Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 10:18, реферат
Выбранная мною тема реферата является актуальной в наше время. Российская Федерация (далее – РФ) согласно Конституции РФ, основному закону страны, есть демократическое государство. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан РФ на референдуме РФ, защиту демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.
1. Введение.
2. Роль и место референдума в избирательном праве России:
2.1. Понятие референдума и история его развития.
2.2. Виды референдума.
2.3.Организация референдума в современной России.
3. Источники права о референдуме в Российской Федерации.
4. Заключение.
5. Литература и нормативные правовые акты.
Частное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Омская юридическая академия»
Кафедра теории и истории государства и права
Органы законодательной и исполнительной власти
РЕФЕРАТ
Тема: «Референдум
как форма выражения
Выполнил:
Студент 1курса очной формы обучения
Группы 113-юб
Капитанова А.И.
Проверил:
Ашенова Т.М.
Омск
2013
Оглавление
1. Введение.
2. Роль и место референдума в избирательном праве России:
2.1. Понятие референдума и история его развития.
2.2. Виды референдума.
2.3.Организация референдума в современной России.
3. Источники права о
референдуме в Российской
4. Заключение.
5. Литература и нормативные правовые акты.
1. Введение.
Выбранная мною тема реферата является актуальной в наше время. Российская Федерация (далее – РФ) согласно Конституции РФ, основному закону страны, есть демократическое государство. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан РФ на референдуме РФ, защиту демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.
Целью данной работы является раскрытие понятие референдума, его видов, организации проведения, источников права о референдуме.
2. Роль и место референдума в избирательном праве России.
2.1. Понятие референдума и история его развития.
В мировой политической и
государственно-правовой теории и практике
референдум трактуется не всегда одинаково.
В правотворчестве существует множество
определений понятия
Официальное понятие референдума изложено в статье 1 Федерального Конституционного закона от 28 июня 2004 года №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее – Закон о референдуме) референдум Российской Федерации – это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Из указанных выше понятий следует, что в современной России существует народовластие, то есть это высшее непосредственное выражение власти народа на референдуме или свободных выборах. Учитывая значимость референдума в развитии государства и права, вопрос о референдуме изучался теоретиками права - М.М. Ковалевским, П.И. Новгородцевым, С.А. Котляревским, Б.А. Кистяковским, Н.М. Коркуновым, Б.Н. Чичериным, К.М. Тахтаревым и др. Исследователи данного вопроса сошлись во мнении, что эволюцию института референдума в России можно разделить на следующие этапы:
первый – дореволюционный период: вечевые голосования и некоторые теоретические разработки российских ученых о народных голосованиях;
второй – советский период: условно может быть разделен с 1917 по 1936 год, с 1936 по 1990 год;
третий период – постсоветский, с 1990 по декабрь 1993 года;
четвертый – современный период: с декабря 1993 года по настоящее время.
Следует отметить, что демократические принципы развития государства зарождались еще в эпоху развития государства дореволюционных времен. То есть народ приобщался к правлению страной посредством участия в решении основных государственных вопросов.
2.2. Виды референдума.
К основным видам референдума в РФ относят следующие:
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о референдуме – референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
Граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме.
На референдум РФ выносится для обсуждения:
– проект новой Конституции РФ;
– проект нормативного акта или вопроса, обязательное вынесение которых предусмотрено международным договором;
– вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
На референдум РФ не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта РФ;
2) о досрочном прекращении
или продлении срока
3) об избрании, о назначении
на должность, досрочном
4) о персональном составе
федеральных органов
5) об избрании, о досрочном
прекращении, приостановлении
6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7) отнесенные Конституцией РФ, ФКЗ к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
На референдум субъекта РФ, местного самоуправления выносятся вопросы, которые находятся в ведении данного субъекта, муниципального образования и являются основными для этой территории. Вышеуказанные вопросы, рассматриваемые на референдуме РФ, могут быть рассмотрены применительно к конкретной территории. Например, Устав Омской области можно рассмотреть на референдуме Омской области, Устав города Омска – на референдуме муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
2.3. Организация референдума в современной России.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме;
2) Конституционному Собранию;
3) федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Инициатива проведения референдума
не может быть выдвинута и референдум
не может назначаться и
При подготовке и проведении референдума РФ используется государственный язык (русский). В субъектах РФ для проведения референдума используется государственный язык и язык народа, проживающего на данной территории.
На проведение референдума РФ выделяются средства федерального бюджета. Вместе с тем на этапе подготовки инициативная группа должна создать фонд за счет собственных средств, для сбора подписей в поддержку референдума.
Непосредственную подготовку и проведение референдума осуществляют избирательные комиссии. Общей работой руководит Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – ЦИК РФ). С населением работают агитационные группы, которые собирают подписные листы.
Работа по подготовке референдума проводится гласно, с привлечением СМИ. Также готовятся технические средства, задействуется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы».
Решение о проведении референдума принимает ЦИК РФ по итогам проверки подписных листов. Оно может быть оспорено только Верховным Судом РФ. Назначение референдума относится к компетенции Президента РФ после проверки законности решения Конституционным Судом РФ.
В избирательных округах готовятся списки участников референдума, помещения для голосования, бюллетени. Назначается день голосования. Избирателю дано право досрочного голосования по открепительному удостоверению.
В день проведения голосования на избирательных участках работают наблюдатели от политических партий, а также международные наблюдатели. Итоги подводит избирательная комиссия, результаты передаются в ЦИК РФ, который их обобщает и публикует в СМИ.
3. Источники права о референдуме в РФ.
Институт референдума в России был впервые законодательно закреплен 16 октября 1990 года с принятием Закона «О референдуме РСФСР». Однако этот акт в большей степени защищал интересы не граждан страны, а государственной власти в лице Съезда народных депутатов. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в начале 90-х годов в стране проходили глубокие реформы, и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа.
Вместе с тем в нашем обществе наблюдались перемены. Демократия получила начало развития, в том числе, в эпоху противостояния ветвей власти при попытке осуществить государственный переворот в 1991 году. Граждане добились непосредственного участия в управлении страной, прежде всего, выражать свою волю по основным вопросам. Таким образом, референдум, как основная форма народовластия, все больше становился востребованным. В свою очередь, государство, вставшее на курс демократизации общества, вынуждено было укреплять позиции референдума посредством принятия правовых актов. На данный момент правовая база для проведения референдума сформирована.
Основа заложена в Конституции РФ 1993 года. Согласно пункту 3 статьи 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Во исполнение основного закона страны приняты подзаконные акты. На всей территории РФ имеет прямое действие Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон о выборах).
Законом о референдуме закреплено конституционное право граждан РФ голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Законом о выборах определены основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона о выборах законодательство РФ о референдумах дополняют иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в РФ. В этой части, к федеральному законодательству относится Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». К правовым актам субъектов РФ, на примере Омской области, относится Закон Омской области от 5 июля 2012 года № 1462-ОЗ «О выборах Губернатора Омской области», Закон Омской области от 7 июля 2003 года № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области».
Информация о работе Референдум как форма выражения народовластия