Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 16:37, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – рассмотреть порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, выявить проблемы связанные с выводом критериев оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить понятие и критерии оценки эффективности муниципального управления; 2.Рассмотреть нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 1.1 Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели……………………………………. . 1.2 Цель и перечень задач муниципального управления…………….. ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 2.1Проблемы реализации механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления………………………. 2.2Пути возможности внедрения методов эффективной оценки деятельности органов местного самоуправления: от теории к практике ……………………………………………………….
На тему: «ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Эффективность муниципального управления:
основные критерии и показатели…………………………………….
.
Цель и перечень задач
муниципального управления……………..
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1Проблемы реализации
механизма оценки эффективности
деятельности органов местного
самоуправления……………………….
2.2Пути возможности
внедрения методов эффективной
оценки деятельности органов
местного самоуправления:
от теории к практике
……………………………………………………….
Введение
Сегодня усиливается внимание
государства к вопросам повышения эффективности
деятельности всех уровней публичной
власти, в том числе и органов местного
самоуправления. Разработаны перечень
показателей и методика для проведения
оценки эффективности деятельности органов
местного самоуправления.
С 1 января 2009 года вступил в
полную силу Федеральный закон от 6 октября
2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации». В соответствии с этим документом
органы местного самоуправления обязаны
исполнять все полномочия по решению вопросов
местного значения, а также возложенные
бюджетные и налоговые полномочия.
Еще в 2008 году в своем Послании
Федеральному Собранию Президент Российской
Федерации Д. А. Медведев отмечал, что «вопрос
повышения ответственности муниципальных
начальников за качество и результаты
их работы давно назрел». Сегодня оценка
качества работы муниципалитетов стала
еще более актуальной и востребованной.
Оценивать эффективность деятельности
органов местного самоуправления напрямую
требует и Закон № 131-ФЗ.
Цель курсовой работы – рассмотреть
порядок оценки эффективности деятельности
органов местного самоуправления, выявить
проблемы связанные с выводом критериев
оценки деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие и
критерии оценки эффективности
муниципального управления;
2.Рассмотреть нормативно-правовые
основы оценки эффективности
деятельности органов местного
самоуправления;
Объект исследования представляет
общественное отношение в сфере реализации
деятельности органов местного самоуправления,
а так же эффективности ее реализации.
Предмет исследования - законодательные
акты, составляющие нормативно-правовую
основу эффективной реализации деятельности
органов местного самоуправления.
При написании данной курсовой
работы использовались публикации таких
авторов научных работ как: Фадеева В.И,
Кузякина Ю.П, Каллагова Т.Э, Кутафина О.Е,
Прокопьева Е. В, Антоновой Н.А.
Работа включает в себя: введение,
две главы, заключение, список библиографических
источников, и приложения на двух листах.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Эффективность
муниципального управления: основные
критерии и показатели
В ст. 3 Европейской хартии о
местном самоуправлении зафиксировано:
«Под местным самоуправлением понимается
право и реальная способность органов
местного самоуправления регламентировать
значительную часть государственных дел
и управлять ею, действуя в рамках закона,
под свою ответственность и в интересах
местного самоуправления»[3]. Несмотря
на общий, политический характер этого
определения, оно, тем не менее, вполне
точно указывает на тот факт, что местное
самоуправление является одной из разновидностей
управленческой деятельности, которая
может быть названа «муниципальным управлением».
Это, в свою очередь, подтверждается развивающимся
в Российской Федерации муниципальным
правом и практикой управления.
Муниципальное управление,
как и любой вид управленческой деятельности,
нуждается в измерении и оценке его эффективности,
которые позволяют достичь определенных
результатов:
выявить факторы, влияющие на
реализацию генеральной и частных целей
муниципальной деятельности;
получить по результатам контроля
информацию, необходимую для анализа причин
и источников неэффективных управленческих
решений;
вскрыть процессы, не поддающиеся
или трудно поддающиеся управленческим
воздействиям;
определить влияние управленческих
решений на эффективность использования
всех видов местных ресурсов;
разработать прогнозы, определить
направления и пути совершенствования процессов
муниципального управления.
Поскольку генеральной целью
муниципальной деятельности является
повышение качества жизни населения на
территории муниципального образования,
данный показатель в динамике мог бы выступать
в качестве обобщающего критерия эффективности
муниципального управления. Однако, это
будет верно лишь отчасти, так как качество
жизни населения измеряется не одним показателем,
а их совокупностью. При этом отдельные
показатели могут улучшиться, а другие
за тот же период ухудшиться. Кроме того,
изменение качества жизни населения зависит
не только от эффективности муниципального
управления, но и от множества других факторов,
в том числе от общей социально- экономической
ситуации в государстве, политики федеральных
и региональных властей [6].
Поэтому эффективность муниципального
управления не может быть измерена каким-либо
одним показателем, а должна определяться
как результат сложного взаимодействия
различных факторов: природных, человеческих,
социально-экономических, экологических
и других, оказывающих влияние на принятие
и реализацию управленческих решений.
Сложность выработки и измерения
достаточно объективных показателей эффективности
муниципального управления определяется
спецификой муниципального образования
как сложного объекта управления, имеющего
иерархическую структуру, трудностями
формализованного описания социально-экономических
процессов, протекающих на территории
муниципального образования, сложностью
получения достоверной исходной информации,
трудностями измерения отдельных показателей,
имеющих комплексный, обобщенный характер
[9].
При определении системы измерителей
эффективности муниципального управления
можно выделить следующие базовые критерии
оценки муниципального управления, носящие
концептуальный характер: действенность,
экономичность, качество.
Действенность – это степень
достижения системой муниципального управления
поставленных перед ней целей. Чтобы ее
измерить, необходимо сравнивать планируемые
результаты управления с фактическими.
Измерение действенности направлено на
оценку, как отдельного исполнителя, так
и более высоких уровней управления.
Экономичность определяется
путем сопоставления ресурсов, которые
предполагалось израсходовать для достижения
определенных целей и выполнения конкретных
работ, с фактическими потребленными ресурсами.
Качество – это степень соответствия
системы управления предъявляемым к ней
требованиям и ожиданиям.
Измерителями эффективности
муниципального управления могут быть:
общая социальная эффективность, эффективность
управления экономическими объектами
и эффективность организации муниципального
управления. В качестве измерителя общей
социальной эффективности муниципального
управления выступает динамика уровня
и качества жизни населения [5].
Для оценки эффективности управления
необходимо периодически получать информацию,
которая характеризует социально - экономическое
положение исследуемой территории в конкретный
момент времени. Для решения этой задачи
необходимо организовать систему информационно-аналитического
сопровождения управленческой деятельности.
Конкретным воплощением такой системы
может служить система мониторинга, под
которым, в свою очередь, понимают деятельность
по периодическому сбору и анализу информации
на основе специально разработанной системы
показателей.
Качественное и количественное
изучение потенциала и динамики развития
территорий, основанного на комплексном
мониторинге социально-экономических
показателей, а также простота и лаконичность
представления информации может кардинально
изменить содержание управленческой деятельности.
Конкретное воплощение этот тезис находит
в сокращении времени, требующегося для
анализа ситуации в конкретном муниципальном
образовании, и переходе от рутинной работы
муниципальных служащих к более творческой,
направленной на развитие муниципального
образования. Это, в свою очередь позволит
в более короткие сроки принимать правильные
управленческие решения, а также определять
проблемные участки в системе муниципального
управления.
Таким образом, эффективность
муниципального управления – многогранное
понятие. Она может быть измерена только
системой показателей. Для измерения эффективности
муниципального управления требуется
совокупность нескольких методических
подходов, при каждом из которых эффективность
имеет свое качественное содержание. Поэтому
в каждом конкретном случае необходимо
обосновать и разработать систему критериев
и показателей, которая по своей сложности
соответствовала бы сложности самого
объекта управления. При этом наряду с
локальными и частными критериями, отражающими
отдельные стороны и уровни управления,
необходимы обобщающие критерии и интегрированные
показатели эффективности (Приложение
1).
1.2 Цель и перечень
задач муниципального управления
муниципальн управление
эффективность публичный
«Цель муниципального управления
- повысить уровень жизнеобеспечения населения
муниципального образования». Для этого
муниципальное управление решает следующие
задачи:
· создает социальную инфраструктуру;
· стабилизирует экономику;
· регулирует социально-экономические
процессы;
· развивает межрегиональные
и внутри региональные связи;
· поддерживает экологическую
обстановку;
· сохраняет единое экономическое
пространство.
Для решения этих задач формируется
система муниципального управления, которая:
контролирует использование
природных ресурсов муниципального образования;
обеспечивает жизнедеятельность
и занятость населения;
обеспечивает финансово-экономическую
самостоятельность и т.д.
В состав базовых задач системы
муниципального управления входят:
1. Стратегическое планирование,
включающее в себя разработку
программ и проектов, прогнозирование
и социально-экономическое развитие.
В управлении любыми объектами
роль стратегического планирования чрезвычайно
высока. Трудно переоценить ее роль и в
муниципальном управлении.
В своей деятельности органы
местного самоуправления имеют дело с
различными субъектами в экономической,
предпринимательской, общественной сферах.
Интересы этих субъектов всегда противоречивы
и эгоистичны. Например, предприниматель
стремится к извлечению максимальной
прибыли за счет модернизации своей деятельности,
минимизации накладных расходов и сокращения
персонала; в свою очередь, органы местного
самоуправления заинтересованы в обеспечении
занятости и в прибыльности деятельности
предприятий; население заинтересовано
в гарантиях занятости и не заинтересовано
в модернизации производств.
Стратегическое планирование
и муниципальные политики необходимы
в муниципальном управлении как средства
согласования интересов местных сообществ
в отношении ключевых вопросов муниципального
развития. Они призваны переводить конфликты
и проблемы в цели и задачи деятельности
органов управления [7].
Муниципальные программы выполняют
задачу соорганизации деятельности всех
подразделений Администрации и других
субъектов муниципального развития.
Программный подход ориентирован
на работу именно с проблемами, он позволяет
управлять процессом работы с ними и с
постоянно меняющимся содержанием проблемного
поля.
В программном подходе центр
тяжести переносится с результата - текста
программы как выражения статичного состояния
- на процесс программирования. Вся структура
управления втягивается в постоянный
процесс программирования своей деятельности,
приобретая эластичность и способность
к изменениям.
2.Формирование нормативно-правовой
базы местного самоуправления.
Это, прежде всего работа с Уставом
муниципального образования и создание
условий для усиления регулирующей роли
органов муниципального управления.
Сбалансированное решение задач
местного самоуправления требует установления
четких правил деятельности со всеми местными
ресурсами, вне зависимости от форм собственности.
Развитая муниципальная нормативно-правовая
база - важнейшее средство в освоении предметов
ведения местного самоуправления.
При отсутствии развернутой
законодательной базы местного самоуправления,
положения Устава муниципального образования
выступают как основания для судебной
защиты прав местного самоуправления.
3. Формирование базы социально-технических
нормативов.