Рабочая сила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Экономика труда — это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы — ее производство (под¬готовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И МОТИВАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ……………………………………………5
ИНВЕСТИЦИИ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….…….9
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

США. Система образования не платит налогов от основной деятельности. Если формируются побочные, коммерческие проекты, тогда с доходов от этих проектов берутся налоги.

Великобритания. Государственные учебные заведения налогов не платят. Негосударственные учебные заведения не платят, если они существуют как бесприбыльные организации.

       Налоговая политика нашего правительства по отношению к системе образования противоречит заявленной задаче повышения его качества. Социологи говорят, что в среднем в России бюджетное образование остаётся более качественным. Хотя бы потому, что там существует конкурсный отбор. Поэтому, когда государство сокращает бюджетные места, оно соответственно наносит вред качеству образования. Точно так же и в отношении налоговой политики. Если государство вводит налоги на землю и имущество, то оно экономически наказывает те негосударственные вузы, которые создают собственную материальную базу и, в то же время, критикует их за то, что они этого не делают. И наоборот, те, кто не создают материально-техническую базу и не проводят кадровой политики, от такой налоговой политики не страдают.

          Если мы хотим отвечать общемировым тенденциям образовательной политики, нам придётся рано или поздно возвращаться к системе налоговых льгот. Другого варианта просто нет. Отсутствие налоговых льгот приводит к повышению платы за обучение.

        Во всех развитых странах инвестиции в образование – одно из наиболее эффективных мероприятий как с точки зрения самого человека, так и общества в целом. В России образование долгое время было бесплатным для обучающегося. Сегодня, когда и коммерческие, и государственные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, человек может принимать активное участие в формировании своего человеческого капитала, в который он и вкладывает деньги, платя за получаемое образование.

          Отметим еще один важный и принципиальный момент: кроме материального выигрыша повышение уровня образования человека часто дает ему количественно слабо измеримые, но важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора. Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной, приятной и перспективной работе. Обязательно нужно отметить также повышение престижа в обществе и возможность получения удовлетворения от самореализации.

         Во всем мире заработная плата рассматривается в качестве мерила уважения, с которым общество относится к конкретной профессии. Согласно результатам исследований ученых разных стран, 60% разницы в доходах людей приходится на образование, а 40% – на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). Поэтому, вкладывая средства в высшее образование, человек в первую очередь определяет свое будущее.

          Вкладывая в образование, страна вкладывает в свое будущее. Вот уже который год лучшие школы и вузы, талантливая молодежь, учителя получают мощную финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта. Уже более 10 тысяч школьников, студентов и аспирантов - победителей различных соревнований, олимпиад и конкурсов - государство поддержало солидными "вливаниями" - по 60 и 30 тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности инвестиций  в образование 
  и профессионально-квалификационное  развитие рабочей  силы  

               Как показывает практика передовых в научно-техническом и экономическом отношениях стран мира, интенсификация воспроизводственного процесса по инновационному типу в решающей мере определяется темпами и масштабами развития приоритетных направлений науки и техники; уровнем подготовки и оптимальностью состава работников всех квалификационных уровней; степенью прогрессивности средств научно-производственного труда, обеспечивающих ускоренную реализацию инновационных проектов; объемом и качественными характеристиками инвестиций, направляемым на эти цели.

         При этом следует учитывать особенности, характерные для инвестиций в сферу науки и образования, в процесс профессионально-квалификационного развития рабочей силы, способной к инновационному обновлению производства. 
        Во-первых, основная  особенность  инвестиций  в сферу науки и образования  в том, что они идут как  на воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала общества, так и развитие творческих способностей, профессионализма, социально-созидательных       потенций       каждого           индивида,    повышение     его      социального           статуса. 
       Во-вторых, они  осуществляются  единовременно,  а окупают себя в течение  нескольких  циклов  производственного процесса, пока вновь не понадобится переподготовка работников в связи с возросшими требованиями инновационного обновления производства. Следовательно, инвестиции в образование приобретают форму оборота, аналогичную обороту основных производственных фондов и должны непосредственно относиться к издержкам производства. В процессе перенесения части затрат, вложенных в подготовку и квалификационный рост работников, на вновь создаваемую наукоемкую продукцию, более квалифицированная часть работников создает за равные промежутки времени более высокую стоимость, чем кадры с прежним уровнем подготовки. 
  В-третьих,  длительность   периода,   в   течение  которого затраты на подготовку и квалификационный рост работников  переносятся на вновь выпускаемую  продукцию, должна определяться периодом морального старения приобретенных обучавшимися профессиональных знаний. Этот период, в свою очередь, вытекает из длительности цикла обновления знаний в соответствующих областях науки и техники. Стремление к сокращению указанного срока возмещения затрат на подготовку и переподготовку кадров ведет к неоправданному завышению себестоимости выпускаемой продукции и снижению прибыли. Наоборот, его Удлинение сдерживает рост профессионально-квалификационного уровня работников, осуществляющих инновационное обновление производства. Следовательно, он сдерживает возможность создания за равные промежутки времени более высокой стоимости, чем средний труд. 
  В-четвертых,  образовательный   процесс предполагает  овладение обучающимися постоянно  обновляющейся системой знаний, что неизбежно обуславливает воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного уровня. В условиях становления и развития механизма рыночных отношений, стремления России завоевать устойчивые позиции на мировом рынке наукоемкой продукции необходимо только расширенное воспроизводство рабочей силы, реализующей инновационные проекты. 
        В-пятых,  инвестиции в   образование,   профессионально-квалификационное развитие рабочей силы могут быть прямыми и косвенными. Прямые затраты в сферу образования направляются непосредственно на строительство новых и реконструкцию действующих объектов образования, их материально-техническое оснащение, совершенствование системы технических средств организации учебного процесса, оплату труда профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательных работников, разработку информационно-обучающих технологий и учеб- но-методических материалов на электронных и бумажных носителях, управление процессом подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на различных квалификационных уровнях.

          Чтобы процесс обучения и квалификационного роста работников отвечал современным требования научно-технологического развития производства, требуются инвестиции в развитие системы знаний научного фонда общества, в фундаментальные и прикладные исследование, преобразование информационного поля учебно-научного труда, квалификационный рост и совершенствование структуры научно-педагогического состава учебных заведений, передающих систему знаний обучающимся, наконец, усиление их социальной защищенности в условиях становления и развития механизма рыночных отношений, которые носят косвенный характер. Более того, научные знания становятся общедоступными и осваиваются значительно меньшими усилиями и средствам, чем те, которые были затрачены при их производстве. Они могут служить обществу в течение длительного периода времени, что может привести к ошибочному мнению о даровом характере приобретения знаний последующими поколениями.                     
         Более  высокая стоимость при производстве  качественно новых видов продукции, создаваемая за счет применения труда более высокой квалификации, требует и более высоких затрат всех видов ресурсов на предшествующих этапах — в период обучения и квалификационного роста каждого работника. В то же время ограниченность ресурсов, которые общество может выделить на воспроизводство работников интеллектуального труда, обусловливают особую актуальность проблемы оптимизации их использования и достижения за счет этого более высокого квалификационного уровня специалистов для успешной реализации инновационных проектов.

зАКЛЮЧЕНИЕ

 

Немаловажное влияние на качество рабочей силы оказывает качество образования, которое зависит от уровня развития самой системы образования (внедрение новых методов преподавания, новых предметов и т.п.) и от личного отношения к учебе самого учащегося (например, сейчас многие компании предлагают своим сотрудникам как профессиональное, так и общеэкономическое обучение, дающее представление как работает рыночная экономика). Наличие диплома о высшем образовании еще не говорит о высоком качестве рабочей силы, но, все-таки, уровень образования определяет ее качество таким образом, что соответствующие определенной специальности трудовые операции выполняются на более интеллектуальном и эстетическом уровне. Итак, стоимость рабочей силы обусловлена каким-то определенным стандартом образования, необходимым для ее нормального функционирования, причем в условиях научно-технического прогресса этот стандарт постоянно возрастает.

Оценка  текущей ситуации на рынке труда  показала, что в настоящее время  проблемы несоответствия спроса и предложения  не велики. От 50% до 65% руководителей (в  зависимости от отрасли) полагают, что  численность занятых на их предприятии  соответствует текущим потребностям производства. К настоящему времени решена проблема численности занятых на российских предприятиях, характерная для 90-х годов прошлого века. Дефицит кадров в более-менее значительных масштабах носит локальный характер, и затрагивает в первую очередь две категории работников - высококвалифицированных специалистов линейных подразделений и квалифицированных рабочих. Около 40% предприятий промышленности, строительства и транспорта испытывают недостаток квалифицированных рабочих, а в сфере деловых услуг, торговли и связи преобладает дефицит специалистов с высшим образованием, занятых основной производственной деятельностью (около 20%). Однако, как показывают расчеты, размеры этого дефицита не велики. В промышленности и строительстве количество недостающих рабочих составляет не более 10% численности этой категории занятых, а на предприятиях транспорта - около 5%. Размеры дефицита высококвалифицированных специалистов, занятых в сфере деловых услуг, связи и торговле несколько выше. Здесь дополнительно требуется примерно 10-15% специалистов с высшим образованием, занятых основной деятельностью. По оценкам руководителей предприятий, уровень квалификации персонала соответствует в среднем потребностям современного производства. Профессиональные качества работников оцениваются работодателями на твердую «четверку» (по пятибалльной шкале). При этом в «новых», динамично развивающихся секторах (отрасли связи, в сфере деловых услуг) работодатели выше, чем в среднем, оценивают уровень «профессионализма» своих сотрудников, особенно когда речь идет о таких качествах работника как инициативность, умение осваивать новое в профессии. Исследование показало, что на предприятиях, где существует дефицит работников, наблюдаются относительно низкие оценки качества имеющегося персонала. Работодатели в большей степени не удовлетворены не столько тем, чему научили или не научили работников, сколько их трудовым поведением - низким уровнем общей культуры, безынициативностью, рутинным подходом к выполнению работ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика. - М.: ГУ ВШЭ. – 2011
  2. Коровкин А.Г. Дефицит рабочей силы в России: макроэкономическая оценка.- М.: 2010
  3. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2011
  4. Кошепов А. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М.: Наука.- 2012
  5. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики/В.В.Куликов, В.Д.Роик// Российский экономический журнал.- 2011.-№1
  6. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докл. по материалам Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (26-27 октября 2005 г.) Кн.I / Петрозаводск. – 2012
  7. Якобсон Л.И.Социальная политика: коридоры возможностей /Л.И.Якобсон// Общественные науки и современность.-2010.-№2

 

 

 


 



Информация о работе Рабочая сила