Приоритеты развития местного самоуправления в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 07:14, контрольная работа
Краткое описание
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
Содержание
Введение 2 ГЛАВА 1. Местное самоуправление в России: современное состояние и актуальные проблемы 3 1.1 Правовые основы и правоприменительная практика местного самоуправления в РФ 4 1.2. Структурная организация местного самоуправления 10 ГЛАВА 2. Приоритеты развития местного самоуправления в России 15 2.1. Структурная модернизация местного самоуправления 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 Список использованных источников 32
Чтобы преодолеть препятствия,
мешавшие развитию местного самоуправления,
приближению его к населению, в стране
в последние два года была проделана большая
работа. Особенно важно то, что руководство
государства приступило к разбору законодательных
завалов, определилось с правами и обязательствами
муниципалитетов, вплотную подошло к решению
вопросов их собственности и финансовой
обеспеченности. Тем самым были намечены
пути к избавлению от длительного противостояния
местной и региональной властей, хотя
полностью решить эту проблему пока еще
до конца не удалось.
Очевидно, что до тех пор, пока
в стране отсутствует прочная материально-финансовая
база развития местного самоуправления
и сохраняется экономическая зависимость
органов местного самоуправления от федеральных
и региональных органов государственной
власти, процесс ее перехода к автономной
модели местного самоуправления нельзя
считать завершенным. Несмотря на имеющиеся
позитивные сдвиги и тенденции в развитии
местного самоуправления, потребуется
еще немало усилий, чтобы окончательно
урегулировать остающиеся противоречия.
Реализация закона в жизни, на практике
- это всегда задача, как минимум, не менее
сложная, а может быть, и более сложная,
чем его подготовка и принятие.
Масштаб стоящих сейчас перед
местным самоуправлением задач требует
кардинального повышения квалификации
муниципальных служащих. И потому необходимо
создать адекватную потребностям дня
систему подготовки и переподготовки
кадров. Только квалифицированная и ответственная,
обеспеченная ресурсами и прозрачная
местная власть сможет достойно решать
проблемы граждан. Эта власть существует
за счет налогоплательщиков, и она должна
быть подконтрольна гражданам19.
Весьма актуальной задачей
является повышение политической культуры
населения муниципальных образований,
приобщение людей к процессу управления
местными делами.
Открытым остается вопрос и
об укреплении экономических основ местного
самоуправления. Несмотря на законодательно
продекларированную самостоятельность
органов местного самоуправления в решении
внутренних проблем подведомственных
им территорий, в стране продолжает сохраняться
финансово-экономическая зависимость
муниципальных органов от государства.
Новая редакция Федерального закона о
местном самоуправлении, поправки, внесенные
в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, призваны
увеличить объемы собственных доходов
муниципальных образований за счет отчислений
от федеральных и региональных налогов,
а также средств финансовой помощи, оказываемой
органам местного самоуправления из вышестоящих
бюджетов. Однако эти меры вряд ли смогут
обеспечить местному самоуправлению надлежащий
уровень экономической самостоятельности
без встречной активности со стороны местных
властей. Муниципальные служащие должны
овладеть основами современного менеджмента
и азами рыночного поведения. Муниципалитеты
должны научиться собственными силами
зарабатывать недостающие им средства.
Такие проявления муниципальной
предпринимательской активности, как
создание муниципальных предприятий в
наиболее конкурентоспособных и прибыльных
отраслях муниципальной экономики, сдача
в аренду муниципального имущества, участие
в создании предприятий с долевой собственностью,
размещение муниципальных заказов, приватизация
и продажа убыточных объектов муниципальной
собственности, стимулирование малого
бизнеса и инвестиционная деятельность
органов местного самоуправления обладают
наибольшей устойчивостью к воздействию
различного рода внешних и внутренних
факторов и, следовательно, являются наиболее
перспективными с точки зрения повышения
уровня экономической самостоятельности
муниципальных образований.
Наличие обладающих экономической
и правовой возможностью организационных
структур местного самоуправления при
активном участии и заинтересованности
государства и населения может привести
к созданию реального эффективного местного
самоуправления, а значит, и обеспечению
стабильного поступательного развития
российского общества и российского государства.
Заключение
На современном этапе, в условиях
демократизации и реформирования общественной
жизни, действия новой Конституции в России
созданы реальные возможности для развития
современной модели организации местного
самоуправления. Но их реализация осложняется
неблагоприятной экономической ситуацией,
не устоявшейся системой российского
федерализма, ломкой культурных и гражданских
традиций, резкого изменения политической
ситуации и как следствие - отсутствием
«ощущения» стабильности непосредственного
участника формирования органов местного
самоуправления - населения.
Современная модель организации
местного самоуправления, представляется
как система внешних взаимоотношений
- между органами государственной власти
и органами местного самоуправления и
внутренних - между представительными
и исполнительными органами местного
самоуправления.
Местное самоуправление проявляется
в активности населения, осознания им
ответственности за организацию своей
жизнедеятельности. В этой связи важное
значение имеет обеспечение подлинных
гарантий прав и возможностей граждан
на участие в самоуправлении, совершенствовании
форм и методов организации местного самоуправления.
Не менее важной проблемой является преодоление
апатии и политической неграмотности
граждан.
Современная модель организации
местного самоуправления, в отличие от
централизованной системы управления
способствует приближению власти к народу,
созданию гибкого механизма с меньшей
бюрократией. Становление местного самоуправления
в современной России является длительным
и сложным процессом, который требует
учета многих социальных, политических,
экономических условий, степени готовности
общественного сознания, темпов изменения
менталитета российских граждан. Этим
объясняется задержка с реализацией закрепленных
Конституцией принципов местного самоуправления
и соответствующих конституционных прав
граждан.
Реформирование требует и структура
управления городом. С появлением нового
административно-территориального деления
городов они должны стать более четкими
и эффективными, для оперативного решения
местных задач.
Так же требует реформирования
и система взаимоотношений органов государственной
власти с органами местного самоуправления.
Зачастую органы государственной власти,
особенно субъектов федерации, перекладывают
на органы местного самоуправления задачи
государственного характера, не подкрепляя
их соответствующими финансовыми средствами.
Проведенный анализ современной
модели организации местного самоуправления
в России выявил необходимость более основательного
стимулирования этого процесса, так как
переход от разработки теории к практическому
функционированию местного самоуправления
сложен и длителен. Современное российское
общество находится в середине пути становления
местного самоуправления и, следовательно,
исследования по данной теме необходимо
продолжать.
Список использованных
источников
1. Нормативные правовые акты
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Федеральный закон от 06.10.2003
N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" (принят ГД
ФС РФ 16.09.2003)
Федеральный закон от 25.09.1997
№ 126-ФЗ (ред. от 09.07.1999) "О финансовых
основах местного самоуправления в Российской
Федерации" (принят ГД ФС РФ 10.09.1997)
Постановление Правительства
Российской Федерации «О федеральной
программе государственной поддержке
местного самоуправления» // Сб. Законов
Российской Федерации. – 2006. М.С. 213.
Указ Президента РФ "О реформе
местного самоуправления в РФ" от 26
октября 1993 г.
Указ Президента РФ "О гарантиях
местного самоуправления" от 22 декабря
1993 г.
Указ Президента Российской
Федерации «Об основных направлениях
реформы местного самоуправления в Российской
Федерации / Собрание актов Президента
и Правительства Российской Федерации.
2003. №42. С. 4287.
Указ Президента Российской
Федерации «Об утверждении основных положений
о выборах в органы местного самоуправления»
// Российская газета. 1993.
Устав муниципального образования
города Благовещенска (в ред. решений Думы
города Благовещенска от 24.11.2005 N 6/64, Благовещенской
городской Думы от 27.04.2006 N 13/48, от 25.01.2007
N 24/03)
Структура администрации муниципального
образования город Благовещенск 2009.
2. Монографии, статьи, учебная
литература
Авакъян С.А. Местное самоуправление
в Российской Федерации: концепции и решения
нового закона // Весник МГУ. Серия 11. Право.
2008. – №2.
Андреев С.С. Управление и самоуправление:
природа соотношения // Самоуправление.
2008. №1.
Аникин Л.С. Местного самоуправления
и власть в постсоветской России. // Философия
и власти. Саратов. 2007.
Аяцков Д.Ф., Володин В.В., Джашитов
А.Э. Местное самоуправление в Российской
Федерации. Ростов-на-Дону. 2004.
Баглай М.В. Конституционное
право РФ. Учеб. для юридических вузов.
– М.: НОРМА-ИНФРА, 2008.
Баранчиков В.А. Муниципальное
право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИДАНА,
Закон и право, 2007.
Бюджетная система России/ под
ред. Г.Б. Поляка. – М., 2010
Бондаря Н.С. Муниципальное
право Российской Федерации. Учебник.
/ Под ред. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юнити;
Закон и право. 2009.
Васильев В.И. "Местное самоуправление:
закон четвертый"// "Журнал российского
права", № 1, 2009
Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников
С.Б., Патрушев В.И. Основы современного
муниципального управления. М., 2007
Гельман В.Я. Федеральная политика
и местное самоуправление // Власть. - М.,
2007. - №9.
Замотаева Л.Л. Местное самоуправление
как элемент государственного устройства:
основные понятия и термины // Государственная
власть и местное самоуправление в России.
М., 2008.
Зотова З.М. Власть и общество:
проблемы взаимодействия / Под общей редакцией
С.А. Попова. - М., 2008.
Игнатюк Н.А. и др. Муниципальное
право. Учебник. – М.: Юстицинформ, 2010.
Ковешников Е.М. Муниципальное
право. – М.: НОРМА, 2008.
Ковешников Е.М., Дубинин А.В.
Муниципальное право России. Учебное пособие.
- М.: ИНФРА-М, 2008.
Коваленко А. Л. Муниципальное
право. Учебник. - М.: “Новый юрист”, 2007
Конституционное право. Учебник
/ Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый
Юрист, 2008.
"Комментарий к Конституции Российской Федерации" (под ред. Л.А. Окунькова) –М.: Издательство БЕК, 2008
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное
право Российской Федерации: Учебник.
– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2007.
Ковешников Е.М. Государство
и местное самоуправление в России: теоретико-правовые
основы взаимодействия. - М., 2007
Каверзин М.Ю. Государство и
местное самоуправление: проблемы взаимодействия
// Вестник Российского университета дружбы
народов. - Сер.: Политология. - 2008. - № 4
Кишченко О.А. Проблемы и перспективы
развития местного самоуправления в России
// Проблемы преобразования и регулирования
социально-экономических систем. СПб.,
2007.
Комкова Г.Н., Крохина Ю.А., Новоселов
В.И. Государственная власть и местного
самоуправления в Российской Федерации
/ под общ. ред. Новоселова В.И.М. 2004.
Краснов М.А. Введение в муниципальное
право. - М., 2007.