Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбор стратегии местного развития может оказать серьезное влияние на модель городского развития. Традиционно регионами с самым большим экономическим потенциалом являлись те, которые имели легкий доступ к топливным ресурсам, сырью, капиталу, дешевому труду низкой квалификации и крупным местным рынкам. Эти естественные преимущества в новых условиях стали терять свою значимость с развитием новых информационных технологий, систем транспортировки и телекоммуникаций. Исследования показывают, что современный бизнес оказывает огромное влияние на качество местной жизни, ее соответствие условиям современной жизни. Процветание предпринимательства происходит именно в тех регионах и городах, где относительно высок уровень жизни, где можно привлечь квалифицированный труд, где возможен доступ к современным средствам обслуживания и коммуникаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность стратегического планирования и требования к структуре муниципального управления 6
1.1. Сущность стратегического планирования 6
1.2. Стратегическое планирование и требования к структуре муниципального управления. 9
Глава 2. Основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. 19
2.1. Оценка местной экономики 19
2.2. Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий 34
2.3. Выявление, оценка и распределение проектов по приоритетам и составление планов действий 38
2.4. Внедрение планов действия, мониторинг и оценка результатов 39
Глава 3.Анализ стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования 42
3.1. Стратегическое планирование социально-экономического развития Киржачского района 42
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение……………………………………………………………………..65

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Возможности и  угрозы - это внешние факторы сообщества, т.е. экзогенные факторы. Возможность - внешний фактор, который способствует более быстрому наращиванию сравнительных  преимуществ. Угрозы - это неблагоприятные  тенденции или внешние по отношению к экономике явления, ведущие к снижению конкурентоспособности зоны.17

Один и тот  же внешний фактор, например технологическое  новшество, может благоприятствовать одному сообществу, но представлять угрозу для другого.

Как бы то ни было, модификация внешних условий представляет благо или угрозу в зависимости, прежде всего, от местных условий сообщества.

Приведем еще  несколько примеров воздействия  экзогенных факторов:

  • изменения в регулировании, например кризис в банковской системе или защита окружающей среды;
  • действия других правительственных органов, например крупные капиталовложения или изменения в системе налогов;
  • тенденции в области экспорта/импорта, например, заключение соглашений о свободном обмене;
  • изменения в промышленных секторах, например рост сферы услуг или появление высокотехнологичных производств;
  • социальные и политические изменения, например вступление в ЕС или политические неурядицы;
  • демографические тенденции - процесс старения населения или изменение положения классов - и новации в области технологии, такие, как автоматизация производства или Интернет.

Оценка внешних  факторов - одна из отличительных характеристик  стратегического планирования, она  должна распространяться не только на региональный и национальный уровни, но и на международное сообщество. Как правило, события, происходящие в этой сфере, выходят за рамки местного контроля, но последствия их влияния на местные сообщества оказываются законной заботой последних.18

Как только органы местного самоуправления и местные  сообщества осознают свои сильные и слабые стороны и своевременность тех или иных действий, они могут пользоваться этим знанием, определяя задачи своего экономического развития и выбирая стратегии для осуществления этих задач.

В данных рамках формируются следующие требования к размещению предприятий:

  • промышленные кусты располагаются там, где имеется соответствующая инфраструктура, синергия и т.п.;
  • специализация и определение приоритетов, т.е. сильные и слабые стороны отраслей, и многообразие в деталях;
  • позиция органов местного самоуправления, благоприятствующая экономике;
  • экономически благоприятный сервис городской администрации
  • (предприниматель-король, гражданин-король);
  • отношение жителей города или региона к промышленности и экономическому росту;
  • качество жизни и имидж места расположения (надежность);
  • размер налоговой и платежной выручки;
  • затраты на охрану окружающей среды;
  • квалифицированные кадры;
  • финансовые стимулы;
  • производственные и административные площадки по приемлемым ценам.

На основании  вышеперечисленных характеристик  формируются требования к маркетингу муниципального образования:

  • сосредоточение на основных преимуществах расположения;
  • выделение уникальных преимуществ в конкуренции города и окружающей территории.

К сильным сторонам следует отнести:

  • положение от центра;
  • физические размеры;
  • историческое значение города, обеспечивающее высокую эмоциональную нагрузку;
  • культуру и искусство;
  • образовательные возможности;
  • научно-исследовательскую деятельность;
  • привлекательность окружающей среды;
  • территориальный потенциал для предпринимательства и проживания;
  • предпринимательские возможности для инвесторов.

К слабым сторонам относятся:

  • значение в качестве экономического центра;
  • значение в качестве места размещения промышленности;
  • транспортная инфраструктура;
  • отсутствие административного центра;
  • отсутствие административных структур;
  • возрастная структура населения;
  • социальная структура населения и наличие социальной напряженности.

Вызовы, которые  может бросить орган местного самоуправления кризису, связаны с:

  • исчерпанностью потенциала промышленного, экономического центра;
  • возможностью предоставлять дифференцированные услуги;
  • осуществлением реформы управления, связанной с глубокими изменениями существующих организаций и структур;
  • переходом к решению комплексных и многообразных задач.

Риски муниципального стимулирования экономики можно  свести к:

  • неудаче в реформе управления, если отсутствует мужество в ее проведении;
  • неверной расстановке приоритетов при отсутствии единства по основным направлениям/ главным целям на политическом уровне;
  • инертности муниципальной политики и управления;
  • финансово-бюджетной неразберихе;
  • растущей безработице;
  • наличию национальных конфликтов и предубеждению к иностранцам.

Оценка существующего  положения муниципального образования  может быть дифференцирована на жесткие и мягкие факторы.

К жестким факторам размещения относятся:

  • развитость экономического пространства;
  • географическое положение, место размещения для промышленности, торговли, промыслов;
  • потенциал рынка;
  • структура населения;
  • квалифицированная рабочая сила, большой резервуар рабочей силы, потенциал квалифицированной рабочей силы;
  • накладные расходы на заработную плату;
  • международные связи - партнерство городов;
  • научно-исследовательские учреждения;
  • учебные заведения;
  • экономические и исследовательские парки;
  • инновационные центры;
  • наличие свободных административных площадей;
  • место для проведения конгрессов и выставок-ярмарок;
  • финансовый центр;
  • размещение средств массовой информации;
  • наличие региональных и федеральных ведомств;
  • возможности поддержки инвесторов;
  • сервис поддержки экономического развития;
  • рынок труда (количество и качество рабочей силы);
  • транспортная привязка;
  • участки (количество и качество предлагаемых площадей);
  • транспортные издержки (рынок закупки и сбыта);
  • близость к рынку сбыта в целом;
  • близость к поставщикам в целом;
  • отраслевые контакты;
  • местные налоги, сборы, пошлины;
  • обязательства по охране окружающей среды;
  • финансовое стимулирование посредством:
  • дотаций для капитальных вложений;
  • амортизационных отчислений специального назначения;
  • кредитов; 
  • гарантии;
  • скидок с цены, оплаты в рассрочку при покупке участков;
  • отсрочки уплаты налогов;
  • льготных тарифов на снабжение и удаление отходов; 

Таким образом, по этому достаточно простому перечню  характеристик условий для муниципального экономического развития, мы видим, что экономический рост не сводится к строительству и запуску новых производственных мощностей. Он рассматривается значительно шире.19

Исходя их приведенной  оценочной логики, инвестор определяет свои риски и предпочтения. Уровень самоуправления и самоорганизации населения играет в этом выборе ключевую роль.

2.2 Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий

Определение целей  местного экономического развития самым  тесным образом связано с социокультурным  контекстом, теми ценностями, на которые ориентируются различные местные сообщества, и ценностями, которые приняты ими как общие.20

Постановка  целей местного развития является для руководителей органов местного самоуправления и местных сообществ в странах с переходной экономикой достаточно новым и сложным делом, прежде всего исходя из необходимости согласовывать цели органов местного самоуправления с целями субъектов местного развития.

В целях должны быть сосредоточены общая концепция  и желаемый результат процесса экономического развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление развитию релевантных стратегий, а также  проектов и программ экономического развития.

Следует наметить как долгосрочные, так и краткосрочные  цели. Учитывая уровень экономических  потребностей в странах ЦВЕ/СНГ  и отсутствие у них опыта в  области экономического развития, краткосрочные  планы приобретают особое значение. Во-первых, они показывают сообществу, что изменения на самом деле происходят, а это, в свою очередь, ведет к росту участия сообщества в них. Видя реальные подвижки, люди не могут оставаться безучастными. Во-вторых, успехи, достигнутые в короткие сроки, усиливают легитимность последующих изменений и инициатив. И наконец, опыт работы с малыми проектами пригодится при разработке экономической концепции общего характера.

Далее через  цели определяются задачи. Задачи устанавливают  стандарты показателей и выявляют те секторы, которые нуждаются в помощи. Чтобы быть эффективными, они должны быть выполнимыми и измеримыми.

Стратегии определяют способ достижения целей и задач  стабильного экономического развития. Они объясняют, каким образом  можно достичь цели, но не указывают  ни этапов, ни сроков ее достижения. Бывают случаи, когда для достижения цели может понадобиться более чем одна стратегия. Хорошая стратегия всегда должна иметь реалистический характер и не ставить невыполнимых задач. Всего имеются три общих типа стратегий:

  • организационные стратегии, определяющие пути организационного развития;
  • программные стратегии, ориентированные на развитие, менеджмент и постановку/исполнение конкретных программ;
  • функциональные стратегии, направленные на административные и<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; text-dec

Информация о работе Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования