Приватизация государственного имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РФ. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
· рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного имущества в РФ
· проследить за этапами развития приватизации в РФ
· определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
· выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Приватизация государственного имущества.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Субъекты и объекты приватизации

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основными функциями всех органов по управлению государственным имуществом являются:

-разработка и издание в пределах  своей компетенции нормативных  правовых актов, регулирующих процесс  приватизации, контроль за их выполнением;

-разработка проекта программы  приватизации, контроль за ее  реализацией;

-принятие решений о приватизации  федерального имущества в пределах  своей компетенции;

-преобразование государственных  унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;

-осуществление от имени РФ  прав акционера (участника) хозяйственных  обществ, акции которого находятся  в федеральной собственности.

Продавцом федерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.

Покупателями федерального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.

Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.

Что касается объектов приватизации, то это государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом. В зависимости от возможности приватизации Государственная программа приватизации выделяет следующие группы объектов:

-имущество, приватизация которого  запрещена. Сюда относятся средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи и т.д.;

-имущество, которое закрепляется  в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;

-имущество, которое приватизируется  на основании решения Правительства  РФ;

-имущество, которое приватизируется  на основании решения Мингосимущества  РФ;

-имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов ме6стного самоуправления.

Существует целый ряд способов приватизации государственного имущества. Исчерпывающий перечень способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». 10 способов приватизации:

-преобразование унитарного предприятия  в открытое акционерное общество (акции созданного общества, как  правило, переходят в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования);

-продажа государственного или  муниципального имущества на  аукционе (производится в случае, если покупатели имущества не  должны выполнить какие-либо условия  в отношении такого имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену;

-продажа акций открытых акционерных  обществ на специализированном  аукционе (акции продаются на  открытых торгах, все победители  получают акции открытого акционерного  общества по единой цене за одну акцию;

-продажа государственного или  муниципального имущества на  конкурсе (осуществляется в случае, если покупатель выполняет определенные  условия. Победителем признается  участник, предложивший наиболее  высокую цену, при условии соблюдения  им условий конкурса. В случае невыполнения условий конкурса, договор купли-продажи может быть расторгнут);

-продажа за пределами территории  Российской Федерации находящихся  в государственной собственности  акций открытых акционерных обществ (может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами);

-продажа акций открытых акционерных  обществ через организатора торговли  на рынке ценных бумаг (осуществляется  в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры);

-продажа государственного или  муниципального имущества посредством  публичного предложения (осуществляется  в случае, если аукцион по продаже  указанного имущества был признан  несостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения);

-продажа государственного имущества  без объявления цены

(осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного

предложения не состоялась. Нормативная цена имущества в этом случае не определяется, а покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену);

-внесение государственного имущества  в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ);

-продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества Договор купли-продажи и доверительного управления заключаются одновременно).

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе «О приватизации …».

1. Выступление с инициативой  в проведении приватизации. Инициатором  проведения приватизации имущества  может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

2. Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о  приватизации зависит от вида  приватизируемого объекта. Так же  предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Приватизация государственного  имущества

2.1Основные концепции  и экономическое содержание приватизации  государственного имущества

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход - «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Приватизация представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент.

Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

Информация о работе Приватизация государственного имущества