Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 18:48, реферат
Объектом исследования являются преимущества и критерии местного самоуправления.
Предметом являются общественные отношения в сфере местного самоуправления.
Цель работы – проанализировать сущность местного самоуправления, раскрыть его преимущества и критерии.
Необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность местного самоуправления;
- изучить преимущества и критерии местного самоуправления.
В первые годы советской власти еще сохранялось
административно-
Высшим органом местной власти являлись съезды Советов (областной, губернский, уездный, волостной), а также городские и сельские Советы. Они являлись свободными неформальными собраниями без ясно выраженных функций.
Задачи местных Советов состояли в реализации постановлений высших органов власти; решение вопросов, касающихся местного значения; координации деятельности Советов в пределах данной территории; проведении мероприятий по хозяйственному, культурному развитию территорий.
Прямыми были выборы в сельские и городские Советы. Эти Советы избирались непосредственно населением. Сельский Совет состоял из председателя и секретаря, и избирался жителями села, и редко, но мог назначаться волостным исполкомом. Городские же Советы формировались на производственной основе, то есть путем выборов на заводах, фабриках, либо через профсоюзы из одного депутата от одной тысячи человек населения, что составляло не менее пятидесяти и не более тысячи членов. Если брать крупные города, то в них создавались районные Советы. Выборы в областные органы являли собой многоступенчатую систему. Данная система была построена следующим образом. Представители сельских Советов выбирались на волостной съезд Советов, а их представители - на уездные съезды Советов. Уездные съезды и городские Советы посылали своих представителей на губернские съезды Советов. Губернские и областные съезды выбирали делегатов на Всероссийский съезд Советов. Тем самым можно констатировать тот факт, что съезды Советов формировались на основе многоступенчатых выборов [11].
Текущую работу выполняли исполнительные
комитеты (исполкомы), являвшиеся исполнительно-
На начавшийся процесс формирования демократических форм управления наложили свой отпечаток годы гражданской войны. В данных условиях сформировалась жесткая централизованная административно-полицейская система управления, которая позволила большевикам выжить в военных условиях. После гражданской войны постепенно стало восстанавливаться право трудящихся на участие в управлении. Допущение в период НЕПа частной собственности и вызванный этим процесс усложнения форм хозяйственной деятельности требовал изменения местных органов власти[6].
В 1925 году принимается Положение «о городском Совете», по которому городской Совет является высшим органом власти на территории города в пределах своей компетенции. Таким образом, предоставление местной власти в этот период относительной самостоятельности в решении вопросов местной жизни одновременно с допущением частного капитала решило задачу наиболее быстрого восстановления страны после гражданской войны.
К началу 30-х годов становится ясно, что
местная власть не соответствует центральной
системе власти, а также восстановленной
государственной собственности, и поэтому,
в 1933 году принимается новое положение
"О горсовете". В нем городские Советы
приобретают роль органа пролетарской
диктатуры, с проведением политики центра
на местах. Именно этот период ознаменовал
собой окончательное огосударствление
местной власти. В этот период также происходит
усиление общественных форм самоуправления
домкомов, уличкомов и др.
В годы Отечественной войны продолжали
функционировать
местные органы власти и управления наряду
с высшими и центральными.
В этот период в них происходили структурные
изменения, которые были
направлены на максимальную централизацию
политического, хозяйственного и военного
руководства.
В советском государстве периода смерти Сталина и после него каких-либо существенных изменений в организации управления не произошло.
Период правления Хрущева ознаменовав собой разделение Советов структурно на промышленные (городские) и сельские[14].
Централизованный контроль за колхозно-совхозной системой в этот период ослаб, происходила реорганизация управления. Данная реорганизация способствовала улучшению специализации и кооперации регионов, развитию местных предприятий.
Конституция 1977 года закрепила положение «О развитом социализме» в преамбуле и открыто утвердила власть партийно-бюрократического аппарата. Согласно данной Конституции, основу местной власти и управления составили Советы депутатов трудящихся. Формой работы Советов являлись сессии. В своей работе Советы опирались на постоянные и временные комиссии. Непосредственное управление осуществлялось исполнительными комитетами. Исполкомы через отделы и управления руководили отраслями и сферами местной жизни.
Таким образом, организационным принципом построения и функционирования местных органов являлся демократический централизм, в соответствии с которым вышестоящие Советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих Советов. Реальная власть на местах находилась в руках партийных органов, а их волю, как известно, выполняли Советы. Местные Советы находились в зависимости от исполнительных органов, поэтому можно сделать вывод о несовершенстве системы Советов.
Восьмидесятые годы ознаменовали собой период возрождения общественно-территориальных форм местного самоуправления. В этой связи, решающим, с точки зрения процесса реформирования местных органов власти, стало принятие закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 года. Данный закон определил основные направления деятельности местных органов власти, принципы их формирования и деятельности, как органов самоуправления. С понятием данного закона были сделаны первые шаги а пути утверждения принципиально новых начал организации управления на местах в отличие от тех, которые были ранее. Попытка введения местного самоуправления, не реформируя прежнюю систему управления, не дала положительных результатов. По сути, местное самоуправление было декларировано, но не было обеспечено ни в организационном, ни в материальном, ни в правовом отношении. И только лишь Конституция Российской Федерации 1993 года признала местное самоуправление, выступив в качестве важнейшей правовой основы становления и развития новой модели местного самоуправления [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1)Цель реферата достигнута, так как нами проанализирована сущность местного самоуправления, раскрыты его преимущества и критерии.
Во - первых, мы определили понятие и сущность местного самоуправления
Местное самоуправление ¾ это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
Во – вторых, мы изучили преимущества и критерии местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти. Несмотря на это органы местного самоуправления тесно взаимосвязаны с государственными органами, так в соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, а контроль за реализацией данных полномочий осуществляется органами государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3. Ветров Г., Зайцева Ю., Попов Р., Шевырова Н. Городское управление в современной России//Вопросы местного самоуправления. - 2006. – № 1. – С.12-14.
4. Воронин А. Муниципальное хозяйствование и управление. Проблемы теории и практики. – М. 2003. – С. 11-15.
5. Дементьев А. Новая реформа местной власти: история и вопросы реализации//Муниципальное право. - 2006 - № 1. С. 33.
6. Замотаев А. Три угрозы местному самоуправлению//Российская Федерация сегодня.- 2006.- № 5. – С.17.
7. Зотов В., Кротов Н., Ланшов Б. Реформа местного самоуправления: потребность в творческом подходе//Вопросы местного самоуправления. - 2004. – № 1. – С.23-26.
8. Коваленко, А. Муниципальное право [Текст]: Учебник для юридических ВУЗов / А.Коваленко. – М. 1998. – С.47-53.
9. Кутафин, Е.Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: Учебник / Е. Кутафин, В. Фадеев. - М.: Юрист, 2003. -С.44.
Информация о работе Преимущества и критерии местного самоуправления