Органы местного самоуправления Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:30, реферат
Краткое описание
Институты системы местного самоуправления предусмотрены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Основными институтами являются: 1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения; 2) органы и должностные лица местного самоуправления; 3) территориальное общественное самоуправление.
Содержание
• Введение • Глава 1. Органы местного самоуправления в Российской Федерации • 1.1 Понятие и общие принципы организации местного самоуправления в России • 1.2 Функции местного самоуправления • Глава 2. Основы местного самоуправления • 2.1 Правовые основы местного самоуправления • 2.2 Территориальные основы местного самоуправления • Заключение • Список использованных источников и литературы
3) верховенство Конституции РФ,
федеральных конституционных законов,
Федерального закона "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации", других федеральных
законов по отношению к конституции (уставу),
закону, иному нормативному правовому
акту субъекта Федерации, регулирующих
вопросы организации местного самоуправления
и устанавливающие права, обязанности
и ответственность органов и должностных
лиц местного самоуправления;
4) разграничение предметов ведения
и полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Федерации и
органами местного самоуправления
в сфере правового регулирования
местного самоуправления;
5) обязательность муниципальных
правовых актов для исполнения
на территории муниципального
образования;
6) высшая юридическая сила в
системе муниципальных правовых
актов и прямое действие на
территории муниципального образования
устава муниципального образования
и оформленных в виде правовых
актов решений, принятых на местном
референдуме (сходе граждан);
7) вступление в силу муниципальных
правовых актов, затрагивающих права,
свободы и обязанности человека
и гражданина, после их официального
опубликования;
8) особый порядок принятия устава
муниципального образования, внесение
в него изменений, дополнений
и государственная регистрация
в органах юстиции;
9) соответствие муниципальных правовых
актов Конституции РФ, федеральным
законам и иным нормативным
правовым актам Российской Федерации,
а также конституциям (уставам), иным
нормативным правовым актам субъектов
Федерации;
10) отмена или приостановление
действия муниципального правовых
актов органами и должностными
лицами, их принявшими (издавшими), судом,
а в части, регулирующей осуществление
органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий,
- уполномоченным органом государственной
власти;
11) обжалование органами местного
самоуправления в суд федерального
закона или иного нормативного
правового акта Российской Федерации
либо закона или иного нормативного
правового акта субъекта Федерации
по вопросам организации местного
самоуправления и (или) установления
права, обязанностей и ответственности
органов и должностных лиц
местного самоуправления, если орган
местного самоуправления полагает,
что они не соответствуют Конституции
РФ, федеральным конституционным
законам, федеральным законам, договорам
о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Российской Федерации;
12) участие населения в формировании
правовой системы местного самоуправления;
13) обжалование в суд решений,
принятых путем прямого волеизъявления
граждан, решений органов и должностных
лиц местного самоуправления;
14) наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями только федеральными
законами и законами субъектов
Федерации; государственный контроль
за осуществлением органами местного
самоуправления отдельных государственных
полномочий;
15) наступление ответственности
в соответствии с федеральными
законами и законами субъектов
РФ за неисполнение муниципальных
правовых актов.
2.2 Территориальные
основы местного самоуправления
Территориальные основы местного самоуправления как институт
муниципального права представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующихтерриториальную организацию местного самоуправления: формирование в состав территориимуниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок ихустановления и изменения.
Вопросы организации власти в государстве
неразрывно связаны с его территориальным
устройством, ибо функционирование органов
власти осуществляется в границах определенных
территориальных единиц, на которые делится
территории государства. Такое подразделение территории государстваименуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.
В соответствии с административно-территориальным
делением организуется государственная
власть.
Вопросы территориальных основ местного
самоуправления по-разному решались на
разных этапах становления и развития
местного самоуправления в Российской
Федерации.
Однако, самостоятельно решая вопросы
территориальной организации местного
самоуправления, субъекты Федерации должны
были основываться на следующих принципах:
а) местное самоуправление осуществляется
на всей территории Российской Федерации
в городских, сельских и иных поселениях.
Ограничение права граждан на осуществление
местного самоуправления на отдельных
территориях допускалось федеральным
законом в целях защиты конституционного
строя, обеспечения обороны страны и безопасности
государства;
б) население городского, сельского поселения
независимо от его численности не может
быть лишено права на осуществление местного
самоуправления. Федеральный закон 1995г.
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
(ст.12) гарантировал каждому городскому
и сельскому поселению право на самоуправление.
Порядок реализации этого права устанавливается
законами субъектов Федерации. Это право
могло быть реализовано, во-первых, путем
создания самостоятельного муниципального
образования, во-вторых, путем присоединения
к какому-либо муниципальному образованию;
в) обеспечение экономических и организационных
условий для осуществления местного самоуправления.
Обязательным условием для признания
территориальной единицы в качестве территории
муниципального образования, т.е. территориальной
основы местного самоуправления. Являлось
наличие муниципальной собственности,
местного бюджета и выборных органов местного
самоуправления. При этом согласно ст.61
упомянутого Федерального закона отсутствие
муниципальной собственности на момент
вступления его в силу не являлось основанием
для отказа в образовании нового муниципального
образования;
г) обеспечение целостности территории
муниципального образования. Не допускалось
объединение муниципальных образований
в целях создания одного (единого) муниципального
образования в случае отсутствия у объединяющихся
муниципальных образований общей границы
или в случае объединения с муниципальным
образованием, распложенным на территории
другого субъекта Федерации;
д) обязательный учет мнения и интересов
населения, проживающего на территории,
например в случае изменения границ территорий,
в которых осуществляется местное самоуправление;
е) учет исторических, социально-этнических
и иных местных традиций. Вопросы территориальной
организации местного самоуправления
должны были решаться с учетом компактного
проживания на территории муниципального
образования национальных групп и общностей,
коренных (аборигенных) народов, казачеств
и других исторических и местных традиций;
ж) территория муниципального образования
в соответствии с федеральным законодательством
должна была включать земли, необходимые
для развития.
Заключение
В настоящее время Россия находится в
начале долгого и сложного пути формирования
новой модели местного самоуправления.
На современном этапе, в условиях демократизации
и реформирования общественной жизни,
действия новой Конституции в России созданы
реальные возможности для развития современной
модели организации местного самоуправления.
Но их реализация осложняется неблагоприятной
экономической ситуацией, не устоявшейся
системой российского федерализма, ломкой
культурных и гражданских традиций, резкого
изменения политической ситуации и как
следствие - отсутствием "ощущения"
стабильности непосредственного участника
формирования органов местного самоуправления
- населения.
Современная модель организации местного
самоуправления, представляется как система
внешних взаимоотношений - между органами
государственной власти и органами местного
самоуправления и внутренних - между представительными
и исполнительными органами местного
самоуправления.
Модель современной организации местного
самоуправления имеет следующие организационные
формы для ее осуществления:
1. Путем референдума, выборов и
др. форм прямого волеизъявления
граждан;
2. Через выборные и др. органы
местного самоуправления;
3. Через территориальное общественное
самоуправление;
4. Через созданные союзы и
ассоциации органов местного
самоуправления и органы территориального
общественного самоуправления.
Новая современная модель при всем многообразии
территориальных и организационных форм
осуществления местного самоуправления
представляет единую систему местного
самоуправления и составляет одну из основ
конституционного строя Российской Федерации.
Принципиальным отличием современной
модели от советской является ее одноуровневый
характер: местное самоуправление не входит
в систему государственной власти, и муниципальные
образования не подчиняются друг другу.
Этот принцип предопределяет отношения
между муниципальными органами и органами
государственной власти, и муниципальных
образований между собой. Органам местного
самоуправления предоставляется экономическая
и финансовая самостоятельность в соответствии
с предметом ведения этих органов. Уставами
муниципальных образований определяются
наименования местных органов, порядок
их формирования, компетенция, сроки полномочий.
Современная модель организации местного
самоуправления реализуется посредством
следующих функций:
решением вопросов административно-территориального
деления;
полномочий в области экономики и финансов;
решение вопросов социального развития
территории;
развитие культуры и искусства,
Эффективность и целесообразность местного
самоуправления для населения предполагает
необходимость развития муниципальной
демократии, более действенных условий
для самостоятельного решения населением
вопросов местного значения, поддержки
инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление проявляется
в активности населения, осознания им
ответственности за организацию своей
жизнедеятельности. В этой связи важное
значение имеет обеспечение подлинных
гарантий прав и возможностей граждан
на участие в самоуправлении, совершенствовании
форм и методов организации местного самоуправления.
Не менее важной проблемой является преодоление
апатии и политической неграмотности
граждан. Реализация потенциала местного
самоуправления содержит реальные возможности
формирования новых отношений между демократическим
государством и гражданским обществом,
которые характеризуются политической
и социальной устойчивостью.
Современная модель организации местного
самоуправления, в отличии от централизованной
системы управления способствует приближению
власти к народу, созданию гибкого механизма
с меньшей бюрократией. Она позволяет
демократизировать аппарат управления,
решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.
В силу сложившегося в современной России
типа органов местного самоуправления,
их деятельность тесно связана с различными
формами прямого волеизъявления граждан.
Современная модель организации местного
самоуправления предполагает оптимальное
сочетание институтов прямой и представительной
демократии, формальных и неформальных
структур, работы на профессиональной
и общественной основе.
Становление местного самоуправления
в современной России является длительным
и сложным процессом, который требует
учета многих социальных, политических,
экономических условий, степени готовности
общественного сознания, темпов изменения
менталитета российских граждан. Этим
объясняется задержка с реализацией закрепленных
Конституцией принципов местного самоуправления
и соответствующих конституционных прав
граждан. Недостаточно разработанными
в концепции современной модели организации
местного самоуправления в России является
определение сущности природы местного
самоуправления, как формы власти. С одной
стороны, это общественная форма власти,
с другой - ее решения являются обязательными
для всех структур, расположенных на его
территории. Современное самоуправление,
как специфическая форма власти, имеет
смешанную общественно-государственную
природу. Требует совершенствования система
отчетности представительных органов
и особенно главы муниципального образования,
избранных глав администраций, их замены
в случае необходимости, определения пределов
самостоятельности.
Взаимоотношения представительных и
исполнительных органов местного самоуправления
необходимо строить на принципах единства
целей и задач в обеспечении жизнедеятельности
населения муниципального образования,
а не политической борьбы. Серьезной проработки
требует вопрос о регламентации процедур,
связанных с использованием институтов
прямой демократии. В муниципальных образованиях
необходимо создание структур, позволяющих
населению участвовать в управлении местными
делами. Такими структурами могут стать
постоянные комиссии для привлечения
населения к решению этих дел.
Реформирование требует и структура
управления городом. С появлением нового
административно-территориального деления
городов, они должны стать более четкими
и эффективными, для оперативного решения
местных задач.
Так же требует реформирования и система
взаимоотношений органов государственной
власти с органами местного самоуправления.
Зачастую органы государственной власти,
особенно субъектов федерации, перекладывают
на органы местного самоуправления задачи
государственного характера, не подкрепляя
их соответствующими финансовыми средствами.
Проведенный анализ работы и организации
местного самоуправления в России выявил
необходимость более основательного стимулирования
этого процесса, так как переход от разработки
теории к практическому функционированию
местного самоуправления сложен и длителен.
Современное российское общество находится
в начале пути становления местного самоуправления
и, следовательно, исследования по данной
теме необходимо продолжать.