Обеспечение прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:11, курсовая работа

Краткое описание

Право граждан на участие в управлении делами государства является одним из базовых. От того, на сколько полно граждане могут реализовать это право и реализуют, зависит, какие силы придут к власти и чьи интересы они будут представлять. Это вопрос суверенитета России и её национальной безопасности

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционные основы участия граждан Российской Фе-дерации в управлении делами государства
1.1. Право граждан на участие в управлении делами государства в условиях
становления демократического, правового государства…………………………..5
1.2. Содержание и формы реализации конституционного права на участие
в управлении государственными делами ……………...………………………10
Глава 2. Механизм реализации конституционного права граждан на
участие в управлении государственными делами
2.1. Референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие
в управлении делами государства в сфере законодательной власти …………19
2.2.Реализация права граждан на участие в управлении делами государства
в сфере исполнительной власти …………………………………………………...23
2.3. Реализация права граждан на участие в управлении делами государства
в сфере судебной власти ………………………………………………..………29
Заключение ……………………………………………………………………….....31
Список литературы ……………………..…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Обеспечение прав человека.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

2.1. Референдум  и выборы как форма реализации  права граждан на участие в  управлении делами государства.

Провозглашая и закрепляя  единственным источником власти в Россиимногонациональный народ Конституция России в статье 3 признает за ним всю полноту верховной власти, закрепляет механизм ее реализации. При этом она отмечает, что высшим ее проявлением являются референдум и выборы, которые выступают как институты прямой непосредственной демократии.

Граждане Российской Федерации  участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах  для граждан является свободным  и добровольным.

Активное избирательное право (право  избирать) у граждан России возникает  с 18 лет. Реализации права быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным  депутатом представительного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах  также 18 лет) - быть избранным депутатом  законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по достижении 21 года. Президентом Российской Федерации  может быть избран гражданин не моложе 35 лет.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом  недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

На выборах в Российской Федерации  применяются два вида избирательных  систем - мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной  системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голосов. При пропорциональной - голосование осуществляется за партийные списки, а избранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества поданных за них голосов.

Полностью по партийным спискам  проходят выборы в Государственную  Думу Российской Федерации. В последнее  время все чаще звучит критика  подобного способа формирования депутатов Государственной Думы, так как она не позволяет реализовать  беспартийным гражданам пассивное  избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало  внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин  Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой политической партии при условии его выдвижения.

Однако участие граждан в  управлении делами государства выборами не ограничивается. Избранные должностные  лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого  депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения  избирателей, лично вести прием  граждан, проводить встречи с  избирателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с  избирателями.

Действенной гарантией надлежащего  представительства интересов граждан  является возможность отзыва должностных  лиц избирателями. Правда такая возможность  имеется только в отношении депутатов  представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо выборов волю населения  призван выявлять референдум. Под  референдумом понимается голосование  граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной  и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Являясь важнейшим институтом непосредственной демократии, референдум дает возможность оказывать эффективное воздействие на формирование политики государственных органов власти, которые получают возможность сверять свои действия и решения с мнением народа или его отдельной части. Кроме того, учитывая важное значение референдума в системе народовластия можно утверждать, что правовые нормы, обеспечивающие его организацию и проведение, выступают одновременно и правовыми гарантиями реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

Впервые возможность проведения референдума в нашей стране юридически была закреплена в статьях 5 и 8 Конституции СССР 1977 года. Они устанавливали, что наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум). Однако, в советский период был проведен только один референдум - в марте 1991 года, по вопросу о сохранении Союза ССР как обновленной федерации.

В России первый закон  о референдуме был принят в 1990 году, на его базе был проведен референдум 25 апреля 1993 года о доверии к Президенту РФ и 12 декабря 1993 года по проекту Конституции. После этого, с учетом накопленного опыта, был разработан и принят 3 октября 1995 года новый конституционный Закон «О референдуме Российской Федерации»". В нем в ст.1 содержится его определение. Он трактуется как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

В зависимости от уровня проведения референдум может быть общефедеральным, региональным и местным.

Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямого и  свободного волеизъявления граждан  Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в  референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру  организации и проведения референдума.

Как известно, референдумы в Российской Федерации и ее субъектах проводятся нечасто. И это понятно; такой  референдум, во-первых, предполагает особую важность выносимых на него вопросов; во-вторых, требует немалых материальных расходов; в-третьих, не должен привести к росту напряженности в обществе, к разделу его на непримиримых сторонников и противников соответствующего решения.3

К примеру, только для того, чтобы  инициировать проведение общероссийского  референдума необходимо собрать  в его поддержку не менее 2 миллионов  подписей граждан. Видимо, это и предопределяет нечастое применение референдума на уровне Российской Федерации.

Изложенное позволяет  сделать следующие выводы:

Референдум и выборы, являясь частью общего механизма  реализации 
конституционного права на участие в управлении делами государства, позволяют гражданам оказывать воздействие на сферу правотворчества и на формирование органов государственной власти, ее законодательной и исполнительной 
ветвей.

Совершенствование выборных процедур и правил, в конечном счете, 
повышает эффективность реализации права граждан на участие в управлении 
государственными делами. Этот процесс происходит за счет обновления содержания материальных процедурных и процессуальных норм, а также усиления гарантий избирательных прав граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Реализация  права граждан на участие в управлении делами государства в сфере исполнительной власти

Последовательное развитие и углубление демократических начал  в жизни страны тесно связано с расширением возможности граждан участвовать в управлении делами государства и общества. Важная роль в этом плане принадлежит праву граждан на подачу обращений. Граждане обращаются со своими просьбами, требованиями в различные органы, редакции газет, на радио, телевидение и т.д. Внося предложения, направленные на совершенствование общественных отношений, добиваясь осуществления своих прав, сигнализируя о недостатках в работе предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц граждане тем самым принимают участие в решении общественных проблем. Поэтому рассмотрение любого обращения не только носит индивидуальный характер, но и имеет государственное значение. Это своеобразный индикатор, дающий возможность судить о состоянии дел в стране такие обращения являются источником информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития.

Значимость информации, поступающей  от граждан в разные органы государственной власти, трудно переоценить. Тесная двусторонняя связь между государством и гражданином – одна из форм народовластия, составляющего важнейший признак демократии. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления находится в ряду основных конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции) и в то же время служит одной из гарантий других конституционных прав и свобод.4

Закрепление права на обращение  в качестве конституционной нормы  способствует укреплению демократических  начал, усилению гарантий прав и свобод граждан, так как оно означает, что государство на основании  Конституции страны гарантирует гражданам возможность обращаться в случае необходимости в различного рода инстанции для высказывания своих пожеланий, реализации интересов, защиты прав и свобод. Возникающие при этом отношения между государством и индивидом носят характер политико-юридических отношений, определяющих социальные возможности личности.

Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Обращение - это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий5. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям. Следовательно, со всей очевидностью можно утверждать, что не являются обращениями поздравления, благодарности, рассказы о своей нелёгкой судьбе без каких-либо требований и прочие подобные послания.

Роль  института обращений граждан  огромна. Обращения выполняют в  сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест.

 Строгой единой классификации  обращений граждан на сегодняшний  день не существует. В трудах  различных исследователей выделяется  разное число разновидностей обращений, и классифицируются они по самым различным признакам.

Существуют  две основные классификации обращений: по форме и по содержанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи. Таких форм существует две: устная и письменная.

Правильный  подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные, поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан.

 Конечно,  не всегда и не по всем  вопросам целесообразно устное  обращение. Тогда граждане могут  подать письменное обращение.  Такие жалобы обычно пересылаются  по почте, телеграфу, вручаются  через бюро жалоб или лично,  через секретариат и т.п. И письменные, и устные обращения обладают одинаковой силой, поэтому форма обращения не имеет юридического значения.

Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. Разные исследователи предлагали разные классификации обращений, называя  разное количество видов и приводя  разные определения этих видов.

В действующем  законодательстве разграничения между  различными видами обращений не проводится: Указ от 12 апреля 1968 г. только перечисляет три вида обращений: предложения, заявления и жалобы, при этом определения этих понятий не даёт.

Субъективные  права воплощаются в реальную жизнь, реализуются на практике лишь тогда, когда носитель этих прав предпринимает действия по их защите; эти действия он совершает с частной целью - защитить свои права, но вместе с тем его правозащитные действия способствуют устранению подобных нарушений в будущем, и, значит, укреплению правопорядка. Таким образом, в действиях индивидов по защите субъективных прав реализуется одновременно и частный, и публичный интерес (что уже отмечалось выше). Обращения граждан понимались именно как форма “правозащитных” действий.

Информация о работе Обеспечение прав граждан