Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:23, контрольная работа
Цель данной курсовой работы попытаться исследовать тему система права, ее понятие и структуру. Задачи - раскрыть понятие системы права, детально подойти и раскрыть непосредственно структурные элементы системы права.
Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.
Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.
Введение
1. Понятие системы права. Система права и правовая система
2. Структурные элементы системы права
3. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права
4. Публичное и частное право
5. Характеристика отраслей российского права
6. Система права и система законодательства
Заключение
Литература
6. Трудовое право -- это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.
7. Семейное право -- отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.
8.
Гражданско-процессуальное
9.
Уголовное право представляет
собой комплекс норм, которые
устанавливают, какое
10.
Уголовно-процессуальное право
11.
Исправительно-трудовое право
3. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права
Предмет
и метод правового
Каждая
отрасль объединяет такие правовые
нормы, которые регулируют особый, качественно
определенный вид общественных отношений,
объективно требующий специфической
правовой регламентации. Объединение
правовых норм в отрасли права
происходит в силу объективных причин,
не зависящих от усмотрения правотворческих
органов. Главным фактором, обусловливающим
отличие одной отрасли права
от другой, является своеобразие общественных
отношений, которые регулируются этими
отраслями права. Отношения, регулируемые
нормами различных отраслей права,
отличаются друг от друга своим содержанием,
конкретными целями и задачами. Так,
нормы административного права
регулируют отношения, связанные с
исполнительными функциями
Предмет правового регулирования -- это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть “свой предмет” т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет “свое законодательство”, как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).
Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования
Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.
Метод правового регулирования - это особый юридический режим, который во многом ориентирован на способы правового регулирования - дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное.
Метод
правового регулирования
специфического
способа взаимосвязи прав и обязанностей
между участниками
Каждая
отрасль права имеет достаточно
широкий спектр мер государственного
принуждения, которые могут быть
применены к нарушителям
4. Публичное и частное право
Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus pri vatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное -- которое относится к пользе отдельных лиц. [9, С 486] В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.
Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.
Советская
официальная юридическая
Нарождающиеся
институты рыночной экономики, признание
частной собственности
Не менее значимо и то, что разграничение публично и частноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма. Внедрение данного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать, таким образом, свою волю всему обществу. Интеграция России в сообщество европейских государств -- Совет Европы -- предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом.
Понятно, что деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать решению означенной проблемы.
Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву?
Сущность частного права выражена в его принципах -- независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право -- это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.
Иное
дело сфера действия публичного права.
В публично правовых отношениях государства
стороны выступают как
Частное право -- это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право -- это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.
Система публичного и частного права. Она обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы.
Абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовые элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление - определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.
Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодательства -- административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права -- процессуальное (судебное) право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом. Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сей час создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).
Система
права находится под
Надо отметить, что не все национальные системы права знают деление права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, право справедливости и статутное право. [6,С 238]
5. Характеристика отраслей российского права
Конституционное право -- ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования -- исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия -- установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений -- конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).
Информация о работе Система права и система законодательства