Властеотношения, складывающиеся
в результате государственного управления
и образующие предмет его правового регулирования,
представляют собой отношения между:
- государством и
обществом; в этих отношениях
реализуются государственно-управляющие
воздействия - управление делами
общества посредством государственного
аппарата;
- государственными
органами по поводу их статуса;
- людьми в связи
с их участием во властно-управленческих
отношениях.
Государство с помощью
права, осуществляя регулятивную функцию, использует
определенную совокупность правовых средств
и способов регулирующего воздействия
на управленческие отношения, на действия
их участников. Это - методы правового
регулирования общественных отношений.
Предписания - позитивное связывание,
т.е. возложение прямой юридической обязанности
совершать какие-либо действия в условиях,
предусмотренных правовой нормой.
Запрещения
- возложение прямой
юридической обязанности не совершать
какие-либо действия в условиях, предусмотренных
правовой нормой.
Дозволения
- юридические разрешения
совершать в условиях, предусмотренных
правовой нормой, те или иные действия,
либо воздерживаться от их совершения
по своему усмотрению.
Правовое регулирование
есть процесс воздействия государства
на общественные отношения с помощью юридических
норм. В результате происходит нормативно-правовое
упорядочение общественных отношений.
Этот процесс основывается на предмете
и методе правового регулирования. Предметом
правового регулирования является определенная
форма общественных отношений, которая
закрепляется соответствующей группой
юридических норм. Отношения, связанные
с государственным управлением, являются
предметом комплексного регулирования
различными отраслями права, но преимущественно
и главным образом конституционного и
административного. Под методом правового
регулирования понимается способ воздействия
юридических норм на общественные отношения.
Метод правового регулирования характеризуется следующими
чертами:
а) он свойствен только
государству в лице его органов;
б) касается лишь юридических
норм;
в) действенность юридических
норм обеспечивается государственным
принуждением.
Отрасли права используют
в своих регулятивных целях с учетом особенностей
общественных отношений единые правовые
средства в их различном сочетании. Особенности
предмета правового регулирования государственного
управления обусловливают специфику его
метода.
Метод правового
регулирования отношений государственного
управления - это комплекс приемов,
способов и средств юридического воздействия
на социально-правовую сферу в целом, ее
отдельные сегменты и соответствующие
элементы в процессе упорядочения общественных
отношений по поводу государственной
власти и управления.
По способам правового
регулирования вообще и применительно
к субъекту государственного управления,
в частности, различают:
А) централизованное,
Б) децентрализованное
В) субсидиарное.
Централизованное
регулирование ведется на властно-категоричных
началах органами государственной власти
сверху донизу в объеме их компетенции
и по кругу объектов юрисдикции.
Децентрализованное,
диспозитивное регулирование, которое
позволяет осуществлять правовое регулирование
посредством согласования (в форме заключения
договоров, принятия совместных актов
и т.п.), поддержки инициативы снизу несколькими
органами государственной власти. Этот
способ включает в себя три возможности
регулирования общественных отношений:
1) дозволение совершать
известные действия правового
характера;
2) наделение определенными
правами участников общественных
отношений, урегулированных нормами
права;
3) предоставление
лицам, участвующим в определенных
взаимоотношениях, возможности выбора
варианта своего поведения.
Субсидиарное регулирование
применяется как дополняемое нормами
другой отрасли права, затрагивающей данную
сферу общественных отношений. Так, отношения
между госслужащими и их работодателем
- государством по поводу исполнения ими
служебных обязанностей регулируются
общими нормами трудового законодательства.
Однако ФЗ “Об основах государственной
службы Российской Федерации” от 31 июля
1995 г. устанавливает, что действие российского
законодательства о труде распространяется
на госслужащих с особенностями, предусмотренными
данным законом (ч. 3 ст. 4).
Глава 2. Формы и структура
правового регулирования государственного
управления
Государство посредством
органов государственной власти регулирует
определенные сферы общественных процессов
и отношений, устанавливая правила и порядок
поведения и деятельности субъектов этих
отношений. Такое воздействие, осуществляется
при помощи механизма правового регулирования.
Он приводится в действие в результате
применения взаимоувязанных и согласованно
функционирующих элементов, условно образующих
в своей совокупности сам этот механизм.
Механизм правового
регулирования отношений государственного
управления - это единая система юридических
элементов, при помощи которых обеспечивается
результативное правовое воздействие
на общественные отношения в сфере осуществления
властно-управленческих функций государства,
которые организуются в соответствии
с задачами общества.
Используемые формы
правового регулирования предопределяются
формой государства, которую характеризуют
форма государственного устройства, форма
правления, политический и государственный
режимы.
Правовое демократическое
государство с экономической системой,
свободной от пут тоталитарного администрирования
и общественного распределения, использует
исключительно правовые способы воздействия
на сферы общественных отношений. Главные
различия заключаются, в нормативном содержании,
которое облечено в правовые формы.
Правовые формы связаны
с изданием правовых актов, которые влекут
возникновение, изменение или прекращение
тех или иных правоотношений между их
субъектами. К правовым формам относятся
и формы правового регулирования общественных
отношений.
Формы правового регулирования
отношений государственного управления
- правовые формы, используемые для определения
юридического состояния и регламентации
институтов, процессов и отношений государственного
управления с целью придания им должной
структурной организованности и официально
выраженной фиксации. Они должны соответствовать
содержательной сущности и функциональному
предназначению его элементов с точки
зрения их целесообразного закрепления
и обеспечения эффективной реализуемости.
Важнейшими формами
средств, входящих в механизм правового
регулирования государственного управления,
являются правовые акты. Они представляют
собой правовые формы официальных документов,
порождающих определенные юридические
последствия, создающих юридическое состояние
и направленных на регулирование определенных
общественныхотношений. Их подразделяют
на нормативные и ненормативные,
порождающие права и обязанности только
у тех субъектов, которым они адресованы.
Отсюда они имеют двоякую природу правового
регулирования. Во-первых, составляют
общие правила поведения людей, а, во-вторых,
- образуют индивидуальные акты, определяющие
на основе правовой нормы обязанности
и права участников правоотношений.
Государственное управление
отражает множественные проявления возникающих
в связи с этим общественных отношений,
происходящих при этом процессов и складывающихся
взаимосвязей. Все эти государственно-управленческие
отношения, явления, процессы и взаимосвязи
должны быть урегулированы в необходимых
правовых формах при помощи юридических
норм. Для правового регулирования в нормативной
форме большое значение имеет то, какие
виды правовых норм используются применительно
к определенным отношениям.
Выделяются следующие виды правовых норм:
- по предмету регулирования:
материальные и процессуальные;
- по характеру
предписания: обязывающие, управомочивающие,
запрещающие, поощряющие;
- по форме предписания
или методу воздействия (регулирования):
категорические (императивные), рекомендательные,
диспозитивные;
- по назначению:
регулятивные, процессуальные, охранительные,
специализированные, оперативные, коллизионные;
- по действию
в пространстве: общегосударственные
-- федеральные, региональные - субъектов
федерации, местные -- локально-территориальные,
межрегиональные - в пределах нескольких
территориальных образований, международные
- трансграничные.
- по времени действия:
постоянные, временные;
- по субъектам
регулирования: общие и специальные
- регулируют поведение граждан (физических
лиц), деятельность госорганов, субъектов
различных видов деятельности (юридических
лиц);
- по отраслям
права: административно-правовые, уголовно-правовые,
гражданско-правовые и др.;
- по нормативному
содержанию: абсолютно определенные,
относительно определенные, дефинитивные,
декларативные, ситуационные, альтернативные,
факультативные, основные (генеральные),
детализирующие, вариативные, общие, особенные.
Виды правового регулирования:
Нормативное регулирование есть
определение системы правил, порядка и
процедур общественной жизнедеятельности
в сфере осуществления государственной
власти и управления посредством обеспечения
реализации функций права уполномоченными
субъектами властно-управленческих отношений
и легитимированных доверием и признанием
общества (народа).
Для воздействия на
множество общественных отношений в сфере
государственного управления используются
нормы различных отраслей права. Именно
поэтому праворегулирование отношений
государственного управления имеет не
только моноотраслевой, но
и комплексно-отраслевой характер.
Теория права обосновывает,
что организация и осуществление государственного
управления определяются нормами публичного
права. Публичное право представляет собой
функционально-структурную подсистему
права, выражающую государственные, межгосударственные
и общественные отношения. Их главные
отличия раскрываются по трем признакам:
1) объект регулирования,
т.е. круг общественных отношений;
2) методы правового
регулирования;
3) круг источников
права и структура нормативного
массива.
Международно-правовое регулирование предусмотрено
положениями Конституции РФ о приоритете
норм международного права над правом
национальным, т.е. над нормами российского
права.
Договорное регулирование имеет
своей правовой основой многосторонние
и двусторонние соглашения, заключаемые
между Российской Федерацией и иностранными
государствами либо между Российской
Федерацией и ее субъектами, как и между
самими субъектами федерации.
Правоохранительное регулирование - регулирование
управленческих процессов по линии контрольно-надзорных,
инспекционно-ревизионных и иных органов
специальной компетенции в сфере осуществления
правоохранительных функций государства
в целях защиты и обеспечения гарантий
прав, свобод и законных интересов человека
и гражданина, общественной и государственной
безопасности и т.п.
Уголовное регулирование заключается
в установлении мер юридической ответственности
и государственного принуждения, санкционированных
нормами Уголовного Кодекса РФ, который
введен в действие с 1 января 1997г.
Финансовое регулирование во многом
связано с бюджетным правом и процессом,
системой налогообложения, банковским
законодательством, которые получают
в нынешних условиях все большее развитие.
Субъектом финансовой деятельности государства
выступают компетентные органы и уполномоченные
должностные лица Российской Федерации
и всех ее субъектов.
Трудовое регулирование согласно
Конституции РФ находится в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов
(п. “к” ст. 72).
Деятельность субъектов
государственного управления опосредствуется
правовыми установлениями многих других
правовых отраслей и институтов, в которых
содержатся нормы материального и процессуального
права. Ввиду направленности регулятивного
воздействия на внутриорганизационные
либо внешние отношения можно выделить внутриорганизационное и внешнее правовое
регулирование.
Материальное регулирование обеспечивается
материальными нормами, которые устанавливают
статутные и институциональные элементы,
определяющие принципиальные положения
в сфере ведения государственных дел.
Процессуальное регулирование использует
правовые нормы, с помощью которых регламентируются
отношения по реальному исполнению положений,
содержащихся в материальных правовых
нормах.
Государственное управление
характеризуется определенными внешними
проявлениями и значимыми в правовом смысле
действиями. В силу этого в государственно-управленческой
практике используются разнообразные
виды, формы и методы правового регулирования
властного воздействия на общественные
процессы и отношения.
Заключение
На современном этапе исследования
правового регулирования, когда накоплен
в значительном объеме новый материал,
назрела необходимость, как мы думаем,
нового видения правового регулирования
— в виде «объемного» явления. Такого
явления, которое имеет несколько срезов,
уровней и в котором средства правового
регулирования выстраиваются не только
линейно (что характерно для главных звеньев),
но и в нескольких плоскостях. С данной
точки зрения механизм правового регулирования
можно подразделить на такие компоненты:
механизм правотворчества, механизм реализации
норм права, механизм государственного
принуждения, где охранительную направленность
выполняет механизм процессуального регулирования.
В работе были рассмотрены проблемы,
связанные с категорией «правовое регулирование».
Это одна из основных категорий теории
права, отражающее основное предназначение
права - осуществление регулятивной функции
в общественных отношениях.