Региональная политика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:36, доклад
Краткое описание
Регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты осуществления региональной политики с учетом сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.
Вложенные файлы: 1 файл
Региональная
политика
Регион сегодня становится
главным субъектом экономических и политических
отношений. Очень важно в этой ситуации
определить специфику и приоритеты осуществления
региональной политики с учетом сравнительных
преимуществах того или иного региона,
особенностях его исторического и культурного
развития.
Региональная (социально-экономическая)
политика – сфера деятельности государства
по управлению политическим, экономическим,
социальным и экологическим развитием
страны в пространственном, региональном
аспекте и отражающая как взаимоотношения
между государством и регионами, так и
регионов между собой.
К основным объектам региональной
политики относят: производственные (прежде
всего предприятие), социальные (прежде
всего – человек как представитель социума,
семьи, этноса), денежно-финансовые и т.
д. В качестве субъектов регионального
управления могут выступать как конкретные
представители государственной и региональной
власти, так и отдельные учреждения, организации
и предприятия. Региональная политика
тесно связана с региональным развитием
- изменением внутренней социально-экономической
структуры региона.
Пространственные различия
в обеспечении ресурсами, уровне экономического
развития и качестве жизни населения,
инфраструктурной оснащенности, в экологическом
состоянии среды, остроте национальных
и социальных конфликтов присущи практически
всем странам независимо от их положения
в мире. Цели и задачи региональной политики
различных государств могут не совпадать
и варьировать в различных пределах. Однако
существуют общие цели, присущие региональной
политике всех стран. К ним следует отнести:
создание и упрочение единого экономического
пространства и обеспечение экономических,
социальных, правовых и организационных
основ государственности; относительное
выравнивание условий социально-экономического
развития регионов; приоритетное развитие
регионов, имеющих особо важное стратегическое
значение для государства; максимальное
использование природных, в т. ч. ресурсных
особенностей регионов; предотвращение
загрязнения окружающей среды, экологизация
регионального природопользования, комплексная
экологическая защита регионов и др. Иными
словами, современная региональная политика
пытается объединить интересы федерализма
и регионализма.
Федерализм – принцип разделения политических
и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной
и местной властями.
Регионализм – подход к рассмотрению и решению
экономических, социальных, политических
и других проблем под углом зрения интересов
региона.
Как показывает мировая практика,
в условиях кризисной экономики между
сторонниками федерализма и регионализма
в региональной политике могут возникать
противоречия, выражающиеся через взаимоотношения
«центр-периферия» (развитие «сверху»)
и посредством «внутри-периферийных диффузий»
(развития «снизу»).
В основе региональной политики
России лежит учет специфики регионов
в общероссийской структуре, перенос основных
направлений экономических реформ на
региональный уровень, всемерная поддержка
местного самоуправления и предпринимательства,
решение региональных социально-экономических
проблем, рациональное использование
природных ресурсов. Главная цель региональной
политики в соответствии с указом президента
от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях
региональной политики в Российской Федерации»
заключается в укреплении государственности
РФ, совершенствовании федерализма, формировании
условий для более эффективного и гармоничного
развития регионов, а также обеспечении
благосостояния населения страны.
Для достижения этой цели региональная
политика призвана выполнять следующие
основные задачи:
сохранение единого внутреннего
рынка России, единства инфраструктуры
систем энергетики, транспорта, связей,
общей денежно-кредитной системы, общего
контроля за экспортом и импортом продукции
при наличии свободы экономических, научно-технических
и других договорных отношений между предприятиями
по всей территории России, свободной
конкуренции производителей разных форм
собственности, свободного движения товаров
и капиталов;
повышение благосостояния населения
в каждом регионе, постепенное выравнивание
уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов
в социальных условиях;
расширение горизонтальных
связей между регионами, формирование
рынка труда и межрегионального регулирования
занятости, создание рынков капиталов
путем развития системы акционерных компаний,
фондовых бирж, коммерческих банков и
др.;
преодоление общего кризиса
и реформирование экономики;
преодоление нестабильности
в политическом отношении, межэтнической
напряженности и противоречивости национально-государственного
устройства России и др.
Осуществление региональной
политики тесно связано и с решением проблем
экономической безопасности.
Экономическая безопасность
региона – это совокупность условий
и факторов, характеризующих текущее состояние
экономики, стабильность, устойчивость
и поступательность ее развития. В общих
чертах структура региональной экономической
безопасности представляется как комплекс
факторов, призванных обеспечивать предпосылки
для ее выживания и сохранения ее региональных
структур в условиях кризиса и будущего
развития; защиту жизненно важных интересов
страны и ее территорий в отношении ресурсного
потенциала; создание внутреннего иммунитета
и внешней защищенности от дестабилизирующих
воздействий; конкурентоспособность регионов
на внутренних и мировых рынках и устойчивость
финансового положения страны; условия
и образ жизни, достойные цивилизованного
человека и возможности устойчивого и
нормального воспроизводства общественных
процессов.
Для анализа региональной безопасности
в литературе предлагается использовать
систему индикаторов, определяющих в виде
количественных показателей параметры
социальной действительности, несоблюдение
которых обусловливает превращение потенциальных
угроз нарушения социального равновесия
в реальные. Отличительная особенность
индикаторов безопасности – их пороговое
значение. Приближение к их предельно
допустимой величине свидетельствует
о нарастании угроз социально-экономической
стабильности общества, а превышение предельных,
или пороговых значений – о вступлении
общества в зону нестабильности и социальных
конфликтов, то есть о реальном подрыве
экономической безопасности. Представленные
в таблице пороговые значения макроэкономических
показателей свидетельствуют о том, что
ситуация в стране носит чрезвычайный
характер, а потому необходима система
целенаправленных мер государства для
предотвращения социальных катаклизмов. Еще
более острой является ситуация в Приморье,
что доказывает необходимость осуществление
эффективной региональной политики. Состояние
региональной безопасности ярко показывает,
что реализация задач, направленных на
укрепление экономического федерализма,
не может носить унифицированный подход
к проведению экономических реформ, ориентированных
на средние условия. При этом центр тяжести
должен смещаться от общих экономических
проблем на региональный уровень, к оценке
рациональности развития отдельных районов
в рамках единого экономического пространства
государства. Поэтому в региональной политике
развитых государств обычно используется
следующая совокупность соподчиненных
мер: определение границ региона, требующего
поддержки; выработка концепции специализации
данного региона; координация деятельности
субъектов экономики, которые реализуют
региональную политику. Повышение эффективности
государственного регулирования регионального
развития требует активизации всех функций
управления, особенно прогнозирования
и планирования.
Информация о работе Региональная политика