обслуживания.
В соответствии с возложенными задачами Отдел осуществляет следующие функции:
а) в области социального обслуживания:
- оформляет документы
на помещение престарелых
- оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц, без определенного места жительства и занятия, беженцев, вынужденных переселенцев;