Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:25, курсовая работа
Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики регионов России из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства
В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.
В основе реформы были такие положения:
- объединение финансовых ресурсов трех фондов - ЕФРР, ЕСФ и ФЕОГА - в единый структурный фонд;
- двукратное увеличение
к 1993 г. (по сравнению с 1987 г.)
суммарного объема средств
- изменение принципов
финансирования региональной
Начиная с 1989 г. СФ был сориентирован на выполнение следующих пяти задач:
1) подъем слаборазвитых районов;
2) структурная перестройка в депрессивных регионах;
3) уменьшение долгосрочной безработицы;
4) создание условий для занятости молодежи;
5) отраслевая переориентация
аграрного сектора и поддержка
территорий с преобладающим
Таблица 2 – Распределение ресурсов Структурных Фондов по Целям1 (1994-99 гг.)2
Ц.1 |
Ц.2 |
Ц.3 |
Ц.4 |
Ц.5а |
Ц.5а |
Ц.5b |
Ц.6 |
Итого |
И.С.3 | |
с/х |
рыб. |
|||||||||
Австрия |
162,0 |
99,0 |
329,0 |
60,0 |
386,0 |
2,0 |
403,0 |
- |
1432,0 |
144,0 |
Бельгия |
730,0 |
341,0 |
396,0 |
69,0 |
170,0 |
25,0 |
77,0 |
- |
1808,0 |
288,0 |
Дания |
- |
119,0 |
263,0 |
38,0 |
127,0 |
140,0 |
54,0 |
- |
741,0 |
102,0 |
Финляндия |
- |
179,0 |
254,0 |
83,0 |
331,0 |
23,0 |
190,0 |
450,0 |
1503,0 |
151,0 |
Франция |
2190,0 |
3769,0 |
2562,0 |
641,0 |
1746,0 |
190,0 |
2236,0 |
- |
13334,0 |
1605,0 |
Германия |
13640,0 |
1566,0 |
1681,0 |
200,0 |
1070,0 |
75,0 |
1227,0 |
- |
19519,0 |
2211,0 |
Греция |
13980,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
13980,0 |
1154,0 |
Ирландия |
5620,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5620,0 |
484,0 |
Италия |
14860,0 |
1462,0 |
1316,0 |
399,0 |
681,0 |
134,0 |
901,0 |
- |
19752,0 |
1897,0 |
Люксембург |
- |
15,0 |
21,0 |
1,0 |
39,0 |
1,0 |
6,0 |
- |
83,0 |
19,0 |
Нидерланды |
150,0 |
650,0 |
923,0 |
156,0 |
118,0 |
47,0 |
150,0 |
- |
2194,0 |
422,0 |
Португалия |
13980,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
13980,0 |
1061,0 |
Испания |
26300,0 |
2415,0 |
1474,0 |
369,0 |
326,0 |
120,0 |
664,0 |
- |
31668,0 |
2781,0 |
Швеция |
- |
157,0 |
342,0 |
170,0 |
90,0 |
39,0 |
135,0 |
247,0 |
1178,0 |
126,0 |
Англия |
2360,0 |
4580,0 |
3377,0 |
- |
186,0 |
89,0 |
817,0 |
- |
11409,0 |
1573,0 |
В целом по ЕС |
93991,0 |
15352,0 |
12938,0 |
2246,0 |
5270,0 |
885,0 |
6860,0 |
697,0 |
138201,0 |
14018,0 |
% |
68,0 |
11,1 |
9,4 |
1,6 |
3,8 |
0,6 |
5,0 |
0,5 |
100,0 |
- |
Новая концепция региональной политики предполагает сосредоточение подавляющего объема финансовых средств в слаборазвитых регионах, где ВВП на душу населения не превышает 75 % среднего для ЕС показателя.
По характеру финансовой поддержки из консолидированного бюджета ЕС выделяются три группы государств:
1) страны, вся территория которых относится к регионам первой группы: Греция, Ирландия, Португалия;
2) страны, где лишь отдельные районы относятся к первой группе: такие районы составляют 83 % площади Испании, 48 % площади Италии, 40 % - Великобритании, 30 % - Франции;
3) страны, имеющие в
своем составе лишь некоторые
регионы с характеристиками
Заметно возросла доля населения, охваченного субсидиями, в наименее развитых странах при снижении этого показателя в наиболее обеспеченных государствах.
Таблица 3 - Охват населения районами, выбранными для оказания помощи (в странах ЕС)
Страна |
Категория выбранного района |
Охват населения (%) |
“ИНТЕГРИРОВАННЫЕ” СТРАНЫ | ||
ГРЕЦИЯ |
Регион D |
14.0 |
Регион C |
30,0 | |
Регион B |
14,0 | |
Регион A |
42,0 | |
Все районы, получающие помощь |
100,0 | |
ИРЛАНДИЯ |
Выбранные районы |
28,0 |
Невыбранные районы |
72,0 | |
Все районы, получающие помощь |
100,0 | |
ПОРТУГАЛИЯ |
Районы SIR |
47,0 |
Все районы, получающие помощь |
100,0 | |
ИСПАНИЯ |
Все районы, получающие помощь |
60,7 |
ГЕРМАНИЯ/ ИТАЛИЯ |
||
ГЕРМАНИЯ |
Проблемная зона А (новые земли - менее развитые районы) |
13,0 |
Проблемная зона B (новые земли - более развитые районы) |
8,7 | |
Проблемная зона C (западные земли) |
16,2 | |
Все районы, получающие помощь |
38,0 | |
ИТАЛИЯ |
Mezzogiorno: зоны A/B |
34,2 |
Molise |
0,4 | |
Abruzzi |
2,0 | |
Центральные и северные районы (Цели 2/5b) |
12,3 | |
Все районы, получающие помощь |
48,9 | |
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА | ||
АВСТРИЯ |
Burgenland: 40% nge |
1,8 |
Burgenland: 30% nge |
1,7 | |
E.Obersteiermark: 25% nge |
2,3 | |
Прочие районы: 20% nge |
26,4 | |
15% nge |
3,0 | |
Все районы, получающие помощь |
35,2 | |
БЕЛЬГИЯ |
Цель 1 (Hainaut) |
12,6 |
Зона 1 |
9,7 | |
Зона 2 |
12,6 | |
Все районы, получающие помощь |
35,0 | |
ДАНИЯ |
Районы первоочередного |
4,9 |
Районы, подлежащие развитию |
15,3 | |
Все районы, получающие помощь |
20,2 | |
ФРАНЦИЯ |
Longwy, Корсика |
0,4 |
Цель 1 (Север Па-де-Кале) |
1,5 | |
Зона максимальной помощи |
12,1 | |
Зона обычной помощи |
26,9 | |
Все районы, получающие помощь |
40,9 | |
ЛЮКСЕМБУРГ |
Потолок 25% |
34,6 |
Потолок 17,5% |
7,9 | |
Все районы, получающие помощь |
42,5 | |
НИДЕРЛАНДЫ |
IPR - Северная зона развития |
9,0 |
Переходные: S. Limburg |
2,8 | |
Twente |
3,8 | |
Все районы, получающие помощь |
15,6 | |
СОЕДИНЕННОЕ |
Северная Ирландия |
2,9 |
КОРОЛЕВСТВО |
Зона развития |
15,5 |
Промежуточная зона |
17,5 | |
Все районы, получающие помощь |
35,9 | |
СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ | ||
ФИНЛЯНДИЯ |
Зона развития 1 |
12,7 |
Зона развития 2 |
12,9 | |
Зона развития 3 |
5,4 | |
Зона структурного регулирования |
10,6 | |
Все районы, получающие помощь |
41,6 | |
ШВЕЦИЯ |
Зона помощи 1 |
2,3 |
Зона помощи 2 |
5,0 | |
Временные зоны |
6,2 | |
Все районы, получающие помощь |
13,5 |
Опережающими темпами возрастал объем финансовых ресурсов, приходящихся на душу населения в наиболее отсталых регионах первой группы государств.
Еще одним проявлением растущей концентрации ресурсов, направляемых на цели региональной политики, стало существенное увеличение доли финансового вклада ЕС в каждом отдельно взятом проекте.
Кроме рассмотренных программ "Стар", "Валорен" и "Резидер" суммарным объемом 1,7 млрд. экю, в течение 1990-1993 гг. вступили в действие еще десять межгосударственных программ с финансовым вкладом ЕС в 3,5 млрд. экю. Среди них "Решар" - стимулирование угледобывающих районов; "Энвирег" - вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах первой группы; "Реджис" - диверсификация экономики на отдаленных островах, принадлежащих странам-членам ЕС; "Юроформ" - поощрение в области профессионального образования; "Телематик" - внедрение принципиально новой системы телекоммуникаций в депрессивных районах; "Страйд" - вклад в развитие научно-технического потенциала слаборазвитых районов и др.
Переход в конце 80-х гг. к качественно новому этапу региональной интеграционной политики повлек за собой выработку четких принципов ее реализации:
1. Концентрация ресурсов структурного фонда в наименее развитых территориях ЕС при строгом наднациональном контроле.
2. Тесное партнерство
между Комиссиями (Комитетами) ЕС, национальными
правительствами и местными
3. Взаимодополняющий
характер субсидий
4. Субсидиарность (взаимодополняемость) основных видов экономической политики, каждый из которых по разному реализуют в рамках ЕС на различных уровнях: региональном, национальном, межгосударственном и наднациональном.
5. Глобализация региональной политики. Комиссия ЕС требует включать в направляемых в ее адрес национальных программах стратегические цели в долгосрочном плане.
6. Тесная координация
региональной политики с
7. Согласование региональной
политики ЕС с
8. Прямое взаимодействие между государствами ЕС при реализации ими национальной региональной политики.
Координация региональной политики между государствами ЕС, начиная со второй половины 80-х гг., стала заметным фактором повышения эффективности интеграционной структурной политики в целом. Важную роль при этом сыграла унификация критериев, используемых всеми национальными правительствами при выделении проблемных регионов в своих странах.
Такими критериями в настоящее время являются:
В 80-е гг. была окончательно разработана единая классификация регионов стран-участниц ЕС. Использование единой классификации для решения практических задач помогает создать реальную ткань качественно нового территориального устройства Западной Европы.
Речь идет о формировании "Европы регионов", т.е. такой организационной структуры, в которой при принятии многих важнейших решений регионы ЕС будут обладать приоритетом перед существующими ныне национальными государствами.
Расширение компетенции отдельных территорий в рамках стратегической цели западноевропейской интеграции - создания единого федеративного образования - закреплено в Маастрихтском договоре (1992 г.). На основе важнейшего принципа интеграционной деятельности-принципа субсидиарности - дополнительные компетенции передаются с наднационального и особенно национального на региональный уровень.
В настоящее время
регионы стран - членов ЕС отстаивают
свои интересы непосредственно через
такие неправительственные
Однако в действительности не все так просто осуществляется. Повышение статуса региона в механизме принятия межгосударственных решений резко усложняет работу органов ЕС из-за необходимости постоянного поиска консенсуса.
Отметим три важных положения общего характера, которые возможно использовать в качестве практического опыта региональной экономической политики ЕС в условиях России:
1. Рэп является самостоятельным и чрезвычайно важным направлением хозяйственной деятельности в рамках крупных и неоднородных территориальных образований, каковыми являются ЕС и Россия.
2. Большинство подходов, выработанных в Рэп Европейского Союза, применимо и к российской действительности.
3. Растущая самостоятельность
регионов - объективный процесс,
происходящий в настоящее время
1 Цель 1 - структурная реорганизация и развитие слаборазвитых регионов;
Цель 2 - преобразование регионов, серьезно пострадавших от спада промышленного производства;
Цель 3 - борьба с длительной безработицей и помощь в трудоустройстве молодежи и лиц, потерявших работу;
Цель 4 - оказание помощи
безработным рабочим в
Цель 5а - ускорение структурных преобразований в сельском хозяйстве и рыбном промысле;
Цель 5b - содействие в развитии сельских районов; и
Цель 6 - содействие развитию регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения.
2 в миллионах экю в ценах 1994 года.
3 Инициативы Сообщества, включая 200 млн. экю (в ценах 1995 г.), образовавшиеся в результате пересмотра финансовых прогнозов Совета и предназначенные для финансирования мирной инициативы, но, не включая около 64 млн. экю, выделенные на сети.
Информация о работе Селективная поддержка регионального развития