Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:29, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Для каждого сценарии должны быть указаны: преимущества, недостатки, риски.
Конечный результат этапа анализа:
формулировка гипотез, относительно возможных направлений развития города, позволяющих максимально использовать сильные стороны, определение желаемого будущего города;
выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие;
выдвижение нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший период.
2.
Разработка Стратегического
Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива.
Главная цель (перспектива) должна включать следующие четыре элемента:
Временное измерение;
Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение брэнда, сделанного в городе);
«Движущие силы»;
Флагманские проекты.
Под перспективой подразумевается ясная генеральная цель или картина желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.
3.
Разработка Стратегического
Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений – 3–6, целей – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются следующие направления:
– улучшение общих условий для бизнеса,
– развитие определенных групп отраслей и производств,
– развитие инфраструктуры,
– реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).
Чем более специфичны применительно к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.
При разработке стратегического плана целесообразно двигаться от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.
Оценка
и последующий отбор
социальную эффективность расходования средств;
бюджетную эффективность расходования средств;
эффективность
использования городских
Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов.
4.
Мониторинг стратегического
Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности Стратегического плана.
В ходе мониторинга Стратегического плана решаются следующие задачи:
стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов,
оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей,
оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер,
поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.
Мониторинг Стратегического плана включает в себя три составные части:
Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.
Мониторинг общих результатов реализации Стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три подблока – а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана.
Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).
2.
Концепция социально-
Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации включает в себя:
1
Историко-географическую
2
Оценку уровня жизни – это
демография и занятость
3
Оценку социальной сферы
4.
Анализ внешнеэкономической
5.
Финансы муниципального
6
Муниципальное имущество и
7 Муниципальные предприятия в экономике городского округа.
8
Предприятия жилищно-
9
Предприятия розничной
10
Анализ структуры управления
городским округом «Город Чита»
Анализ внутренней среды развития городского округа
При анализе внутренней среды городского округа «Город Чита» оцениваются конкурентные преимущества и недостатки города с учетом тенденций развития внешней среды до 2022 г. (Таблица №1).
Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки
Оцениваемая группа факторов внутренней среды
Преимущества
Недостатки
География
и геополитическое положение Пр
Население
и демографическая ситуация Бол
Пространственная организация и ее административное регулирование Наличие территориальных резервов для строительства жилья, общественно-деловых и производственных объектов Наличие кадастровой оценки земли. Значительная дифференциация между отдельными районами города в плотности жилой застройки и общественно-деловых и производственных объектов.
Политическая и правовая среда
Приверженность
большинства населения
Отсутствие серьезных политических конфликтов. Развитая правовая база в сфере рынка недвижимости.
Усиление
диспропорции в объеме полномочий и
предметов ведения между
Городская
среда и инфраструктура Транспо
Экономика Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг. Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность ряда производств. Высокий туристский потенциал. Значительный износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики. Низкий уровень доходов населения. Отставание в темпах развития от ряда ведущих российских регионов и городов.
Социальная сфера Относительно развиты системы образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора в системах образования и медицины.
Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений этих систем.
Высокий уровень преступности.
Анализ сочетания внешних и внутренних факторов
Анализ сочетания внешних и внутренних факторов развития городского округа «Город Чита» позволяет сделать следующий прогноз:
Многоотраслевая
структура экономики в
Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку города, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов.
Приграничное положение города, его близость к странам Азии, в сочетании с ростом международной торговли будут способствовать развитию города как важнейшего транспортного и торгового узла Россия – Азия.
Наличие памятников истории и культуры, рекреационных зон в сочетании с ростом туризма должны быть использованы для увеличения посещаемости города туристами и развития туристической инфраструктуры в городе.
В целом во внешней и внутренней среде города содержится значительный потенциал успешного развития. Поэтому деятельность всего городского сообщества и, особенно, власти должна быть целенаправленно ориентирована на использование имеющихся преимуществ и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков и предупреждением потенциальных угроз.
Проблемы и конкурентные преимущества социально-экономического развития городского округа
Оценка современного состояния экономики и социальной сферы города (Приложение №1 SWОТ-анализ) позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ городского округа «Город Чита», создающих условия для его социально-экономического развития:
статус областного центра;
близость
к динамично развивающимся
выгодное географическое расположение на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, водных, автомобильных, авиационных, информ-х): Транссибирская железнодорожная магистраль, кроссполярные воздушные маршруты между Северной Америкой, Северо – и Юго-Восточной Азией); международный аэропорт (аэропорт Чита является аэропортом федерального значения и связывает областной центр с более 20-ю городами России и зарубежьем); федеральная автодорога «Амур»;
наличие рекреационных ресурсов.
наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением;
удачное
градостроительное решение
высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи;
наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
развитая транспортная система городского округа;
значительный
научно-образовательный
наличие развитой финансово-кредитной системы;
наличие традиций и международного авторитета в сфере культуры, искусства, спорта и сохранения духовных ценностей;
туристическая
привлекательность городской
Несмотря
на имеющиеся положительные
К основным факторам, сдерживающим социальное и экономическое развитие города, можно отнести:
Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования