Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:10, курсовая работа
В настоящее время инновационная система в Российской Федерации находится в стадии становления. Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности.
Цель данной работы: рассмотреть основные принципы регулирования государством инновационной деятельности, а так же основные проблемы, возникающие в сфере инновационной деятельности в Российской Федерации.
Обобщая, можно выделить четыре главные цели деятельности технопарков:
1. Содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований научных организаций и вузов.
2. Катализация позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройку промышленности на основе новых технологий.
3. Содействие формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью.
4. Стимулирование появления новых источников доходов для университетов и научных организаций.
Существует несколько организационных форм, в которых успешно функционируют технопарки. Университет или НИИ могут быть единственным учредителем технопарка. Более часто встречается вариант, при котором парк имеет от 2 до 20 учредителей. Этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако считается более эффективным, особенно с точки зрения доступа к различным источникам финансирования. В случае нескольких учредителей формируется либо совместное предприятие, либо общество с ограниченной ответственностью. При этом вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и обычно состоит в следующем:
а) вуз - передача технологий, земля, оборотный капитал;
б) местная администрация - земля, инфраструктура, гранты;
в)риэлтерские фирмы - капиталовложения, управление недвижимостью;
г)банк - капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал;
д)промышленные предприятия - капиталовложения, экспертиза проектов.
Практика свидетельствует, что наилучшей формой управления является создание фирмы, имеющей статус юридического лица, которая контролирует активы парка.
В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года).
Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - «Томский научно-технологический парк». Затем их образование резко ускорилось: 1990 г. - 2 технопарка, 1991 г. - 8, 1992 г. - 24, 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах.
Однако реально действующих технопарков значительно меньше: так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков.
Инновационно-технические центры (ИТЦ) - это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования были выделены существенные финансовые ресурсы, которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия.
Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он по сути своей является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных фирм. В этом концептуальное отличие ИТЦ от технопарка. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.
Однако на практике около 45% ИТЦ было создано при вузах, нередко - на базе уже действовавших технопарков, так что два эти вида инфраструктуры в значительной степени переплелись и оказались в какой-то мере дублирующими. В некоторых случаях сформировались конгломераты, объединяющие сразу несколько видов инфраструктуры, как в уже упоминавшемся выше комплексе МИЭТ. Научный парк МГУ, наоборот, трансформировался из одной формы в другую и стал ИТЦ, а название «Научный парк МГУ» превратилось в имя собственное.
На сегодняшний день в России действует 52 ИТЦ, в которых работают более 1000 малых фирм. Этого явно недостаточно для российских масштабов, поскольку, например, на территории Германии действует свыше 300 структур, аналогичных по своим функциям отечественным ИТЦ.
ИТЦ оказывают комплекс услуг находящимся в них малым предприятиям: помимо сдачи помещений в аренду, они предоставляют техническое, информационное и консультационное обеспечение, а также формальные и неформальные гарантии при поиске малыми предприятиями средств для своего развития.
Так же стоит отметить создание в рамках
развития инновационной инфраструктуры,
Инновационного Центра «Сколково», это строящийся в Москве современный научно-технологический
инновационный комплекс по разработке
и коммерциализации новых технологий,
первый в постсоветское время в России строящийся «с нуля» наукоград. В комплексе будут обеспечены особые
экономические условия для компаний, работающих
в приоритетных отраслях модернизации
экономики России: телекоммуникации и
космос, биомедицинские технологии, энергоэффективност
Федеральный закон Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» был подписан президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 28 сентября 2010.
1.7 Институциональное обеспечение инновационных процессов
Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций.
Как известно, инновации выступают продуктом сложного взаимодействия различных групп агентов. Эти группы в совокупности образуют инновационные структуры, в рамках которых участники выполняют различные роли в инновационном процессе, специализируясь зачастую на отдельных его стадиях. Особенность их активности в ходе инновационного цикла состоит в том, что их деятельность одновременно характеризуется кооперацией, без которой невозможно плодотворное сотрудничество, и конкуренцией, возникающей в силу существования собственных интересов у каждой группы участников и, в первую очередь, в рамках каждой группы между ее составными элементами.
Таким образом, взаимодействие участников инновационного процесса становится возможным только в случае достижения определенного компромисса, формирования временного баланса сил и интересов инновационных агентов. Потенциал и интересы агентов в этом случае выступают в качестве внутренних императивов инновационной активности. То есть императивы инновационной активности — это по большей части система мотивов и стимулов к участию в инновационном процессе, предполагающему необходимость преодоления сопротивления внешней среды и внутренних противоречий (конкурентного давления, субъективного страха перемен и высокого риска и т.п.). Синтез императивов различных участников инновационного процесса в решающей мере определяет характер и глубину их взаимосвязей.
Императивы инновационной активности во многом определяются институциональной структурой общества, формирующейся в процессе его становления и исторического развития. Институциональная структура общества представляет собой особый институциональный порядок, поддерживаемый системой специфических взаимосвязанных институтов, представляющих собой «устойчивые, постоянно воспроизводящиеся социальные, правовые, экономические и другие отношения, которые, собственно, и структурируют общественную жизнь» . Институциональный порядок, как глубинная основа социальных взаимодействий, формируется в контексте культурно-исторических особенностей каждого конкретного общества.
1.8 Региональное регулирование инновационных процессов
Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.).
Эффективность функционирования социально-экономического комплекса страны в значительной мере определяется развитием и рациональным размещением производственных сил в ее отдельных регионах (субъектах Российской Федерации, занимающих определенную территорию страны с более или менее однородными условиями, а главным образом, с характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания природных ресурсов с материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой).
Для эффективного ведения хозяйства в регионе необходимо перспективы совершенствования его экономики тесно увязывать с развитием региональной структуры НИС - научно-инновационной системы.
В региональном аспекте развития НИС можно выделить ряд моментов. Во-первых, формирование территориальной структуры НИС: расширение географии исследовательских центров, преодоление разрыва между сложившимися центрами НИОКР и инноваций и «периферийными».
Во-вторых, совершенствование территориальной структуры НИС. Это один из важнейших аспектов устойчивого социально-экономического развития государства. (Научно-инновационная система, включаясь в территориально-отраслевое разделение труда в регионах, оказывает прямое или косвенное влияние на все стороны их социально-экономической жизни.)
В-третьих, функционирование науки и инновационных технологий на региональном уровне подчинено воздействию широкого спектра специфических локальных факторов (культурный и образовательный потенциал региона, информационная инфраструктура, развитость коммуникационных сетей, уровень урбанизации и др.)
1.9 Регулирование международных аспектов инновационных процессов
Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.
Государственная политика Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества является составной частью государственной научно-технической политики. Она призвана обеспечить соответствие международного научно-технического сотрудничества задачам развития и реформирования российской науки в условиях формирующейся рыночной экономики с учетом интересов национальной безопасности, внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны.
На структуру целей и задач государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества прямо или косвенно влияют современные геополитические и геоэкономические процессы. Они характеризуются тенденциями глобализации и интеграции мировой экономики, широким использованием информационных технологий, формированием нового типа экономики XXI века - "экономики знаний", или инновационной экономики, интернационализацией исследований, разработок и наукоемкого производства, обострением глобальной конкуренции на мировых рынках инвестиций, наукоемких товаров и услуг. Изменяются традиционные формы и механизмы международного взаимодействия в сфере науки и технологий, а также роль государства в регулировании этих процессов. Намечается тесная взаимосвязь научно-технологической, внешней и торгово-экономической политики в сфере международного научно-технического сотрудничества.
Эти факторы определяют следующие долгосрочные стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области МНТС:
Заключение
В ходе данной работы были рассмотрены основные принципы государственного регулирования инновационной деятельности. Так же были рассмотрены основные проблемы, возникающие при реализации этих принципов и некоторые пути решения данных проблем.
Было выяснено, что правовое регулирование инновационной деятельности является исключительной прерогативой государства. Однако до сих пор отсутствует законодательное закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Созданная при Правительстве РФ Комиссия по научно-технической политике, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение "О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня".
Информация о работе Принципы регулирования государством инновационной деятельности