Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 20:10, реферат
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - вид делегирования полномочий с одного уровня власти на другой. Предметом наделения являются любые публично-властные полномочия, не относящиеся к вопросам местного значения и к исключительным полномочиям Российской Федерации, субъектов Федерации. Наделение возможно только в законодательной форме. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Наделение
органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями - вид делегирования полномочий
с одного уровня власти на другой. Предметом
наделения являются любые публично-властные
полномочия, не относящиеся к вопросам
местного значения и к исключительным
полномочиям Российской Федерации, субъектов
Федерации. Наделение возможно только
в законодательной форме. Наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями иными нормативными правовыми
актами не допускается. Нельзя наделить
органы местного самоуправления государственными
полномочиями, например, актом правительства,
договором.
Наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями РФ осуществляется федеральными
законами, отдельными государственными
полномочиями субъектов РФ - законами
субъектов Федерации. Наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов
законами субъектов РФ допускается, если
это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия,
передаваемые для осуществления органам
местного самоуправления, осуществляются
органами местного самоуправления муниципальных
районов и органами местного самоуправления
городских округов, если иное не установлено
федеральным законом или законом субъекта
РФ. Всего ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» закрепляет четыре вида полномочий:
1) определение общих принципов
организации местного самоуправления
в Российской Федерации (уже сделано комментируемым
Законом);
2) правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности органов
государственной власти Российской Федерации
и ее субъектов в области местного самоуправления.
Это регулирование может осуществляться
по предметам ведения Российской Федерации
и в пределах полномочий Российской Федерации
по предметам совместного ведения. Реализация
данного полномочия заключается в принятии
федеральными органами государственной
власти нормативных актов;
3) правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности граждан,
органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления по решению
вопросов местного значения. Здесь также
речь идет о детализации процедур реализации
вопросов местного значения прежде всего
в отраслевых нормативных актах;
4) правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности органов
местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления при осуществлении отдельных
государственных полномочий. Данное полномочие
заключается в принятии нормативных актов,
регулирующих реализацию органами и должностными
лицами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий. Следует
иметь в виду, что в соответствии с ч. 2
ст. 132 Конституции Российской Федерации
и ч. 2 ст. 19 комментируемого Закона наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями допускается только законом
(в данном случае федеральным). Однако
это не исключает, что отдельные аспекты
реализации переданных полномочий могут
устанавливаться и федеральными подзаконными
актами, если они не противоречат закону
о передаче.
Органы местного
самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями на неограниченный
срок либо, если данные полномочия имеют
определенный срок действия, на срок действия
этих полномочий. Финансовое обеспечение
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления,
осуществляется только за счет предоставляемых
местным бюджетам субвенций из соответствующих
бюджетов. Органы местного самоуправления
имеют право дополнительно использовать
собственные материальные ресурсы и финансовые
средства для осуществления переданных
им отдельных государственных полномочий
в случаях и порядке, предусмотренных
уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления несут
ответственность за осуществление отдельных
государственных полномочий в пределах
выделенных муниципальным образованиям
на эти цели материальных ресурсов и финансовых
средств.
Признанное в судебном
порядке несоответствие федеральных законов,
законов субъектов РФ, иных нормативных
правовых актов РФ, предусматривающих
наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями,
вышеизложенным требованиям является
основанием для отказа от исполнения указанных
полномочий.
Требования
к законам о наделении. Федеральный закон, закон субъекта
РФ, предусматривающий наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями, должен содержать:
1) вид или наименование муниципального
образования, органы местного самоуправления
которого наделяются соответствующими
полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей
органов местного самоуправления, а также
прав и обязанностей органов государственной
власти при осуществлении соответствующих
полномочий;
3) способ (методику) расчета
нормативов для определения общего объема
субвенций, предоставляемых местным бюджетам
из федерального бюджета, бюджета субъекта
РФ для осуществления соответствующих
полномочий, включая федеральные или региональные
государственные минимальные социальные
стандарты;
4) перечень подлежащих передаче
в пользование и (или) управление либо
в муниципальную собственность материальных
средств, необходимых для осуществления
отдельных государственных полномочий,
передаваемых органам местного самоуправления,
или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности органов
местного самоуправления об осуществлении
переданных им отдельных государственных
полномочий;
6) порядок осуществления органами
государственной власти контроля за осуществлением
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления,
и наименования органов, осуществляющих
указанный контроль;
7) условия и порядок прекращения
осуществления органами местного самоуправления
переданных им отдельных государственных
полномочий.
Положения федеральных
законов, законов субъектов РФ, предусматривающие
наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями,
вводятся в действие ежегодно соответственно
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год, законом
субъекта РФ о бюджете субъекта на очередной
финансовый год при условии, если федеральным
законом о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год или законом субъекта РФ
о бюджете субъекта на соответствующий
финансовый год предусмотрено предоставление
субвенций на осуществление указанных
полномочий.
Государственный
контроль. По вопросам осуществления
органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ в
случаях, установленных федеральными
законами, законами субъектов РФ, в пределах
своей компетенции вправе издавать обязательные
для исполнения нормативные правовые
акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Органы государственной
власти осуществляют контроль за осуществлением
органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, а также за
использованием предоставленных на эти
цели материальных ресурсов и финансовых
средств. Органы, должностные лица местного
самоуправления обязаны предоставлять
уполномоченным государственным органам
документы, связанные с осуществлением
отдельных государственных полномочий.
В случае выявления нарушений требований
законов по вопросам осуществления органами
местного самоуправления или должностными
лицами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий уполномоченные
государственные органы вправе давать
письменные предписания по устранению
таких нарушений, обязательные для исполнения
органами местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления. Указанные
предписания могут быть обжалованы в судебном
порядке.