Система государственного управления в Латвии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:29, реферат

Краткое описание

Латвия впервые обрела независимость после Октябрьской революции 1917 года в России. В состав российского государства большая часть ее территории (Видземе и Рига) вошла в 1721 году после поражения Швеции, которой тогда принадлежали эти земли, в Северной войне. В 1772 году, по первому разделу Польши, к России была присоединена Латгале. Западная часть Латвии, Курземе (Курляндия) вошла в состав России по третьему разделу Польши в 1795 году
После периода независимости в 1918-1940 годах, Латвия входила в состав СССР до 1991 года. Верховным Советом Латвийской ССР 4 мая 1990 года была принята Декларация о независимости, 21 августа 1991 года – решение о выходе из состава СССР, а в сентябре 1991 года СССР признал независимость Республики Латвия, вступившей после этого в ООН.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
1.Исторический контекст развития государственного управления Латвии..…4
2.Законодательная власть Латвии……………………………………………......6
3.Исполнительная власть Латвии………………………………………………..7
4.Судебная власть Латвии………………………………………………..………9
5.Местное управление и самоуправление Латвии…………………………….11
6.Рекомендации по оптимизации и модернизации системы государственного управления Латвии………………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ЛАТВИЯ.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

4.Судебная власть Латвии

 

В Латвийской Республике наряду с законодательной и исполнительной властью существует независимая судебная власть.[1]

Судебная власть осуществляется в соответствии с правовым принципом. Судья является независимым и подчиняется только закону. Судебная власть в Латвийской Республике принадлежит районным (городским) судам, окружным судам, Верховному суду и Конституционному суду, а в период чрезвычайного положения или в военное время – также военным судам.[1]

 Каждое лицо имеет право  на судебное разбирательство судебного дела в установленном законом процессуальном порядке. Не допускается образование специальных (чрезвычайных) судов, не соблюдающих установленные законом процессуальные нормы и заменяющих суды. Принципы и порядок рассмотрения судебных дел устанавливаются Конституцией, гражданскими процессуальными, уголовно-процессуальными и административными процессуальными законами, а также законом “О сохранении, использовании документов бывшего Комитета государственной безопасности и констатации факта сотрудничества лиц с КГБ”. Деятельность Конституционного суда регулируется Законом о Конституционном суде.  Деятельность военных судов регулирует Закон о военных судах.[6]

Лицо имеет право на судебную защиту от посягательств на его жизнь, здоровье, личную свободу, честь, достоинство и имущество. Каждому лицу гарантируется право на то, чтобы на основе полного равноправия при открытом рассмотрении дела в независимом и объективном суде были установлены права и обязанности данного лица или обоснованность предъявленного ему обвинения с соблюдением всех требований справедливости. Правосудие осуществляется судом независимо от происхождения лица, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, политических или иных взглядов.[6]

По гражданским делам правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел по спорам, связанным с защитой гражданских прав, трудовых прав, семейных прав и других прав и законных интересов физических и юридических лиц. По уголовным делам правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях обоснованности предъявленных лицам обвинений, оправдания невиновных лиц или же признания лиц виновными в совершении преступного деяния и определения им меры наказания. По административным делам суд осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, который распространяется на законность и обоснованность конкретных публично правовых отношений (административного акта или фактического действия учреждения), а также выясняет публично правовые обязанности или права лица. По делам об административных правонарушениях правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях лиц.[6]

Не допускается никакое ограничение осуществления правосудия, влияние, воздействие на него, прямые или косвенные угрозы, другое противоправное вмешательство в осуществление правосудия независимо от того, с какой целью и под каким предлогом это делается. В установленном законодательными актами порядке запрещаются демонстрации и пикеты в помещениях зданий судов. Любое воздействие на судью или судебного заседателя и вмешательство в осуществление правосудия наказывается в установленном законом порядке. Никто не имеет права требовать от судьи отчета или объяснений о том, как рассмотрено конкретное дело, или же разглашения высказанных во время совещания точек зрения.[6]

Уголовное дело против судьи может возбудить только Генеральный прокурор Латвийской Республики. Судья не может быть заключен под стражу и привлечен к уголовной ответственности без согласия Сейма. Постановление о заключении под стражу, принудительном приводе, задержании или обыске судьи принимает особо уполномоченный для этого судья Верховного суда. Если судья застигнут при совершении тяжкого или особо тяжкого преступного деяния, постановление о принудительном приводе, заключении под стражу или обыске не требуется, но в течение 24 часов об этом необходимо информировать особо уполномоченного судью Верховного суда или генерального прокурора.[6]

Народный заседатель во время исполнения обязанностей, связанных с осуществлением правосудия, не может быть привлечен к уголовной ответственности и заключен под стражу без согласия того самоуправления, которое его избрало. Постановление о заключении под стражу, принудительном приводе, задержании или обыске судебного заседателя принимает особо уполномоченный для этого судья Верховного суда. Если судебный заседатель застигнут при совершении тяжкого или особо тяжкого преступного деяния, постановление о принудительном приводе, заключении под стражу или обыске не требуется, но в течение 24 часов об этом необходимо информировать особо уполномоченного судью Верховного суда или соответствующее самоуправление.[6]

Приговор и решение суда вступают в законную силу после того, как истек срок их обжалования или опротестования и они не были обжалованы или опротестованы или же вышестоящий суд, рассмотрев жалобу или протест, оставил их без изменений или же изменил их без отмены приговора или решения. Приговор и решение, вступившие в законную силу, подлежат исполнению. В установленном законом порядке приговор и решение являются обязательными для суда при рассмотрении других дел, связанных с данным делом. Такие приговор и решение имеют силу закона, они для всех являются обязательными, и к ним следует относиться с таким же уважением, как к закону.[6]

 

5.Местное управление  и самоуправление Латвии

 

Структура и деятельность местных администраций регулируется законом «О местных органах власти» . 
Закон «О местных органах власти»  не содержит норм, ограничивающих процесс  формирования административной структуры  местных органов власти; наоборот, она определяется уставом каждого  местного органа власти. Административные офисы в районных центрах и городах разделяются, как правило, на управления и секции, но этих подразделений, как правило, нет в большинстве сельских органов управления, так как количество их сотрудников в большинстве случаев не превышает 5-7 человек. Каждый институт местного управления имеет собственную внутреннюю структуру управления.[7]

В соответствии с законом «О государственных  коммунальных службах», принятым 21 апреля 1994 года, административные учреждения местных органов власти входят в  перечень общественных и государственных служб. Впрочем, до сегодняшнего дня сотрудники местных органов власти не сдавали квалификационных экзаменов и не принимали участия в программах обучения государственных служащих. 
 В уставах местных органов власти указывается, существует ли в каждой административной территории должность исполнительного директора, который:

    • выполняет нормы положений и других нормативных актов, которые издаются советом;
    • контролирует деятельность руководителей учреждений местных органов власти;
    • готовит предложения для рассмотрения советом относительно аннулирования противоправных и неправомерных решений учреждений местных органов власти;
    • предлагает рекомендации относительно назначения или увольнения руководителей учреждений и предприятий местных органов власти;
    • предлагает рекомендации относительно формирования, реорганизации или ликвидации учреждений и предприятий местных органов власти;
    • управляет имуществом местных органов власти и финансовыми ресурсами, а также операциями в соответствии с процедурами и графиком, утвержденными советом;
    • разрабатывает проекты плана социального и экономического развития, застройки данной территории, а также бюджета местного органа власти и передает их на рассмотрение совета;
    • выполняет другие функции в соответствии с положениями уставов местных органов власти и решениями совета.

В местных органах власти, в которых отсутствует должность исполнительного директора, эти обязанности выполняются председателем совета.[7]

Местные органы власти могут сотрудничать с целью выполнения функций, которые  им поручены и в которых они  заинтересованы. Такое сотрудничество возможно в случае, если заключение договоров подряда не противоречит положениям местных уставов и не превышает размера бюджета местного органа самоуправления. 
14 октября 1998 года была предложена  очень важная поправка, позволяющая  местным  органам  власти, имеющим  общие интересы и  взаимное  согласие, создавать совместные  учреждения для выполнения ими  общих задач. Все местные органы  власти, принимающие в этом участие,  должны  были  согласовывать  и  одобрять одинаковые уставы, в  соответствии с которыми разрешалась деятельность совместных учреждений.[7] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Рекомендации по оптимизации  и модернизации системы государственного управления Латвии

 

Современному обществу приходится постоянно совершенствовать управление. Без этого оно как высокоорганизованная система не может обойтись. Управление должно обеспечивать устойчивость и одновременно динамизм сфер государственной и общественной жизни, оперативное реагирование на происходящие социально-экономические, научно-технические и иные процессы.

Государственное управление по своему назначению 
представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого 
практически реализуется исполнительная власть; понятия «государственное 
управление» и «исполнительная власть» используются в связке, зачастую дополняя друг друга. На сегодняшний день в Латвии региональный уровень власти не в полной мере централизован, а определяется уставом каждого  местного органа власти.  

Оптимизация системы государственного управления допускает необходимость создания единой вертикали исполнительной власти, строгое соблюдение принципа профессионализма и компетенции государственных служащих.

Организация отношений между центром и регионами на основе партнерства, на совершенствование системы государственного управления, на более полное и справедливое разграничение предметов ведения и полномочий в различных сферах. При этом было бы целесообразно разграничение предметов ведения и полномочий государственного строительства, представлять как передачу компетенции и властных полномочий на нижестоящий уровень на основе принципа субсидиарности и повышение ответственности органов власти за исполнение своих собственных или делегированных полномочий.

Органы местного самоуправления автономны по вопросам их компетенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указания, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос (например, сколько средств отвести в местном бюджете на цели образования, возвести ли мост через ручеек или построить сельский клуб и т.д.). Для оптимизации и модернизации системы государственного управления Латвии считаем необходимым рассматривать органы местного самоуправления как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром.

В основе определения сущности исполнительной власти лежит принцип (теория) разделения властей. В целом реализация государственной власти, государственного управления происходит путем общепринятого функционального подхода, такого как принятие решения, его исполнение и осуществление соответствующего контроля над исполнением.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны, в сущности, осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть, и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Конституция Латвийской Республики: [Электронный ресурс], режим доступа:- cvk.lv; дата доступа:-20.04.2014

2.Закон «Об устройстве государственного управления Латвии» : [Электронный ресурс], режим доступа:- constitutions.ru; дата доступа:-20.04.2014

3.Географическая энциклопедия: [Электронный ресурс], режим доступа:- dic.academic.ru; дата доступа:-20.04.2014

4.Сейм Латвии: [Электронный ресурс], режим доступа:- ru.wikipedia.org; дата доступа:-20.04.2014

5.Латвия: [Электронный ресурс], режим доступа:- comenter.ucoz.ru; дата доступа:-20.04.2014

6.Закон Латвии о судебной системе: [Электронный ресурс], режим доступа:- worldconstitutions.ru; дата доступа:-20.04.2014

Информация о работе Система государственного управления в Латвии