Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что трудовые или человеческие ресурсы являются основой развития экономики. Их роль в современных условиях возрастает, так как в условиях рынка нужно делать ставку именно на человека и его потенциал.
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях, а так же рассмотреть особенности функционирования и развития местных рынков труда на примере Краснодара.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования и функционирования рынка труда, во второй проблемы развития местных рынков труда на примере Краснодара.
Введение………………………………………………………………………........…3
1. Понятие, значение и функции рынка труда………………………………….…..4
1.1 Понятие и значение рынка труда в современной экономической науке……………………………………………………………………………….….4
1.2 Функции рынка труда………………………………………………….………...6
2. Развитие местного рынка труда на примере Краснодара ………………………8
2.1 Общая характеристика рынка труда в Краснодаре …………………………..8
2.2 SWOT-анализ отрасли содействия занятости населения Краснодара…..………………………………………………………………………10
2.3 Приоритеты развития отрасли содействия занятости населения Краснодара…………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………….............31
Список использованной литературы……………
Необходимо расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в сельскую местность за счет пересмотра Правительством Российской Федерации перечня возмещаемых затрат и размеров оказания финансовой помощи переселяющимся семьям, осуществлять профессиональное переобучение трудовых мигрантов по востребованным на рынке труда профессиям;
5) низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, инвалиды, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы и другие), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам
В сложном положении на рынке труда находятся наименее защищенные категории населения: женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, и другие.
Проблемами трудоустройства женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком, при возвращении их на прежнее место работы или при новом трудоустройстве, являются:
потеря профессиональных навыков и снижение конкурентоспособности;
социально-трудовая дезадаптация;
снижение трудовой мобильности;
нежелание
работодателей нести
Возможные пути решения проблемы:
профессиональная ориентация женщин;
увеличение
объемов профессионального
К примеру, подпрограммой «Повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка в Краснодарском крае» в рамках проекта краевой целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Краснодарском крае» на 2008–2010 годы предусмотрены меры:
по информированию женщин, имеющих малолетних детей, об услугах содействия трудоустройству и возможности профессиональной переподготовки, повышения квалификации и профессионального обучения, а также по изготовлению информационно-справочных и профориентационных материалов с ежегодными затратами краевого бюджета в сумме 0,1 млн рублей;
по организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет (2008-2010 г.г. – 1500 человек) с затратами краевого бюджета на информирование женщин – по 90 тыс. рублей ежегодно, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации - 1,95 млн. рублей (2008 год), 4,25 млн. рублей (2009 год), 4,6 млн. рублей (2010 год) (приложение 3).
В рамках Закона Краснодарского края «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» по состоянию на 1 января в 2008 года заквотировано в 2282 крупных и средних предприятиях и организациях края 25,7 тысяч рабочих мест для инвалидов, отдельных групп молодежи, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также граждан, прошедших курс лечения от алкоголизма и наркомании.
За 2007 год в рамках квот работали 23 тысячи человек.
6) дифференциация территорий края по уровню регистрируемой безработицы, коэффициенту напряженности регистрируемого рынка труда и сезонный характер безработицы.
Региональный рынок труда характеризуется своей неоднородностью. Экономический подъем, который в последние годы отмечается на Кубани, в силу объективных причин происходит не во всех городах и районах края.
Уровень
регистрируемой безработицы в крае
(отношение численности
В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в органы службы занятости за предоставлением государственных услуг, по состоянию на 1 января 2008 года приходилось около 2 вакансий. Наибольшее число вакансий на одного незанятого гражданина зарегистрировано в городе Краснодаре – 9 вакансий, в городе Сочи – 4 вакансии, в городах Новороссийск, Анапа, в Славянском районе по 3 вакансии. А в сельских территориях отмечается нехватка рабочих мест. Так, в Новопокровском районе на одну вакансию претендуют 6 человек, в Белоглинском, Крыловском и Абинском – по 4 человека на одну вакансию. В отдельных хуторах и сельских округах вообще нет вакансий.
Средняя продолжительность безработицы по состоянию на 01.01.08 г. составила 4,1 месяцев (в среднем по России – 6,2 месяца).
Немаловажным фактором напряженности рынка труда для Кубани является сезонный характер безработицы, связанный с работами на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, предприятиях санаторно-курортной и туристско-рекреационной отрасли.
2.3 Приоритеты развития отрасли содействия занятости населения Краснодара
Конвенция МОТ в качестве приоритетной цели определила политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы предусмотрено принять конкретные меры для того, чтобы:
создать
условия для более эффективного
регулирования использования
развивать эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
повысить мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда;
обеспечивать доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции;
модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала;
создать условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов.
В Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы отмечено, что государственная политика в области регулирования рынка труда России будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.
Задачами
государственной политики в области
регулирования рынка труда
содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;
обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение и пресечение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
содействие
обеспечению работодателей
Стратегической целью деятельности государственной службы занятости Краснодарского края является обеспечение защиты населения от безработицы посредством содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.
Основными задачами государственной политики в области формирования и регулирования рынка труда являются:
снижение уровня безработицы по методологии МОТ;
содействие
сглаживанию имеющихся
обеспечение доступности и качества государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы;
повышение
удельного веса трудоустроенных
граждан в общей численности
граждан, обратившихся в органы службы
занятости с целью
не допущение социальной напряженности на рынке труда;
совершенствование материально-технической базы, развитие информационных технологий органов службы занятости.
Основные приоритеты в деятельности органов службы занятости:
повышение информированности граждан и работодателей о тенденциях спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; о возможности получения государственных услуг по содействию в поиске работы и трудоустройстве граждан, а работодателей – в подборе необходимых работников;
обеспечение полноты и качества государственных услуг, оказываемых населению и работодателям, в области содействия занятости населения при эффективном использовании бюджетных средств;
развитие и повышение качества системы профессиональной подготовки безработных граждан и профессиональной ориентации населения края в целях обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда и удовлетворения спроса предприятий и организаций края на квалифицированную рабочую силу;
совершенствование
системы социального
упреждение
застойной и хронической
Механизм решения стратегических задач:
1. Снижение уровня общей безработицы по методологии МОТ
Стратегией предусматривается снижение численности безработных граждан по методологии МОТ и соответственно уровня безработицы по методологии МОТ с 6,5% от численности экономически активного населения края в 2007 году до 5% (естественный уровень) в 2020 году.
Повышение уровня занятости населения и снижения уровня безработицы по методологии МОТ может быть достигнуто за счет:
модернизации экономики края и ввода новых рабочих мест (2008-2010 гг. – 150 тысяч рабочих мест);
превентивных мер по предотвращению негативных последствий реструктуризации и банкротства предприятий, сопровождаемых значительным высвобождением рабочей силы;
повышения
территориальной мобильности
реализации мероприятий краевой целевой программы «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2008-2010 годы», утвержденной Законом Краснодарского края от 27 сентября 2007 года №1333-КЗ;
ежемесячного
мониторинга органами службы занятости
состояния рынка труда в
совместной
деятельности органов службы занятости
и органов государственной
2. Содействие сглаживанию
имеющихся диспропорций в спросе и предложении
рабочей силы на рынке труда в профессионально-
Анализ
спроса на рабочую силу в профессионально-
в рабочих
профессиях: каменщик, штукатур-маляр,
облицовщик-плиточник, плотник, столяр,
слесарь (различной специализации),
тракторист и механизатор, продавец
товаров (продовольственных и
в специалистах и служащих: медицинская сестра (различных специализаций), инженер (различных специальностей), мастер, механик, врач (различных специализаций) и преподаватель, и т.д.
Стратегическая задача обеспечения экономики края квалифицированными кадрами может быть решена путем повышения эффективности функционирования рынка труда за счет координации совместных действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В начале
2008 года Краснодарстатом проведено «Выборочное обследование
потребности в квалифицированных кадрах
на период до 2010 года» в профессионально-
Департамент
экономического развития Краснодара, департамент государственной
службы занятости населения Краснодара,
департамент образования и науки Краснодара
на основании полученных Краснодарстатом
данных, с учетом изменения демографической
ситуации и сложившейся структуры профессионального
образования края, а также с учетом программ
ввода новых рабочих мест предусматривают
проведение ежегодного мониторинга и
разработки среднесрочного прогноза потребности
предприятий и организаций края в квалифицированных
кадрах в профессионально-
Для обеспечения соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда края органами образования предусматривается дальнейшая корректировка направлений и уровней профессиональной подготовки квалифицированной рабочей силы с учетом прогноза спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на рынке труда.
Опережающее
развитие профессионального образования
по отношению к социально-
Начальное и среднее профессиональное образование сегодня отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации, что должно позволить сориентировать образовательные учреждения на предоставление образовательных услуг в соответствии с потребностями рынка труда.
Например, учитывая приоритетные направления экономики края, к 2010 году планируется расширение на 15% профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса, сервиса и потребительской сферы; агропромышленного комплекса; градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и др.
Информация о работе Развитие местного рынка труда на примере Краснодара