Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:55, реферат
Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.
В республиканской собственности находятся природные ресурсы : земля, её недра, воздушное пространство над территорией республики. В республиканской собственности находятся также предприятия и организации, имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, её экономическое и социальное развитие.
1.Сущность, цели и принципы приватизации
Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.
В республиканской собственности находятся природные ресурсы : земля, её недра, воздушное пространство над территорией республики. В республиканской собственности находятся также предприятия и организации, имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, её экономическое и социальное развитие.
Переход к рыночным отношениям
и эффективное функционирование
рыночного механизма
Именно в условиях рыночной
экономики и действуют
Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.
Разгосударствление
Основными принципами разгосударствления являются : добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.
Главные критерии реформы разгосударствления экономики – сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.
Одним из основных направлений
разгосударствления экономики является
приватизация. Этот процесс характеризуется
передачей государством права собственности
на предприятия, имущественные комплексы
и иное имущество гражданам и
юридическим лицам, деятельность которых
основана на негосударственной
Необходимо обратить внимание на то, что разгосударствление может проводиться быстрее, чем приватизация. Приватизация - процесс более длительный. В литературе, например, приводится такой факт: в Англии - этой классической капиталистической стране потребовалось 10 лет для приватизации всего 10 крупных корпораций.
Приватизация государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:
-выкупом арендного имущества арендным предприятием;
-продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
-продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.
Цели приватизации:
Субъекты приватизации:
-граждане РБ
-иностранные инвесторы
-лица без гражданства
-негосударственные юридические лица
Объекты приватизации:
В РБ не подлежат приватизации объекты, обеспечивающие обороноспособность и безопасность страны, объекты общенационального и общекультурного назначения и предприятия, производящие естественные блага.
Сущность основных принципов приватизации заключатся в следующем:
Во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая продаётся частным и негосударственным юридическим лицам;
Во-вторых, в праве каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином Республики Беларусь закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путём выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа;
В-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащённости, финансовым положением, и т. д., данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретённое государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку;
В-четвёртых, в предоставлении определённых социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т.е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путём преобразования государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества.
Члены трудового коллектива имеют право на некоторые льготы при участии в приватизации своих предприятий. В частности юридические лица, образованные трудовыми коллективами с целью приватизации своих предприятий, приобретают их по цене на 20% меньше той суммы, которая подлежит оплате деньгами. Эта льгота применяется и в том случае, если государственное или арендное предприятие преобразуется в акционерное общество. Члены трудового коллектива приобретают акции за счёт денежных средств со скидкой в размере установленной льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости. Кроме того, заработная плата и дивиденды, полученные по акциям и использованные на цели приватизации, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота действует до тех пор, пока гражданин владеет указанным имуществом или акциями. При их продаже доходы, ранее освобождённые от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях.
Пятый принцип приватизации - обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы.
Шестой принцип - контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.
Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:
- усиления стимулов к
труду, повышение
- устранения бесхозяйственности,
уменьшения масштабов
- возрождения общечеловеческих ценностей.
Седьмой принцип - соблюдение законности. Государством принят ряд актов законодательства по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности, в том числе путем участия инвесторов в приватизации государственной собственности. С участием экспертов Всемирного банка и Международного валютного фонда сформирована законодательная база и обеспечено комплексное правовое регулирование вопросов приватизации государственной собственности. С 2011 года в республике действует новый Закон о приватизации, который установил основные принципы приватизации, такие, как приоритетность возмездных способов приватизации, соблюдение законности на всех стадиях, гласность.
И последний принцип приватизации - постепенность и поэтапность. Выполнение этого принципа позволит на должном уровне организовать процесс приватизации и избежать ошибок при ее осуществлении.