Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:11, курсовая работа
Право граждан на участие в управлении делами государства является одним из базовых. От того, на сколько полно граждане могут реализовать это право и реализуют, зависит, какие силы придут к власти и чьи интересы они будут представлять. Это вопрос суверенитета России и её национальной безопасности
Введение ……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционные основы участия граждан Российской Фе-дерации в управлении делами государства
1.1. Право граждан на участие в управлении делами государства в условиях
становления демократического, правового государства…………………………..5
1.2. Содержание и формы реализации конституционного права на участие
в управлении государственными делами ……………...………………………10
Глава 2. Механизм реализации конституционного права граждан на
участие в управлении государственными делами
2.1. Референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие
в управлении делами государства в сфере законодательной власти …………19
2.2.Реализация права граждан на участие в управлении делами государства
в сфере исполнительной власти …………………………………………………...23
2.3. Реализация права граждан на участие в управлении делами государства
в сфере судебной власти ………………………………………………..………29
Заключение ……………………………………………………………………….....31
Список литературы ……………………..…………………………………………..32
2.1. Референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
Провозглашая и закрепляя единственным источником власти в Россиимногонациональный народ Конституция России в статье 3 признает за ним всю полноту верховной власти, закрепляет механизм ее реализации. При этом она отмечает, что высшим ее проявлением являются референдум и выборы, которые выступают как институты прямой непосредственной демократии.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным.
Активное избирательное право (право
избирать) у граждан России возникает
с 18 лет. Реализации права быть избранным
(пассивное избирательное
Не имеют права избирать, быть
избранными граждане, признанные судом
недееспособными или
На выборах в Российской Федерации
применяются два вида избирательных
систем - мажоритарная и пропорциональная.
При мажоритарной избирательной
системе голосование
Полностью по партийным спискам
проходят выборы в Государственную
Думу Российской Федерации. В последнее
время все чаще звучит критика
подобного способа формирования
депутатов Государственной
Однако участие граждан в управлении делами государства выборами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с избирателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.
Действенной гарантией надлежащего
представительства интересов
Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Являясь важнейшим институтом непосредственной демократии, референдум дает возможность оказывать эффективное воздействие на формирование политики государственных органов власти, которые получают возможность сверять свои действия и решения с мнением народа или его отдельной части. Кроме того, учитывая важное значение референдума в системе народовластия можно утверждать, что правовые нормы, обеспечивающие его организацию и проведение, выступают одновременно и правовыми гарантиями реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
Впервые возможность проведения референдума в нашей стране юридически была закреплена в статьях 5 и 8 Конституции СССР 1977 года. Они устанавливали, что наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум). Однако, в советский период был проведен только один референдум - в марте 1991 года, по вопросу о сохранении Союза ССР как обновленной федерации.
В России первый закон о референдуме был принят в 1990 году, на его базе был проведен референдум 25 апреля 1993 года о доверии к Президенту РФ и 12 декабря 1993 года по проекту Конституции. После этого, с учетом накопленного опыта, был разработан и принят 3 октября 1995 года новый конституционный Закон «О референдуме Российской Федерации»". В нем в ст.1 содержится его определение. Он трактуется как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
В зависимости от уровня проведения референдум может быть общефедеральным, региональным и местным.
Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума.
Как известно, референдумы в Российской
Федерации и ее субъектах проводятся
нечасто. И это понятно; такой
референдум, во-первых, предполагает особую
важность выносимых на него вопросов;
во-вторых, требует немалых материальных
расходов; в-третьих, не должен привести
к росту напряженности в
К примеру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссийского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет нечастое применение референдума на уровне Российской Федерации.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы:
Референдум и выборы,
являясь частью общего механизма
реализации
конституционного права на участие в управлении
делами государства, позволяют гражданам
оказывать воздействие на сферу правотворчества
и на формирование органов государственной
власти, ее законодательной и исполнительной
ветвей.
Совершенствование выборных процедур
и правил, в конечном счете,
повышает эффективность реализации права
граждан на участие в управлении
государственными делами. Этот процесс
происходит за счет обновления содержания
материальных процедурных и процессуальных
норм, а также усиления гарантий избирательных
прав граждан.
2.2. Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в сфере исполнительной власти
Последовательное развитие и углубление демократических начал в жизни страны тесно связано с расширением возможности граждан участвовать в управлении делами государства и общества. Важная роль в этом плане принадлежит праву граждан на подачу обращений. Граждане обращаются со своими просьбами, требованиями в различные органы, редакции газет, на радио, телевидение и т.д. Внося предложения, направленные на совершенствование общественных отношений, добиваясь осуществления своих прав, сигнализируя о недостатках в работе предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц граждане тем самым принимают участие в решении общественных проблем. Поэтому рассмотрение любого обращения не только носит индивидуальный характер, но и имеет государственное значение. Это своеобразный индикатор, дающий возможность судить о состоянии дел в стране такие обращения являются источником информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития.
Значимость информации, поступающей от граждан в разные органы государственной власти, трудно переоценить. Тесная двусторонняя связь между государством и гражданином – одна из форм народовластия, составляющего важнейший признак демократии. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления находится в ряду основных конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции) и в то же время служит одной из гарантий других конституционных прав и свобод.4
Закрепление права на обращение в качестве конституционной нормы способствует укреплению демократических начал, усилению гарантий прав и свобод граждан, так как оно означает, что государство на основании Конституции страны гарантирует гражданам возможность обращаться в случае необходимости в различного рода инстанции для высказывания своих пожеланий, реализации интересов, защиты прав и свобод. Возникающие при этом отношения между государством и индивидом носят характер политико-юридических отношений, определяющих социальные возможности личности.
Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Обращение - это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий5. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям. Следовательно, со всей очевидностью можно утверждать, что не являются обращениями поздравления, благодарности, рассказы о своей нелёгкой судьбе без каких-либо требований и прочие подобные послания.
Роль института обращений граждан огромна. Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест.
Строгой единой классификации
обращений граждан на
Существуют две основные классификации обращений: по форме и по содержанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи. Таких форм существует две: устная и письменная.
Правильный
подход к устному обращению
Конечно,
не всегда и не по всем
вопросам целесообразно устное
обращение. Тогда граждане
Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. Разные исследователи предлагали разные классификации обращений, называя разное количество видов и приводя разные определения этих видов.
В действующем законодательстве разграничения между различными видами обращений не проводится: Указ от 12 апреля 1968 г. только перечисляет три вида обращений: предложения, заявления и жалобы, при этом определения этих понятий не даёт.
Субъективные права воплощаются в реальную жизнь, реализуются на практике лишь тогда, когда носитель этих прав предпринимает действия по их защите; эти действия он совершает с частной целью - защитить свои права, но вместе с тем его правозащитные действия способствуют устранению подобных нарушений в будущем, и, значит, укреплению правопорядка. Таким образом, в действиях индивидов по защите субъективных прав реализуется одновременно и частный, и публичный интерес (что уже отмечалось выше). Обращения граждан понимались именно как форма “правозащитных” действий.