Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:51, реферат
Местное самоуправление не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений развития российской государственности. Местное самоуправление, решая свои задачи, действует в интересах граждан, населения, общества в целом. Оно - логическая часть государства и в этой связи решает, в том числе, и общегосударственные задачи. Именно поэтому формирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, как системы мер, требует детальной научной проработки различных аспектов данного вида юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности этих органов.
3
В настоящее время местное
В целом проблема ответственности в деятельности органов власти является определяющим началом современной концепции демократии в государстве. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает важным элементом их правового статуса, гарантией их должного поведения и добросовестного осуществления своих полномочий.
Местное самоуправление не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений развития российской государственности. Местное самоуправление, решая свои задачи, действует в интересах граждан, населения, общества в целом. Оно - логическая часть государства и в этой связи решает, в том числе, и общегосударственные задачи. Именно поэтому формирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, как системы мер, требует детальной научной проработки различных аспектов данного вида юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности этих органов.
В юридической литературе
1. Основным
(но не основополагающим) признаком юридической
ответственности является наличие государственно-правового
принуждения. Санкция правовой нормы предусматривает
государственное принуждение для соблюдения
и исполнения правовых предписаний. Применяемые
государством меры выражаются в претерпевании
правонарушителем определенных лишений
личного, имущественного или организационного
характера .
2. Наличие этих
лишений для правонарушителя являются
вторым существенным признаком юридической
ответственности. Следует четко видеть
границу между обязанностью и юридической
ответственностью ( добровольное исполнение
обязанности не является юридической
ответственностью, которая наступает
лишь в случае правонарушения и по приговору
суда). Применение лишений преследует
цель либо:
А) попытаться восстановить состояние общественной жизни до совершения правонарушения (например, возврата долга или возмещение вреда потерпевшему)
Б) если первое по каким-либо причинам невозможно, то правонарушитель пытается искупить свой долг перед обществом (например, штрафом или отбыванием определенного срока лишения свободы).
Вообще же целями юридической ответственности принято считать:
В самом деле, если государство будет своевременно и адекватно применять меры к правонарушителям вне зависимости от их статуса, то будет предотвращен нынешний беспредел (или по крайней мере его разрастание). Кроме того, субъектам права будет гораздо легче взаимодействовать в условиях, когда государство будет защищать их правомерные интересы.
Чтобы обеспечить реальное следование
целям юридической
Только следование приведенным
выше принципам может реально повысить
эффективность юридической ответственности.
Режим законности и стабильности выгоден
и государству и обществу, т.к. при этом
соблюдение и уважение правомерных интересов
является нормой жизни.
Поскольку поведение человека имеет
две полярные разновидности (социально
полезное и социально вредное), то
и ответственность рассматривае
Позитивная ответственность
В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.
Далее речь пойдет о негативной ответственности. Рассмотрим некоторые особенности юридической ответственности.
Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.
Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления может наступить за совершение деяния, предусмотренного УК РФ, за которое им могут быть назначены соответствующие виды наказания.
Административная
Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения и состоит в применении санкций в основном имущественного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред (ущерб) физическим, юридическим лицам.
Дисциплинарная
Материальная ответственность должностных лиц обусловлена необходимостью возмещения причиненного вреда, привлечение к которой производится независимо от привлечения указанного лица к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности конституционно-правовую и муниципально-правовую.
В теории государства и права распространенным является мнение о том, что ответственность, прежде всего, подразделяется на виды в зависимости от того, к какой отрасли права она относится. Конституционно-правовая ответственность призвана охранять именно общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. При этом не всякое нарушение норм конституционного права влечет за собой конституционно-правовую ответственность. Могут применяться и иные виды ответственности: административная (например, штраф за определенные виды нарушений избирательных прав граждан - статьи 5.1 - 5.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) либо уголовная (например, статья 278 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за насильственный захват или насильственное удержание власти).
Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности и соответственно их обособление как самостоятельных видов юридической ответственности объясняются предметом и методом регулирования общественных отношений; функциями, которые выполняет отрасль права в общей системе права; спецификой статуса субъектов правоотношений; особенностями юридической природы неправомерного поведения в соответствующей сфере; характером предписаний, на базе которых возникает ответственность; особой процедурой ее реализации. Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой (в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов) не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений.
Конституционная ответственность определяется рядом ученых как ответственность за ненадлежащее осуществление государственной власти, поскольку особое значение в предмете конституционного права имеют отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии). Следуя этой логике, муниципалъно-правовая ответственность может быть определена как ответственность за ненадлежащее осуществление муниципальной власти (в формах представительной и не посредственной демократии).
Поэтому представляется корректным отнесение
ответственности органов и
К муниципально-правовым санкциям относятся: отзыв выборных лиц, отставка или роспуск, выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий. К конституционно-правовым санкциям можно отнести: признание акта незаконным, отрешение от должности, роспуск, расформирование, переход полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти (ведение временного государственного управления), досрочное прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий (отзыв государственно-властных полномочий), отмену (признание недействительным) юридически значимого результата, отмену (приостановление) правовых актов, отказ.
В зависимости от субъекта, перед которым наступает юридическая ответственность, можно выделить ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, перед физическими и юридическими лицами, перед государством (ст.70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Однако мы обратим наше внимание только на ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением.
Такая иерархия закрепления ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия в соответствии с п.2 ст.3 Конституции Российской Федерации. Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, , определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».