Отчет по практике в ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:11, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики является приобретение практических умений и профессиональных навыков, таких как навыки:
1. ознакомится с материалами уголовных, гражданских и административных дел, с нормативно-правовыми актами и библиографическими источниками, заданием квалификационной практики, с правилами внутреннего распорядка организации.
2. составлять постановление о возбуждении уголовного дела и отказе от его возбуждения, протоколы задержания подозреваемого, личного обыска задержанного, разъяснение прав подозреваемого

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет пример 1.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

     Как уже говорилось выше, для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и основание, в противном же случае, а также при наличии обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела, в возбуждении уголовного дела будет отказано.

    Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела закреплен в статьях 112 - 113 УПК, рассмотрим его подробнее.

    Итак, поступило  заявление или сообщение о  совершенном или готовящемся  преступлении. Статья 109 УПК закрепляет  обязанность прокурора, следователя, орган дознания и судьи принимать подобные заявления и сообщения и принимать по ним решения в трехдневный срок, а в исключительных случаях этот срок может быть равен десяти дням.

    Часть 2 ст. 109 УПК разрешает указанным органам и должностным лицам истребовать необходимые материалы и получать объяснения, однако следственные действия на данном этапе не производятся.

      Решение  относительно заявления или сообщения  о совершенном или готовящемся  преступлении может быть следующим:

  1) возбудить уголовное  дело;

  2) отказать в возбуждении  уголовного дела;

  3) передать заявление  или сообщение по подследственности  или подсудности.

О принятом решении обязательно  должно быть сообщено заявителю.

    Если имеется  законный повод и основание к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело согласно прямым предписаниям ч.1 ст.112 УПК. 

    Решение о  возбуждении уголовного дела  должно быть облечено в определенную  уголовно - процессуальную форму, которой в соответствии с ч.2 ст.112 УПК является постановление о возбуждении уголовного дела.

Постановление, как и  большинство процессуальных документов, состоит из вводной,  описательной и резолютивной частей.

  • Вводная часть - указывается место и дата составления  постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица принявшего решение.
  • Описательная часть -  излагаются  повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части.
  • Резолютивная часть - указывается по признакам,  какой статьи  уголовного  закона возбуждается дело и его дальнейшее направление.

    Часть 3 ст.112 УПК предписывает немедленно  направлять копию постановления  о возбуждении уголовного дела прокурору.

    Часть 4 ст.112 УПК закрепляет обязанность соответствующих  органов и должностных лиц  принимать меры  к  предотвращению  или пресечению преступления, а  равно к закреплению следов  преступления.

    Порядок направления  уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст.115 УПК согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

    1) прокурор  направляет дело для производства  предварительного следствия или  дознания, а в случаях, предусмотренных  законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст.27УПК).

   2) следователь  приступает к производству предварительного  следствия или дознания, в этом  случае он выносит постановление  о возбуждении уголовного дела  и о принятии его к своему  производству. Если же дело было возбуждено прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству.  Копия этого постановления в соответствии с ч.2 ст.129 УПК  должна быть направлена надзирающему прокурору в течение 24 часов.

  3) Судья направляет дело для производства предварительного следствия или дознания либо принимает дело к рассмотрению его судом. Следует напомнить, о Постановлении Конституционного Суда от 14.01.2000г, согласно  которому ст.115 признана несоответствующей Конституции РФ в части в какой она предусматривает полномочия суда возбуждать уголовное дело, в том числе в отношении нового лица, и применять к нему меру пресечения.

    Если уголовное  дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории  дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит неотложные следственные действия, о чем должен быть немедленно уведомлен прокурор, после выполнения указанных действий дело передается следователю (ст.119 УПК).

    Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к  категории дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания самостоятельно принимает предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, в дальнейшем все материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

      В возбуждении  уголовного дела может быть  отказано на основании ст.113 УПК  в следующих случаях:

  1. при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, исчерпывающий перечень которых определен  в ст. 5 УПК.
  2. При наличии деяния, хотя формально и содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, иными словами наличие административного или дисциплинарного проступка. В соответствии с ч.3 ст. 113 УПК об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть вынесено мотивированное постановление, в котором должно быть указано, почему именно событие, о котором сообщалось, признано не имевшем места, или в нем отсутствуют признаки преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство по делу.

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но оно таковым не является, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие этот вывод.

    Часть 4 ст.113 УПК предусматривает право на  обжалование отказа в возбуждении уголовного дела, о чем должно быть разъяснено заявителю.

Следует отметить, что  Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998г.№ 13-П ч.4 ст.113 УПК  признана несоответствующей Конституции  РФ в той части, в какой она  не допускает  судебного обжалования постановления прокурора, следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, а также исключает для лиц, интересы которых затрагиваются этим постановлением, возможность использовать для своей защиты, любые не запрещенные законом способы.

    Таким образом,  исходя из указанного постановления,  право на обжалование постановления  об отказе в возбуждении уголовного  дела имеет не только заявитель,  но и другие заинтересованные  в этом лица. Кроме того, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано не только прокурору, но и в суд, что является важной гарантией соблюдения ст. 46 Конституции РФ, согласно которой "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

    В законе не содержится указания,  в какой срок может  быть  обжаловано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Это означает, что при принесении жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела следует руководствоваться общими  сроками давности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренными ст.78 УК РФ.

 

п. 1.3. Дознание

   К органам дознания ст. 117 УПК относит: милицию; командиров воинских частей; соединений и начальников воинских учреждений (по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнение служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения); Федеральную службу безопасности – по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев (по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений); органы Государственного пожарного надзора (по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил); органы пограничной охраны (по делам о нарушениях государственной границы); капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции – по делам, отнесенным к ее ведению, таможенные органы РФ – по делам о преступлениях, отнесенных законом к их ведению (ст. 188, 189, 193, 194 УК РФ).

Из этого перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными органами и связано с основными функциями этого органа.

Капитаны морских судов, начальники зимовок выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи  с возникшей необходимостью.

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных угловно-процессуальным законом мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК). Устанавливая обязанности органа дознания, закон имел в виду прежде всего милицию как постоянно действующий орган дознания.

Милиция занимается оперативно-розыскной  деятельностью и осуществляет процессуальное расследование по большинству уголовных  дел в форме дознания.

Оперативно-розыскная деятельность, имея важное значение для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности, в понятие дознания как процессуальной деятельности не входит.

Основная обязанность милиции  при производстве дознания состоит  в выполнении неотложных следственных действий в целях обеспечения необходимых условий для производства предварительного следствия по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 119 УПК) и в расследовании в полном объеме в форме дознания по делам, не требующим предварительного следствия (ст. 120 УПК).

В соответствии с законом РФ «О милиции» от 18 апреля 1991г. предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно  предварительно следствие, возлагается  на криминальную милицию (ст. 8 УПК). Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на милицию общественной безопасности – местную милицию (ст. 9 УПК). Милиция осуществляет досудебную подготовку материалов в протокольной форме по делам, не требующим предварительного расследования (ст. 119, 127 УПК).

     Дознание как вид  процессуальной деятельности по  расследованию преступления осуществляется  только по возбужденному делу  и по правилам, установленным  уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, распространяет на них правила производства предварительного следствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК). Закон предусматривает два вида дознания (ст. 118 УПК), а именно:

    1. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК).
    2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 120 УПК).

     В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Законом СССР от 12 июня 1990г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 29 Основ» перечень неотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, по которым предварительное  следствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.

К неотложным следственным действиям  относятся такие действия по обнаружению  и закреплению доказательств, которые  совершаются по горячим следам, то есть незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Это означает, что по делам, по которым  предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить  другие следственные действия.

Практика органов предварительного расследования показывает, что законодательство, регламентирующее полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий, нуждается в совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось бы право производить следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые окажутся неотложными в конкретном деле, так как нельзя заранее определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание, закрепление доказательств по горячим следам.

В целях обеспечения прокурорского  надзора за законностью орган  дознания обязан немедленно уведомить  прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании (ст. 119 УПК). В соответствии со ст. 121 УПК дознание в этой форм должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о направлении дела следователю и до истечения десятидневного срока. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю, не ожидая указания прокурора или истечения десятидневного срока.

Информация о работе Отчет по практике в ОВД