Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа
Основной задачей демократического общественного устройства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан. Решить такую задачу невозможно без самоуправления в территориальных образованиях компактного проживания людей. Именно на этом уровне ежедневно обеспечивается безопасность граждан, предоставляются медицинское обслуживание, дается возможность получения образования, создаются рабочие места, оказываются транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.
Целью настоящей работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления, анализ территориальных основ местного самоуправления, статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.
Введение.3
1. Теории местного самоуправления. …………………………………………4
1.1.Понятие и предпосылки развития теорий местного самоуправления…….4
1.2. Условия возникновения теорий местного самоуправления…………….5
1.3. Теория свободной общины………………………………………………..6
1.4. Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления...8
1.5. Государственная теория самоуправления………………………………..9
1.6. Иные теории местного самоуправления…………………………………..12
2.Территориальные основы местного самоуправления………………………14
2.1. Понятие «местного самоуправления», принципы его организации…….14
2.2.Общая характеристика территорий муниципальных образований………17
3.Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Следует признать, что, определив
общий для всех субъектов Федерации
порядок территориальной
Муниципальный район - это
не административный район. В первом
случае ставится цель успешного осуществления
самоуправленческих дел местного значения,
во втором - задача решения государственных
дел. Теоретически можно предположить возникновение наряду
с муниципальным образованием административно-
Тем не менее это не
ведет к выводу о ненужности государственно-правового
института административно-
Вне границ муниципальных
образований существуют административно-
Таким образом, организационно-правовые
институты «административно-
Федеральный закон №131-ФЗ
устранился от определения этого соотношения,
передоверив решение этой задачи законодательству
об административно-
Однако законы субъектов
Федерации фактически эту задачу
решать не стали, ограничившись «косметическими»
изменениями ряда нормативных установлений.
Правда, в некоторых регионах попытались
соотнести обе системы территориального
устройства. Но сделано это было вразнобой,
чрезвычайно непоследовательно. Поэтому
та и другая система как бы остались самостоятельными,
хотя и совмещенными. При этом система
территориального устройства местного
самоуправления находится теперь под
нормативным воздействием Федерального
закона №131-ФЗ, а система административного
устройства субъекта Федерации регулируется
региональным законодательством. В Законе
об административно-
Но поскольку территориальное
устройство местного самоуправления сближено
с административно-территориаль
В некоторых региональных
законах об административно-
Но такие формулы
в законах - редкость. Да и провозглашаемые
ими принципы обычно не развиваются, оставаясь
декларациями наряду с подробнейшим изложением
административно-
По сути дела, Федеральный закон описанию населенных пунктов как таковых уделил очень мало внимания. Понятие «населенный пункт» отсутствует в перечне основных терминов и понятий, используемых для целей данного Закона (ст. 2). В нем упоминаются «населенные пункты», «поселки», «города», «территории поселков и сельских населенных пунктов». Что такое сельский или городской населенный пункт, что такое поселок - сельский или городской - из Закона понять нельзя. А ведь это исходные территориальные единицы, на базе которых и возникают муниципальные образования. И тут, с нашей точки зрения, - один из существенных просчетов законодателя, понадеявшегося, надо полагать, на то, что все «и так известно». Главное - определить, сколько населенных пунктов должно быть в сельском поселении и какова должна быть пешеходная доступность до центра этого поселения или транспортная доступность до центра муниципального района.
Действительно, что такое населенный пункт, городской он или сельский, и как различаются между собой городские и сельские населенные пункты в каждом регионе, известно. Все дело в том, что в разных регионах они определяются неодинаково, и потому в ряде субъектов Федерации приходится «подгонять» их к требованиям федерального закона, не всегда эти требования соблюдая.
С одной стороны, дарованная
в этом отношении свобода регионам
имеет позитивный смысл, поскольку
позволяет муниципальным и
Единое содержательное
представление о городских
К категории курортных поселков причисляются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, численностью населения не менее 2 тыс. человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения. К категории дачных поселков относятся населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха.
Существенный смысл Указа состоит в том, что одним из определяющих показателей, позволяющих относить населенные пункты к разным их категориям, является занятие жителей этих мест. К сожалению, правовая ситуация с Указом проблемна, во-первых, из-за отсутствия ясности, действует ли этот акт в принципе в нынешних условиях и, во-вторых, если действует, то в какой части.
Формально Указ не отменен, но отношение к этому факту двойственное как у федеральных, так и у региональных властей. В одном из разъяснений норм Федерального закона №131-ФЗ Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления занял позицию, в соответствии с которой при определении статуса поселка (сельский - городской) следует руководствоваться нормативными актами, по которым он был создан. «Если статус поселка не был установлен при его создании, то определить его можно на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. В соответствии с положениями этого Указа к городским поселкам (городским населенным пунктам) относятся рабочие, курортные и дачные поселки, а все остальные населенные пункты, в том числе поселки - к сельским.
Таким образом, Комитет признает Указ действующим актом, но условно. Он полагает допустимым определение статуса поселка какими-то другими актами, федеральными или региональными, и трактует его в том смысле, что он предполагает возможность образования сельских поселков, хотя на самом деле Указ вообще не предусматривает категории таких поселков. Согласно точному смыслу документа поселок является разновидностью только городских населенных пунктов.
Ситуация еще более запуталась, когда, внося исправления в текст Федерального закона №131-ФЗ, законодатели установили, что в состав сельского поселения могут входить не только сельские населенные пункты, как было изначально, но и поселки (п. 6 ч. 1 ст. 11). Что это за поселки, каковы их признаки, чем отличается сельский поселок от городского - неизвестно.
Отношение субъектов
Федерации к Указу Президиума
Верховного Совета РСФСР еще сложнее.
Они приняли свои Законы об административно-
Информация о работе Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления