Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 21:16, курсовая работа
Краткое описание
В курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя
7. Принцип гласности в работе
представительных органов местного
самоуправления - представительные
органы действуют открыто, публично,
систематически информируют граждан
о своей работе. Гласность реализуется
через встречи и приёмы депутатами
избирателей, через отчеты депутатов
перед избирателями, освещение деятельности
представительных органов в СМИ.
8. Принцип коллегиальности - представительный
орган местного самоуправления
принимает решение в коллегиальном
порядке. В связи с этим выделяют
такое понятие как кворум. Кворум
- это нормативно установленное
минимально необходимое число
депутатов для официального рассмотрения
и решения вопросов местного
значения. Заседания представительного
органа могут быть правомочны
при условии регистрации не
менее 2/3 от числа избранных депутатов.
Акты представительного органа
местного самоуправления считаются
принятыми, если за них проголосовало
более половины от числа избранных
депутатов.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ», представительный орган местного
самоуправления состоит из депутатов,
избираемых на основе всеобщего, прямого
и равного избирательного права, при тайном
голосовании в соответствии с Федеральными
Законами и законами субъектов РФ. Численный
состав представительного органа определяется
уставом муниципального образования.
При этом существует прямая зависимость
между размером муниципального образования,
численностью его населения и численным
составом представительного органа местного
самоуправления. Обычно в состав представительного
органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование
представительного органа определяется
уставом муниципального образования -
представительными органами местного
самоуправления являются думы, муниципальные
собрания, комитеты, советы и т. д.[10,C.293]
В ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» установлено,
что в исключительном ведении представительных
органов местного самоуправления находятся:
1) Принятие общеобязательных правил
по предметам ведения муниципального
образования, предусмотренных уставом
муниципального образования.
2) Утверждение местного бюджета и отчета
о его исполнении.
3) Принятие планов и программ развития
муниципального образования, утверждение
отчетов об исполнении.
4) Установление местных налогов и сборов.
5) Установление порядка управления и
распоряжения муниципальной собственностью.
6) Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, которые
предусмотрены уставами муниципального
образования.
Федеральный Закон РФ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» наделяет представительные органы
местного самоуправления правом законодательной
инициативы. Другие полномочия представительных
органов местного самоуправления определяются
в Уставе муниципального образования.
К таким полномочиям обычно относятся
назначение даты выборов главы муниципального
образования, назначение местного референдума,
принятие Устава муниципального образования,
передача полномочий органам территориально
общественного самоуправления, согласование
назначения должностных лиц местного
самоуправления, а также выражение недоверия
к главе муниципального образования.[15,C.174]
Срок полномочий представительного органа
в соответствии с Федеральным Законом
РФ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» не может быть менее
двух лет, но не более 5-ти. Конкретный срок
полномочий представительного органа
местного самоуправления определяется
уставом муниципального образования,
и составляет, как правило - 4 года. В отдельных
поселениях Уставом муниципального образования,
в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации, может быть предусмотрена возможность
осуществления полномочий представительных
органов собраниями, сходами граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального
Закона РФ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» согласно
Уставам муниципальных образований, избранный
населением глава муниципального образования
может быть наделен правом входить в состав
представительного органа и председательствовать
на его заседании. Структура или внутреннее
строение представительных органов местного
самоуправления определяется муниципальным
образованием самостоятельно, закрепляется
в Уставе муниципального образования
и регламенте представительного органа
местного самоуправления.
Представительный орган включает следующие
структурные звенья:
1. Руководящие органы и должностные
лица представительного органа.
Это, например, председатель и заместитель
председателя представительного
органа. Они избираются из числа
депутатов на первом заседании
представительного органа нового
созыва, функции председателя подразделяются
на внешние и внутренние. Внешние функции
связаны с представлением этого органа
перед населением муниципального образования,
организациями и органами государственной
власти. Председатель принимает меры по
учету интересов населения и обеспечению
гласности в работе представительного
органа. От имени представительного органа
председатель заключает договоры. Внутренние
функции председателя связаны с координацией
деятельности представительного органа
и руководством работы аппарата представительного
органа, так, председатель созывает заседания
представительного органа, руководит
подготовкой заседаний, председательствует
на заседании, дает поручение депутатским
комиссиям и подписывает акты представительного
органа. Заместитель председателя представительного
органа в отсутствие председателя исполняет
его обязанности. Если Уставом муниципального
образования предусмотрена должность
главы муниципального образования, то
он может быть наделен правом входить
в состав представительного органа и председательствовать
на его заседаниях. В этом случае председатель
и заместитель председателя представительного
органа не избираются, их функции выполняет
глава муниципального образования.
2. Функционально отраслевые подразделения.
Это постоянные и временные
комиссии. Для предварительного
рассмотрения и подготовки вопросов,
относящихся к ведению представительного
органа, а также для содействия
реализации его решений, контроля
за их исполнением, представительный орган
местного самоуправления образует комиссии
и комитеты. В состав комиссий и комитетов
входят депутаты представительного органа.
Представительный орган определяет задачи,
полномочия, порядок работы и срок работы
комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны
и подотчетны представительному органу.
Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный
характер.
3. Депутаты представительного органа
могут объединяться в группы,
фракции по партийной принадлежности,
политическим или иным интересам.
Такие группы и фракции регистрируются
представительным органом. Права фракций
и групп по партийной принадлежности определяются
регламентом представительного органа,
а также положениями о депутатских группах
и фракциях. Депутаты представительного
органа, избранные от смежных территориальных
избирательных округов, могут объединяться
в территориальные депутатские группы,
эти группы взаимодействуют с расположенными
на их территории организациями и структурными
подразделениями местной администрации.
Территориальные депутатские группы изучают
общественное мнение, ведут прием избирателей
и решают иные вопросы. Основной формой
деятельности представительного органа
является заседание, периодичность созыва
которого определяется Уставом муниципального
образования и регламентом представительного
органа. Заседания представительного
органа, как правило, проводятся не реже
одного раза в месяц. Одно или несколько
последовательных заседаний представительного
органа с общей повесткой дня либо определённый
период работы представительного органа
называется сессией. Существуют следующие
виды заседаний:
1. Очередные заседания - созываются
главой муниципального образования,
либо председателем представительного
органа в соответствии с планом
работы представительного органа.
2. Внеочередные заседания - созываются
по мере необходимости, в силу
определенных обстоятельств. Они
проводятся по предложению председателя
представительного органа по
требованию определённой группы
депутатов представительного органа,
а также по требованию главы
муниципального образования. Кроме
того, заседания могут быть: открытыми
(предполагается присутствие всех заинтересованных
участников, а также представителей общественности
и СМИ) и закрытыми (закрытые заседания
проводятся в особых случаях, например,
для обсуждения вопроса об отзыве председателя
представительного органа местного самоуправления,
о досрочном прекращении полномочий депутатов
представительного органа и т. д., помимо
депутатов на закрытых заседаниях, могут
присутствовать глава муниципального
образования и прокурор). Как было сказано
выше, органы местного самоуправления
имеют исполнительные органы. Согласно
ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления
представительные органы местного самоуправления,
избранные путем свободного, тайного,
равного, прямого и всеобщего голосования,
«могут иметь подотчетные им исполнительные
органы».
В разных субъектах Федерации и муниципальных
образованиях в зависимости от того, является
ли оно городским или сельским поселением,
с учетом его особенностей, экономического
развития, численности жителей и других
факторов система органов, осуществляющих
исполнительскую деятельность, их наименование
и само содержание деятельности сильно
различаются.[11,C.530]
Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» закрепила
положение о Главе муниципального образования.
Так, уставом муниципального образования
могут быть предусмотрены должность главы
муниципального образования – выборного
должностного лица, возглавляющего деятельность
по осуществлению местного самоуправления
на территории муниципального образования,
а также должности иных выборных лиц местного
самоуправления.
Глава муниципального образования избирается
гражданами, проживающими на территории
муниципального образования, на основе
всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании либо представительным
органом местного самоуправления из своего
состава. Глава муниципального образования
наделяется собственной компетенцией
по решению вопросов местного значения
в соответствии с уставом муниципального
образования. Согласно уставу муниципального
образования избранный населением глава
муниципального образования может быть
наделен правом входить в состав представительного
органа местного самоуправления, председательствовать
на заседаниях представительного органа
местного самоуправления.
Наименование главы муниципального образования
и сроки полномочий определяются уставом
муниципального образования в соответствии
с законами субъектов Российской Федерации.
Уставами муниципальных образований
Ставропольского края могут быть предусмотрены
следующие наименования главы муниципального
образования, а также иных выборных должностных
лиц местного самоуправления, осуществляющих
исполнительно-распорядительные функции:
глава города (села, поселка и другого
населенного пункта);
глава администрации;
председатель исполкома;
атаман;
староста.
Глава муниципального образования в
соответствии с уставом муниципального
образования подотчетен населению непосредственно
и представительному органу местного
самоуправления.[14,C.58]
Государственную администрацию СК возглавляет
глава государственной администрации,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Губернатором Ставропольского
края.
Глава государственной администрации
СК:
- осуществляет в пределах своей
компетенции общее руководство
деятельностью органов, входящих
в структуру государственной
администрации;
- осуществляет в пределах своей
компетенции координацию деятельности
территориальных органов краевых отраслевых
и межотраслевых органов исполнительной
власти, как входящих, так и не входящих
в структуру государственной администрации;
- запрашивает от территориальных
органов краевых и межотраслевых
органов исполнительной власти
информацию, необходимую для осуществления
государственной администрацией
установленных задач и функций;
- представляет интересы Губернатора
Ставропольского края и Правительства
Ставропольского края в пределах
своей компетенции;
- заключает договоры с государственными
органами и органами местного
самоуправления, коммерческими и
некоммерческими организациями
в пределах своей компетенции;
- открывает и закрывает счета
в учреждениях банков, подписывает
финансовые документы;
-ежегодно представляет Губернатору
Ставропольского края и Правительству
Ставропольского края отчет о
деятельности государственной администрации;
- назначает на должность и
освобождает от должности по
согласованию с Губернатором
Ставропольского края своих заместителей
и управляющего делами государственной
администрации;
- назначает на должность и
освобождает от должности по
согласованию с руководителями
краевых отраслевых и межотраслевых
органов исполнительной власти
руководителей территориальных
органов краевых отраслевых и
межотраслевых органов исполнительной
власти, входящих в структуру
государственной администрации, за
исключением случаев, установленных
правовыми актами Губернатора
Ставропольского края;
- самостоятельно принимает на
работу и увольняет, назначает
на должность и освобождает
от должности работников государственной
администрации, если это не требует
указанного выше согласования;
- образует консультативные и
совещательные органы, действующие
на общественных началах;
- организует прием граждан, рассмотрение
предложений, заявлений и жалоб
граждан;