Статус главы муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:25, реферат

Краткое описание

Глава муниципального образования, это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления.

Содержание

1. Глава муниципального образования: понятие, модели замещения должности, его место в системе органов местной власти…………………..3
2. Права и обязанности главы муниципального образования…………...11
3. Особенности и основания привлечения к ответственности главы муниципального образования в Российской Федерации…………………15
Задача……………………………………………………….…………………...17
Тесты…………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………….1

Вложенные файлы: 1 файл

статус главы муниципального образования.docx

— 33.74 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1. Глава муниципального  образования: понятие, модели  замещения должности, его место  в системе органов местной  власти…………………..3

2. Права и обязанности  главы муниципального образования…………...11

3. Особенности  и основания привлечения к  ответственности главы муниципального  образования в Российской Федерации…………………15

Задача……………………………………………………….…………………...17

Тесты…………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Глава муниципального  образования: понятие, модели  замещения должности, его место  в системе органов местной  власти

Глава муниципального образования, это высшее должностное лицо самоуправляющейся  единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» наделяет глав муниципальных образований  положением единоличных органов местного самоуправления.

Глава муниципального образования  в соответствии со ст. 36 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является обязательным должностным лицом местного самоуправления. Единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание.

Известны два альтернативных способа выборов главы муниципального образования:

- населением на основе  всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании;

– представительным органом из своего состава.

Выбор одного из них зависит  от населения, которое в соответствии со ст. 130 Конституции РФ определяет структуру органов местного самоуправления.

За моделью избрания высшего  должностного лица самоуправления должен последовать выбор выполняемой  им функциональной нагрузки. Дело в  том, что глава муниципального образования  может входить в состав представительного  органа с правом решающего голоса и являться его председателем.

В другом случае избранный  населением глава вправе руководить местной администрацией. Оба варианта предполагают выполнение разного рода обязанностей. Один глава тяготеет к представительной власти, другой в максимальной степени приближен  к исполнительной власти местного самоуправления с ее полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным хозяйством.

Федеральный законодатель особо  подчеркивает, что в муниципальном  районе глава является председателем  представительного органа, сформированного  из депутатов и руководителей  поселений, входящих в состав этого  муниципального района.

Претендент должен обладать пассивным избирательным правом: наличие российского гражданства  и достижение на день голосования  возраста 21 года. Региональное законодательство не может превысить возрастной предел, допустимо лишь его снижение в  субъектах Федерации.

Наименование главы муниципального образования устанавливается законом  субъекта Федерации. Срок его полномочий определяется уставом муниципального образования. Он не может быть менее  двух и более пяти лет.

Срок полномочий глав, избираемых представительными органами из своего состава, равен сроку полномочий этих органов. Полномочия начинаются со дня вступления в должность (обычно не позднее двух недель с момента  избрания) и прекращаются в день вступления в должность вновь  избранного главы. Период вступления в  должность служит для передачи документов, разнообразных атрибутов власти, представляя собой своеобразный переходный этап, необходимый для  приобретения властных функций.

Полномочия глав муниципальных  образований делятся на несколько  крупных направлений:

– представительские,

– нормотворческие,

– контрольные полномочия,

– полномочия по руководству с их разделением на подвиды (организационные, координационные и т.д.).

Полномочия глав могут  быть перераспределены в зависимости  от роли главы муниципального образования  в системе местной власти (например, для главы, являющегося одновременно руководителем администрации, в  значительной степени присущи властно-управленческие, нормотворческие полномочия по руководству  всеми отраслями местного хозяйства, структурными звеньями администрации; руководитель муниципального образования  – председатель думы – в большей мере сосредоточен на организационно-контрольных полномочиях).

Общим для глав будут представительские  полномочия в отношениях с другими  органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями. Они вправе без  доверенностей действовать от имени  муниципальных образований. Типичными  будут также нормотворческие  полномочия, связанные с изданием правовых актов (постановлений и  распоряжений) по вопросам организации  и деятельности представительного  органа.

Глава – руководитель местной администрации, который по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий издает постановления, а по вопросам организации работы администрации – распоряжения. Общими будут контрольные полномочия за деятельностью подчиненных, соблюдением ими законодательства РФ и ее субъектов. Сами руководители муниципальных образований подконтрольны и подотчетны населению и представительному органу.

Полномочия глав прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения  от должности; признания судом недееспособным или ограничено дееспособным; признание  судом безвестно отсутствующим  или умершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное местожительство; прекращения российского  гражданства; отзыва избирателей; установления в судебном порядке стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования.

В отношении муниципальных  лидеров действуют некоторые  ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных  органов государственной власти российских регионов. Им запрещено  быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом  не одобряется предпринимательская  или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

На глав муниципальных  образований распространяется неприкосновенность при привлечении к уголовной  ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, при проведении оперативно-розыскных  мероприятий. Соответствующие вопросы  предполагается регламентировать отдельными законодательными актами Российской Федерации.

Полномочия главы г. Ярославля:

Мэр города как высшее должностное  лицо города осуществляет следующие  полномочия:

1) представляет город  Ярославль в отношениях с органами  местного самоуправления других  муниципальных образований, органами  государственной власти, гражданами  и организациями, без доверенности  действует от имени города  Ярославля;

2) подписывает и обнародует  в порядке, установленном настоящим  Уставом, нормативные правовые  акты, принятые муниципалитетом  города Ярославля;

3) имеет право отклонить  нормативный правовой акт, принятый  муниципалитетом города;

4) обеспечивает осуществление  органами городского самоуправления  полномочий по решению вопросов  местного значения и отдельных  государственных полномочий, переданных  органам городского самоуправления  федеральными законами и законами  Ярославской области;

5) вправе требовать созыва  внеочередного заседания муниципалитета  города Ярославля;

6) представляет муниципалитету  города ежегодные отчеты о  результатах своей деятельности, деятельности мэрии города Ярославля,  в том числе о решении вопросов, поставленных муниципалитетом города;

7) ежегодно информирует  население о социально-экономическом  положении города Ярославля;

8) осуществляет иные полномочия, которые отнесены к полномочиям  глав муниципальных образований  федеральными законами, законами  Ярославской области, настоящим  Уставом и решениями муниципалитета.

Мэр города как руководитель мэрии города осуществляет следующие  полномочия:

1) руководит деятельностью  мэрии города;

2) определяет структуру  мэрии города и представляет  ее на утверждение муниципалитету  города;

3) определяет функции  и полномочия структурных подразделений  мэрии и их штаты;

4) разрабатывает и утверждает  положения о структурных подразделениях  мэрии города, не наделенных правами  юридического лица; разрабатывает  и представляет в муниципалитет  города для утверждения положения  о структурных подразделениях  мэрии города, наделенных правами  юридического лица;

5) согласовывает с муниципалитетом  города заключение трудовых договоров  с первыми заместителями мэра  города, за исключением случаев  возникновения трудовых отношений  с указанными лицами на основании  трудового договора в результате  избрания по конкурсу;

51) назначает граждан, поступающих на муниципальную службу, на должность муниципальной службы на условиях трудового договора;

6) осуществляет правовое  регулирование муниципальной службы  по вопросам, отнесенным к ведению  органов местного самоуправления  в соответствии с федеральными  законами, законами Ярославской  области;

7) определяет в соответствии  с федеральными законами, законами  Ярославской области порядок  участия муниципального служащего  в управлении коммерческой организацией;

8) заключает трудовые  договоры с работниками мэрии,  не являющимися муниципальными  служащими;

9) представляет мэрию  города в отношениях с органами  местного самоуправления других  муниципальных образований, органами  государственной власти, гражданами  и организациями;

10) издает правовые акты  мэрии города Ярославля по вопросам, отнесенным к полномочиям мэрии города, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области, а также по вопросам организации деятельности мэрии города;

11) принимает решение об  инициативе проведения городского  референдума;

111) назначает публичные слушания и собрания граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами и настоящим Уставом;

12) осуществляет регистрацию  уставов территориального общественного  самоуправления;

13) организует прием граждан,  рассмотрение заявлений, предложений  и жалоб граждан, принятие по  ним решений;

14) утверждает основные  направления бюджетной и налоговой  политики города;

141) одобряет прогноз социально-экономического развития города;

15) вносит на рассмотрение  муниципалитета города проект  бюджета города с необходимыми  документами и материалами, предусмотренными  Бюджетным кодексом Российской  Федерации, и отчет об исполнении  бюджета города, а также проекты  нормативных правовых актов, предусматривающие  установление, изменение и отмену  местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета города;

16) открывает и закрывает  счета в банковских учреждениях,  распоряжается средствами мэрии,  подписывает финансовые документы;

17) утверждает технические  задания по разработке инвестиционных  программ организаций коммунального  комплекса по развитию систем  коммунальной инфраструктуры;

18) принимает решение о  подготовке проекта генерального  плана города (внесение изменений  в генеральный план);

19) утверждает план реализации  генерального плана города;

20) принимает решение о  подготовке проекта правил землепользования  и застройки территории города;

21) утверждает подготовленную  на основе генерального плана  города, правил землепользования  и застройки документацию по  планировке территории за исключением  случаев, предусмотренных Градостроительным  кодексом Российской Федерации;

22) представляет к награждению  наградами города и присуждению  почетных званий города;

23) осуществляет иные полномочия  в соответствии с федеральными  законами, законами Ярославской  области, настоящим Уставом и  решениями муниципалитета.

Информация о работе Статус главы муниципального образования