Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:58, курсовая работа
Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.
Введение…………………………………………………………………….............................. 3
ГлаваI Значение муниципальной экономики и социальной политики
1.1 Роль муниципального образования и муниципальной экономики в реализации социальной политики………………………………………………………………………. 6
1.2Социальная политика……………………………………………………………………13
ГлаваII Направления социальной политики в муниципальном образовании
2.1Механизмы реализации социальной политики в муниципальном образовании…...…22
2.2Реализация муниципальной политики в сфере образования…………………………28
Заключение……………………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………………….44
Программа "Жилище" на 2002-2010 годы
Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
Программа "Социальное развитие села до 2012 года"
Программа "Культура России (2006-2010 годы)"
Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"
Программа
"Социально-экономическое и
Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.
Так, например, программа «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:
сохранение культурного наследия России,
формирование
единого культурного
создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс,
обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям
обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности и т.д.
Программа направлена на решение важного блока задач. Изучение такого влияния и разработка методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, которая состоит из:
оценку экономической эффективности наиболее значимых мероприятий
оценку стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
оценку
эффективности использования
Основу финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов общего объема финансирования). Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения Программы по согласованным показателям перед Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проводится контроль программы по соответствующим показателям:
Доля национальных процентов фильмов в общем объеме проката
Доля
объектов процентов культурного
наследия, находящихся в
Доля процентов представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда
Средняя экземпляров книг обеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей
Увеличение процентов количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом
Доля процентов отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории
Увеличение процентов количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных (в пересчете на 1000 человек),по сравнению с предыдущим годом.
Доля
новых процентов произведений профессионального
искусства в общем репертуаре
организаций исполнительских
Увеличение процентов количества участников культурно досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом
Увеличение экземпляров количества книг и брошюр образовательного, научного и культурного назначения (в пересчете на 1000 человек).
Из всего выше сказанного важно отметить, что важной задачей социальной политики является адресность (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).
Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.
В этих условиях государство
вынуждено (даже вопреки
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.
Глава 2.1 Механизмы реализации социальной политики в муниципальном образовании
При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.
Важнейшим
механизмом реализации социальной политики
государства является система государственных
минимальных социальных стандартов.
Социальный стандарт – минимально
необходимый уровень
– минимальный уровень оплаты труда;
– минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;
– обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;
– перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.
Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.
Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:
– норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;
– нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;
– нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;
–
нормы кадрового и
Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.
В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.
Субъекты
РФ разрабатывают основы региональной
социальной политики с учетом исторических
и культурных традиций территории;
устанавливают региональные социальные
стандарты и нормы, учитывающие
государственные минимальные
Муниципальный
уровень призван
На
основе региональных норм и нормативов
органами местного самоуправления могут
разрабатываться местные
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:
– комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
– социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
– дома инвалидов и престарелых;
– детские дома;
–
центры психолого-педагогической помощи
населению и т.д.
Органы
местного самоуправления осуществляют
также мероприятия и содержат
организационные структуры по борьбе
с наркоманией, с детской беспризорностью,
содействуют организации
По
своей сути механизм реализации социальной
политики представляет собой сложную
систему институциональных и не институциональных
субъектов социальной жизни, взаимодействие
которых позволяет теоретически осмыслить
оформить социальные интересы граждан,
социальных групп населения в целом, разработать
социальную стратегию государства и социальные
программы и организовать скоординированную
предметно-практическую деятельность
государственных органов, институтов
гражданского общества, граждан по их
реализации на основе имеющейся нормативно-правовой
базы.
Информация о работе Роль образования на муниципальном уровне