Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 14:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи:
1. Определить цели, задачи и этапы реформирования;
2. Провести анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства и этапов реформирования;
3. Провести анализ ЖКХ в Рязанской области;
4. Дать предложения по совершенствованию процесса реформирования.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы реформы ЖКХ
1.1 Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………….5
1.2 Основные пути реформирования ЖКХ………………………………...7
1.3 Этапы реализации реформы…………………………………………….10
2. Анализ реформы ЖКХ
2.1 Анализ состояния ЖКХ…………………………………………………13
2.2 Анализ хода реформирования ЖКХ…………………… …………….17
2.3 Анализ ЖКХ в Рязанской области……………………………………...20
3. Совершенствование реформы ЖКХ……………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….36
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы реформы ЖКХ
1.1 Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………
1.2 Основные пути реформирования ЖКХ………………………………...7
1.3 Этапы реализации реформы…………………………………………….10
2. Анализ реформы ЖКХ
2.1 Анализ состояния ЖКХ…………………………………………………13
2.2 Анализ хода реформирования ЖКХ…………………… …………….17
2.3 Анализ ЖКХ в Рязанской области……………………………………...20
3. Совершенствование реформы ЖКХ……………………………………….24
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере. Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ и финансовым особенностям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
- остаточный принцип финансирования;
- отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
- мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
- отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
- многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие. В результате преобразований 1991-2000 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации.
Целью данной работы является анализ реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи:
1. Определить цели, задачи и этапы реформирования;
2. Провести анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства и этапов реформирования;
3. Провести анализ ЖКХ в Рязанской области;
4. Дать предложения по совершенствованию процесса реформирования.
1. Теоретические основы реформы ЖКХ
1.1 Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище". Однако, несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в 2 раза. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Для решения этих вопросов требуется ускорить проведение реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. В 1994 - 1995 годах резкий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги позволил преодолеть его отставание от темпов инфляции, при этом доля затрат, покрываемая населением, в эксплуатационных издержках предприятий отрасли возросла с 2 - 3 процентов до 20 - 40 процентов. В результате этого объем недофинансирования услуг, оказываемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, по сравнению с 1993 годом снизился, но тем не менее составил более 50 трлн.рублей. Поскольку темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на покрытие разницы в ценах на тепловую энергию в муниципальных бюджетах не уменьшилась. Положение усугублялось тем, что в 1995 году реальные доходы населения снизились на 13 процентов, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался для него особенно болезненным. Сложившаяся ситуация потребовала увеличения конечного срока перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость с 5 до 10 лет. Органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта. Если на предыдущем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило в основном путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг, поскольку есть все основания полагать, что опережающий инфляцию рост стоимости жилищно-коммунальных услуг был в значительной степени связан с монополией предоставляющих их организаций.
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Основными способами достижения указанных целей являются:
совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
1.2 Основные пути реформирования ЖКХ
Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Для создания конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы предприняты пути реализации:
обеспечить, начиная с 1997 г., формирование муниципального заказа на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения преимущественно на конкурсной основе.
осуществлять совершенствование договорных отношений дирекции единого заказчика и подрядчиков всех форм собственности на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда с применением экономических санкций за нарушение договорных обязательств.
с целью защиты интересов потребителей от предприятий - монополистов по качеству обслуживания и росту тарифов, а также создания конкурентной среды привлекать организации всех форм собственности к обслуживанию жилья на конкурсной основе с доведением доли муниципального жилья, обслуживаемого на конкурсной основе, к концу 1997 года до 20 %, к концу 1998 года до 50 %, к концу 1999 года до 75 %, к концу 2000 года до 100 %.
проводить контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием государственного, муниципального и других жилищных фондов, а также указанных объектов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения силами управления городского хозяйства, государственной жилищной инспекции по Рязанской области, дирекции единого заказчика.
расширить практику осуществления контроля за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций - поставщиков топливно-энергетического комплекса.
продолжить практику установки приборов учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов.
Ключевой проблемой нового этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно-коммунального назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом «заказчик» - «подрядчик» (предприятие жилищно-коммунального хозяйства) формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:
инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими;
собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;
потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья, другие организации.
1.3 Этапы реализации реформы
Существуют следующие этапы реализации реформы:
1. 1997-1998 годы;
2. 1999-2000 годы;
3. 2001-2003 годы.
Для 1 этапа характерно:
- разработка нормативно - правовой базы и кредитно - финансовых механизмов реализации реформы;
- завершение разграничения функций собственника, дирекции единого заказчика и обслуживающих организаций в государственном и муниципальном жилищных фондах. Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- доведение государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 50 %;
- формирование подходов к отбору на конкурсной основе управляющей и обслуживающей организаций для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов;
- переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов;
- обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление;
- упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определение источников их финансирования;
- включение в ставку оплаты жилья платы за найм и затрат на капитальный ремонт;
- введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов;
- дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении;
- демонополизация деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства;
- принятие городских стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
- организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров;
- переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах - новостройках, реконструированном или отремонтированном жилье.
Для 2 этапа характерно:
- доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100 процентов. Использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации государственном и муниципальном жилищных фондах;
- завершение в основном перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования;
- поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг;
- разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.
Для 3 этапа характерно:
- завершение перехода на полную оплату затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек;
- завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья;