Система нормативно – правовых актов в сфере регулирования местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 02:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в системном анализе системы правового регулирования института местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить правовую основу местного самоуправления;
- рассмотреть историю развития правовой основы местного самоуправления в России;
- раскрыть сущность системы нормативно – правовых актов в сфере регулирования местного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………..…………………………………………3
Институт правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………….……………5
Правовая основа местного самоуправления: понятие и состав…………………5
1.2 История развития правовой основы местного самоуправления в России…….…11
2 Система нормативно – правовых актов в сфере регулирования местного самоуправления…………………………………………………………...……………19
2.1 Федеральное законодательство как основа организации и функционирования местного самоуправления……………………………………………………….………19
2.2 Европейская хартия местного самоуправления в правовой системе Российской Федерации………………………………………………………………………………22
2.3 Специфика правового регулирования местного самоуправления в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации…………...……26
Заключение…………………………………………………………………………...…31
Библиографический список…………………………………………………..………33

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya-munitsipalnoe (1).docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

Наконец, в тексте части III, трактующей заключительные положения, также имеется возможность ограничения  действия Хартии, сформулированная в  форме территориальной оговорки. Статья 13 предусматривает, что «в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты или  документа о принятии, одобрении  или присоединении к Хартии любое  государство может указать территорию или территории, в отношении которых  будет применяться настоящая  Хартия»18.

Итак, Европейская Хартия местного самоуправления имеет важное значение для законодательства Российской Федерации, являясь международно-правовым источником российского муниципального права. Однако Конституция Российской Федерации и Федеральные Конституционные законы Российской Федерации имеют по отношению к Хартии высшую юридическую силу, что касается, в том числе, и правовых норм, содержащихся в статьях Конституции Российской Федерации. Кроме того, самим текстом Хартии определено, что с момента ее ратификации государство обязано соблюдать не все нормы, а только изложенные в определенном числе пунктов текста Хартии.

Несмотря на указанные  ограничения, руководство Российской Федерации придает большое значение постепенной реализации положений  Хартии, которая признается ориентиром развития муниципального права России. Об этом свидетельствует и тот  факт, что проект нового федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» прошел экспертизу в европейских  экспертных организациях, в том числе, на предмет соответствия духу и букве  Европейской Хартии местного самоуправления19.

 

2.3 Специфика правового  регулирования местного самоуправления  в муниципальных образованиях  и субъектах Российской Федерации

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  подразделяются на законы и подзаконные  акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции  республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью  местному самоуправлению, а также  содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении20.

Нормы, регулирующие отношения  в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик, в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений  в системе местного самоуправления.

К полномочиям органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в области  местного самоуправления относятся:

- правовое регулирование  вопросов организации местного  самоуправления в субъектах Российской  Федерации в случаях и порядке,  установленных Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»21;

- правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и их должностных лиц в области  местного самоуправления в случаях  и порядке, установленных федеральными  законами;

- правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления при осуществлении  отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления  наделены законами субъектов  Российской Федерации в порядке,  установленном Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»22.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в отношении  муниципальных образований и  органов местного самоуправления допускается  только в случаях и порядке, установленных  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов  Российской Федерации.

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации  местного самоуправления и устанавливающих  права, обязанности и ответственность  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы.

Основным нормативным  правовым актом муниципального образования  является его устав. Устав регулирует отношения, которые касаются всех сфер жизни местного самоуправления.

Имея всеобъемлющий характер, устав, тем не менее, не может и  не должен детально регулировать все  общественные отношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Более детальная регламентация  осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной  особенностью уставов является также  и то, что они представляют собой  правовые акты, посредством которых  фиксируется правовой статус муниципальных  образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).

Устав города - основной нормативный  правовой акт, устанавливающий правовые, экономические, финансовые и социальные основы организации местного самоуправления. Устав имеет высшую юридическую  силу по отношению к иным нормативным  правовым актам органов и должностных  лиц местного самоуправления. Устав  определяет предметы ведения города, его территориальное устройство, статус органов местного самоуправления, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы деятельности органов местного самоуправления, формы прямого волеизъявления жителей  города и их участия в решении  вопросов местного значения. Действие устава по вопросам местного самоуправления распространяется на деятельность всех находящихся на территории города органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, организаций  независимо от их организационно-правовых форм, общественных объединений, должностных  лиц и населения города.

Устав муниципального образования  характеризуется особым порядком принятия, внесения в него изменений или  дополнений.

Отказ в государственной  регистрации устава муниципального образования, акта о внесении изменений  и дополнений в устав, а также  нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, акта о  внесении в устав изменений и  дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, акт о внесении в устав изменений  и дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после  их государственной регистрации  и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру  органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и  выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после  истечения срока полномочий представительного  органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о  внесении в устав указанных изменений  и дополнений.

Подводя итог, следует отметить, основным условием развития местного самоуправления, проявления его настоящей  сущности является действующий механизм реализации полномочий органами местного самоуправления в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения  на территории конкретного муниципального образования. Нормальное функционирование местного самоуправления зависит, прежде всего, от эффективно работающих  органов  местного самоуправления и достаточно финансов – материальной базы местного самоуправления. Задача государства  – проявить должный интерес и  политическую волю в развитии и укреплении местного самоуправления.

 

 

 

 

 

Заключение

В работе была подробно рассмотрена  правовая основа местного самоуправления, был дан обзор основных правовых нормативных актов местного самоуправления Российской Федерации, раскрыты основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов  субъектов Российской Федерации  и нормативно-правовых актов, принимаемых  в системе местного самоуправления.

В курсовой работе раскрывается общая характеристика понятия правовой основы муниципальных образований, освещается структура системы нормативно-правовых актов, дан перечень основных правовых нормативных актов в системе  местного самоуправления, а также  рассмотрен международно-правовой документ Европейская хартия о местном  самоуправлении, основной закон страны Конституция Российская Федерация, как важнейшего документа федерального значения, регламентирующего деятельность местного самоуправления, на котором  должны базироваться все остальные  нормативно-правовые акты. Основные положения  федеральных законов и подзаконных  нормативных актов о деятельности муниципальных образований освещены. Базовым специальным законом, регулирующим отношения в системе местного самоуправления является Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В работе также освещены современные проблемы сохранения единого  правового пространства страны, проблемы формирования материальных и финансовых ресурсов муниципальных образований, проблемы, касающихся пределов вмешательства  органов местного самоуправления в  экономическую деятельность на территории муниципального образования.

На пути становления местного самоуправления как элемента народовластия  и одной из основ конституционного строя России стоят как объективные, так и субъективные проблемы. Их скорейшее решение будет способствовать продвижению населения страны к  свободе и благосостоянию. В числе  всех прочих видов независимости, независимость  местного сообщества, столь трудно утверждаемая, более всех подвержена вмешательству центральных и местных властей. Сами по себе институты местного самоуправления не способны противостоять государству. Пока независимость населения городских и сельских поселений по решению вопросов местного значения не войдет в обычай всего общества, ее без труда можно уничтожить, а стать обычной для общества она может только после того, как долгое время просуществует в последовательно реализуемых законах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Нормативные акты, судебная практика

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года: в ред. законов о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 декаб. 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ // Рос. газета. - 1993. - 25 декаб.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 40, ст. 3822.
  3. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995 г. -№ 29, ст.2757.
  4. Устав Балаковского муниципального района Саратовской области [Электронный ресурс]: принят на референдуме 22 декабря 1996: с изм. и доп. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».

Международные документы

  1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985).  Конвенция ратифицирована Федеральным законом: от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации.-1998.- № 36, ст. 4466.

Специальная, научная и учебная литература

 

6. Автономов, А.С. Учебное пособие:  Правовые и финансовые основы  самоуправления в Российской  Федерации. М.: Экмос, 2009.

7. Баранчиков, В.А. Муниципальное  право: учебник - М.: ЮНИТИ, 2010.

8. Бондарь, Н.С. Муниципальное  право Российской Федерации: учебник  для вузов / В.И. Авсеенко, С.Н.  Бочаров. - М.: Просвещение, 2011.

Информация о работе Система нормативно – правовых актов в сфере регулирования местного самоуправления