Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 14:46, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования усиливается также тем обстоятельством, что в условиях формирующегося рынка России значительно усложняются задачи местного самоуправления, формы его взаимодействия с федеральными и региональными властями, от которых в значительной мере зависит экономическая, организационная и правовая инициатива муниципальных властей. На их уровне практически осуществляется противоречивый процесс приватизации объектов государственной собственности, меняются организационно-правовые формы и источники инвестирования приватизированных объектов, т.е. обновляется само воспроизводство муниципального хозяйства. В то же время система управления этим хозяйством оказалась достаточно консервативной и инертной, не претерпела в ходе экономических реформ необходимых радикальных преобразований. Довольно часто реформирование самоуправления на местах происходило без четкого определения его нового, функционального содержания и реальных возможностей реализации. Все это определяет актуальность темы исследования, ее научную и практическую значимость, цель которого раскрыть содержание структуры управления муниципальным хозяйством.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
1.1 МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.2 МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.3 ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
2.1 СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО ВИДЫ
2.2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
2.3 УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
3.1 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
3.2 ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней. Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.
1.2 МУНИЦИПАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА
Муниципальная собственность включена в систему местного хозяйства, то есть представляет собой его основу и является необходимым элементом местной экономики. Включение муниципальной собственности в систему местного хозяйства обусловливается:
- территориальной
обособленностью муниципальной
собственности в границах, совпадающих с границами
первичного административно-
- направленностью
функционирования объектов
На базе муниципальной
собственности формируется
Подобный подход объединяет между собой понятия местного хозяйства и муниципальной собственности, но это сравнение не соответствует реальной экономической ситуации в странах с рыночной экономикой, где исключительно на местный рынок в рамках муниципального образования работает значительное количество предприятий частного сектора, то есть местного хозяйства. Поэтому категориально определяющим признаком для местного хозяйства должна быть не форма собственности, а масштабы, продуктовая направленность, территориальные границы сбыта товаров и услуг, а также уровень подчиненности определенным органам государственного управления.
Муниципальное же хозяйство представляет совокупность предприятий и учреждений, которые осуществляют на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, и являются объектом муниципальной собственности, либо предприятий и учреждений, в уставном капитале которых участвуют органы местного самоуправления. Важнейшим критерием разграничения муниципального и других видов хозяйства, помимо участия в собственности, становится направленность хозяйственной деятельности на удовлетворение общественных потребностей данного территориального образования путем производства общественных благ.
Элементами муниципального хозяйства можно считать также бюджетный процесс на муниципальном уровне, классификацию доходов и расходов местного бюджета, а также муниципальный кредит.
Для решения всех вопросов, связанных с жизнеобеспечением населения, проживающего на данной территории, содержанием инженерной и социальной инфраструктур муниципального хозяйства финансовая автономия местного бюджета должна составлять не менее 70-75%. В качестве примера, необходимо отметить: доля финансовой автономии местного бюджета в ряде европейских стран составляет около 85%. Способность к расширенному воспроизводству муниципального хозяйства определяется высокой степенью автономии местного бюджета.
Муниципальное хозяйство, являясь комплексным по сути, то есть, включая в себя многие общественные отрасли и производства, определенным образом связанные между собой, не обладает, как правило, гармоничной структурой. Каждое муниципальное образование представляет собой хозяйственный комплекс, в котором выделяются главные отрасли - те, на которых специализируется муниципальное образование. С этими отраслями связана и инфраструктура муниципальных образований. Различия состоят в размерах территории, в ресурсном обеспечении, в составе населения, все это играет существенную роль при управлении муниципальным образованием. В то же время структура муниципального хозяйства должна быть достаточно разнообразной и должна включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития территории: это сферы промышленности, строительства, агропереработки, торгово-сервисного, жилищно-коммунального и культурно-бытового хозяйства. Поэтому одной из главных задач в рамках муниципальной экономики является повышение комплексности в развитии экономики каждого муниципального образования. Получается, что проблема повышения эффективности управления муниципальной экономикой должна рассматриваться в рамках концепции совершенствования местного самоуправления в целом. Поэтому разработка концепции развития муниципальной экономики является необходимой основой решения многих задач на уровне муниципального образования.
Под управлением
муниципальной собственностью понимается
осуществление от имени и в
интересах населения
1) хозяйственно-имущественный
комплекс, производящий на территории
муниципального образования
2) экономический,
рыночный комплекс, способный к
расширенному воспроизводству
Разграничение
этих сегментов муниципальной
Решение проблемы увеличения собственных доходов муниципального хозяйства возможно за счет повышения эффективности использования муниципальной собственности и за счет развития сети муниципальных предприятий. Таким образом, развивая коммерческую деятельность системы унитарных предприятий, муниципальная экономика ставит две цели:
1) получение
дополнительных доходов в
2) производство товаров и услуг, в которых нуждается население.
Применительно к каждому предприятию эти цели могут ставиться одновременно или независимо друг от друга.
В производстве товаров и оказании услуг на уровне местного хозяйства возможны две ситуации. В одной ситуации в рамках муниципального образования отсутствуют предприятия данного профиля или объем их производства недостаточен, следовательно, одной из главных задач является заполнение этой экономической ниши рынка на местном уровне унитарными предприятиями. В другой ситуации предприятия данного профиля существуют и в достаточном объеме наполняют рынок, а унитарное предприятие создается для регулирования уровня цен за счет конкуренции с предприятиями иных форм собственности.
Анализируя
возможные источники
- местного бюджета;
- внебюджетных фондов, органов местного самоуправления;
- немуниципальных
фондов, образованных с участием
органов муниципального
- независимых
фондов образованных без
- финансово-кредитных организаций;
- средства муниципальных предприятий при использовании самофинансирования и взаимного финансирования, а также привлеченные средства от юридических и физических лиц.
Субъектами финансовых отношении при этом являются:
- местный бюджет:
представительный орган
- муниципальные
внебюджетные фонды:
- немуниципальные
фонды, образованные с
- независимые фонды: органы управления (правления) фондов;
- финансово-кредитные
организации: органы управления
(правления и советы директоров
- муниципальные
предприятия: руководители
- другие юридические лица: их органы управления (советы акционеров, советы директоров, правления, директора, владельцы);
- физические лица, то есть граждане.
Поведение тех или иных
субъектов финансирования в отношении
муниципальных предприятий и
учреждений определяется условиями
наличия экономических
1.3 ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
Реализация населением права на местное самоуправление, в том числе и на управление муниципальным хозяйством, возможна либо непосредственно, либо через создаваемые местным сообществом органы местного самоуправления и должностных лиц. Можно рассматривать местное сообщество в целом как представительный «квазиорган», имея ввиду, что существуют процедуры принятия решений в формах прямого волеизъявления (местный референдум, сход).
Сход для небольших сельских поселений, где по различным соображениям нет необходимости избирать представительные органы, может быть довольно устойчивой и систематически применяемой формой волеизъявления. В крупных поселениях, особенно в городах, а также в муниципальных образованиях, объединяющих несколько поселений, прямое участие населения в оперативном управлении муниципальным хозяйством нецелесообразно, точнее, практически невозможно.
Поэтому, оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход и т.п.) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения (приобретение, создание, отчуждение и перепрофилирование наиболее значимых объектов муниципальной собственности, принятие планов и программ развития муниципального образования), необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления и, в частности, по управлению муниципальным хозяйством практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных компетенцией, необходимой для исполнения возложенных на них функций.
Таким образом, текущее, оперативное управление муниципальным хозяйством должно осуществляться специально создаваемыми для этого структурами, сформированными из профессионально подготовленных кадров. Функции таких структур управления в муниципальных образованиях выполняют органы местного самоуправления. Они создаются для более широких целей и решения как минимум двух задач: политического (властного) и хозяйственного управления, причем не всегда можно четко разделить эти задачи.
Любые классификации не имеют самостоятельного и абсолютного значения. Они определенный прием, с помощью которого упрощается задача исследования явлений. Поэтому нельзя назвать какие-либо «объективные» основания для классификации. Эти основания формулируются сознательно применительно к тем явлениям, которые исследуются, и тем задачам, которые должны быть решены в процессе исследования.
При изучении органов местного самоуправления как субъектов управления муниципальным хозяйством воспользуемся классификацией их по следующим основаниям: способу образования; назначению (степени специализации): предметам ведения; способу принятия решений: типу исполняемых функций.
По способу образования органы местного самоуправления в самом общем случае могут быть разделены на выборные и другие. Если в отношении выборных органов не требуется дополнительных разъяснений, нужно только отметить обязательность выборного органа в муниципальном образовании как одного из основных принципов местного самоуправления, то другие создаются по мере необходимости и в свою очередь могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), но основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.) и т.п.
Точно такая же классификация может быть результатом применения другого основания - способа делегирования полномочий. Общепризнанным в демократических государствах считается, что источником и носителем власти является народ. Исходя из этого всякие органы власти, в том числе и органы местного самоуправления как одна из форм осуществления власти, получают свои полномочия от народа, т.е. выборы являются способом не только образования органов, но и наделения этих органов полномочиями. Органы, формируемые иными способами, получают свои полномочия опосредованно либо от выборных органов, либо в соответствии с правовым актом, принимаемым выборным органом или населением непосредственно. Указанный правовой акт может быть общегосударственным (например, Конституция) или местным (устав муниципального образования).