Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:33, реферат
Целью работы является совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития регионов РФ;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов финансовой поддержки регионов РФ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
Институт государственного и муниципального управления
ТЕМА: «Совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ»
Выполнил: студентка 5 курса з/о
Специальность 0504
Федотова Е.А
Проверил:
Колпино
2012
ВВЕДЕНИЕ
Становление и дальнейшее
развитие рыночных отношений в нашей
стране тесно связано с повышением
эффективности
Анализ экономической ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли регионов РФ, представляющих собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост. В период трансформационных преобразований развитие регионов РФ способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка.
Вместе с тем регионам в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие вопросы, связанные с деятельностью регионов РФ, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.
Целью работы является совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития регионов РФ;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов финансовой поддержки регионов РФ.
1. Основные цели региональной политики в Российской Федерации
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации1.
Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.
Регион может
совпадать с границами
Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются2:
-обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
-обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
-выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
-предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
-приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
-максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
-становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
2. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления
Сохранение и укрепление единства и правового пространства Российского государства во многом зависит от успешного формирования федеративных отношений, организации взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Решение задач
территориального развития требует
совершенствования механизма
При разработке
общероссийских прогнозов и программ
особое место должно быть отведено
региональному аспекту. Это даст
регионам необходимые ориентиры, позволяющие
им определить господствующие тенденции,
примерные количественные параметры
социально-экономического развития, свое
место в межрегиональном
В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие).
Важнейшими
исходными пунктами должны стать
прогнозирование
Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов.
Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики.
В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как4:
-участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
-размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
-поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
-содействие активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;
-создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
-содействие малому и среднему бизнесу.
Ведущим в
области совершенствования
Это позволит
уменьшить неоправданные
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить5:
-бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;
-законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
-возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации;
-сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы;
-право - в пределах автономных финансовых ресурсов - самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
-контроль целевого расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.
Способы передачи средств из вышестоящих бюджетов:
1) отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом;
2) дотации - для покрытия текущих расходов;
3) субвенция - целевая передача средств;
4) субсидия - долевое финансирование целевых расходов;
5) бюджетные ссуды - в
случае кассовых разрывов
6) бюджетные кредиты,
Недостатки всех перечисленных видов финансовой помощи:
· субъективизм в перераспределении бюджетных средств,
· зависимость территориальных органов власти от вышестоящих,
· наличие элементов иждивенчества у территориальных органов.
Все это требует совершенствования методов предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам.
I. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету.
В составе федерального бюджета созданы:
1) Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР);
2) Фонд регионального развития;
3) Фонд компенсации;
4) Фонд софинансирования социальных расходов;
5) Фонд реформирования региональных финансов;
1. Федеральный фонд финансовой поддержки регионов
Действует с 1994 г. Фонд образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Методика его распределения неоднократно изменялась.
Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.
2. Объем дотаций из
Фонда, выделяемых субъекту РФ,
рассчитывается в 2 этапа, причем
для каждого из них
ФФПР =Т1 +Т2 (12.2)
где ФФПР - общий объем дотаций из Фонда субъекту РФ; Т1 Т2 - объемы дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на первом и на втором этапе соответственно.
На первом этапе объем
дотаций распределяется между субъектами
РФ, уровень расчетной бюджетной
обеспеченности которых не превышает
уровень первого критерия выравнивания
(85%). На II этапе объем дотаций
2. Фонд регионального развития был создан в 2000 г. Он предназначен для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства фонда выделяются для финансирования федеральных программ развития регионов.
3. Фонд компенсации создан в 2001 г. Средства этого фонда в виде целевых субвенций направляются на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). Цель его - обеспечение равного доступа всех граждан к социальным гарантиям государства.
4. Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 году в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с предоставлением населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Информация о работе Совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ