Сходы, собрания и конференции жителей муниципального образования: сходства и различия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 12:04, контрольная работа
Краткое описание
Когда речь идет об учaстии населения в осуществлении местного самоуправления, подразумеваются допустимые, но не обязательные действия жителей муниципальных образований (как индивидуальные, так и коллективные), связанные с решением вопросов местного значения, совершаемые ими по собствeнной инициативе и под свою ответственность. Пределы указанных действий определяются федеральными, субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. При этом формой oпределения данных пределов могут быть как прямые предписания, так и сложные конструкции.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 1. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. …………..…………. 4 2.Собрание, сход и конференции жителей муниципального образования..5 3.Сходства и различия……………………………………………………….. Заключение………………………………………………………………… Список использованных источников и литературы…………………….
Полномочиями на назначение муниципальных
выборов обладает представительный орган
муниципального образования. Если в силу
каких-либо объективных или субъективных
причин он не принимает решения о проведении
выборов, решение о назначении выборов
должна принять соответствующая избирательная
комиссия, а в случае, если эта комиссия
не назначает выборы, отсутствует или
не может быть сформирована, - выборы назначаются
соответствующим судом общей юрисдикции.
Правом обращения в суд пo вопросу назначения
выборов обладают избиратели, избирательные
объединения, избирательные блоки, органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, прокуроры.
Подробно вопрос о назначении муниципальных
выборов в судебном порядке рассмотрен
в Федеральном законе "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления".
Данным Федеральным законом утверждено
также Временное положение о проведении
выборов депутатoв представительных органов
местного самоуправления и выборных должностных
лиц местного самоуправления, подлежащее
применению (в целом или в части) в случае
отсутствия необходимых для проведения
муниципальных выборов нормативных правовых
актов регионального и муниципального
уровней.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального
закона он применяется при нарушениях
конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления в случаях,
если: законами субъекта Российской Федерации
не установлены порядок проведения муниципальных
выборов, а также порядок образования,
объединения, преобразования, упразднения
муниципальных образований;
не принят
устав муниципального oбразования; отсутствует
выборный представительный орган местного
самоуправления; полномочия органов местного
самоуправления осуществляются должностными
лицами, назначенными органами государственной
власти; истекли установленные сроки полномочий
выборных органов и должностных лиц местного
самоуправления; выборы депутатов представительных
органов местного самоуправления или
выборных должностных лиц местного самоуправления,
в том числе повторные или досрочные, не
нaзначены уполномоченным органом или
должностным лицом в установленные сроки;
отсутствуют органы или должностные лица,
уполномоченные назначить муниципальные
выборы; муниципальные образования упразднены,
объединены или преобразованы в порядке,
противоречащем законодательству; органы
местного самоуправления упразднены или
распущены в порядке, противоречащем законодательству,
либо фактически перестали исполнять
свои полномочия; в иных случаях, когда
в нарушение законодательства не реализуются
конституционные права граждан избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления.
С позиции норм права организция муниципальных
выборов в целом проходит в том же порядке,
что и организация выборов в органы государственной
власти.
Вместе с тем имеется ряд особенностей,
присущих исключительно муниципальным
выборам.
1. Избирательными правами при муниципальных
выборах могут обладать иностранцы.
Статьей 12 Федерального закона "О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации" установлено: "Постоянно
проживающие в Российской Федерации иностранные
граждане в случаях и порядке, предусмотренных
федеральными законами, имеют право избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления,
а также участвовать в местном референдуме".
О допустимости участия иностранцев в
муниципальных выборах говорится и в Федеральных
законах "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
(в ред. от 6 октября 2003 г.).
Однако в настоящее время возможность
участия иностранцев в муниципальных
выборах остается в значительной мере
потенциальной, поскольку соответствующих
международных договоров, за исключением
Договора о союзе Беларуси и России, не
заключено.
2. Участие
в муниципальных выборах военнослужащих
имеет свою специфику. В статье 17 Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных
прав: "установлено, что военнослужащие,
проходящие военную службу по призыву
в воинских частях, военных организациях
и учреждениях, расположенных на территории
соответствующего муниципального образования,
если до призыва на военную службу постоянно
или преимущественно не проживали на территории
данного муниципального образования,
при проведении выборов в органы местного
самоуправления не включаются в списки
избирателей и не учитываются при определении
числа избирателей.
Цель данной нормы вполне очевидна - защита
прав "коренного" населения муниципальных
образований, исключение влияния на формирование
органов местного самоуправления лиц,
не имеющих постоянных интересов в данном
муниципальном образовании, но составляющих
значительную часть (в ряде случаев даже
более половины) населения муниципального
образования*(28).
Однако данный подход к решению проблемы
следует рассматривать как носящий переходной
характер. Поскольку в рамках действующего
законодательства остается открытым вопрос
о порядке участия в муниципальных выборах
граждан, являющихся военнослужащими
срочной службы, проходящими службу не
в "своем" муниципальном образовании.
В условиях ограничения свободы передвижения,
являющейся неотъемлемой частью срочной
военной службы, эти граждане согласно
действующим нормам законодательства
по существу лишаются права на участие
в местном самоуправлении.
Радикально данная проблема будет решена
при переходе на формирование армии на
контрактной основе, т.е. ликвидации срочной
службы как таковой.
3. При проведении
муниципальных выборов, в отличие от иных
выборов допускается досрочное голосование.
Избиратель, который в день голосования
по уважительной причине будет отсутствовать
по месту своего жительства и не сможет
прибыть в помещение для голосования на
избирательном участке, на котором он
включен в список избирателей, вправе
проголосовать досрочно путем заполнения
бюллетеня в помещении соответствующей
территориальной избирательной комиссии
(за 4-15 дней до дня голосования) или участковой
комиссии (не ранее чем за три дня до дня
голосования). Избиратель, голосующий
досрочно, обязан подать в соответствующую
комиссию заявление с изложением конкретной
причины досрочного голосования. При этом
Законом установлен перечень причин, признаваемых
уважительными: отпуск, командировка,
режим трудовой и учебной деятельности,
выполнение государственных и общественных
обязанностей, состояние здоровья.
4. В соответствии
со ст. 38 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на референдум граждан Российской Федерации"
при проведении выборов в представительные
органы местного самоуправления со средней
нормой представительства менее 10 тыс.
человек законом субъекта Федерации может
быть установлен порядок выдвижения кандидатов,
не предусматривающий сбор подписей в
поддержку кандидата. При этом названный
Федеральный закон не накладывает каких-либо
требований к указанному особому порядку.
5. При проведении
муниципальных выборов, в отличие от иных
выборов, допускается безальтернативное
голосование. Согласно ст. 38 вышеназванного
Федерального закона законом субъекта
Российской Федерации может быть предусмотрено
проведение на выборах муниципальных
депутатов голосование по одной кандидатуре
в случае, если ко дню голосования в избирательном
округе останется только один кандидат.
Такой кандидат считается избранным, если
за него проголосовало не менее 50% избирателей,
участвовавших в голосовании.
Выборные лица являются не только защитниками
интересов населения соответствующей
территории, но и лицами, обладающими полномочиями
по принятию решений, обязательных для
населения. Выборные лица сочетают в себе
полномочия лица, обслуживающего население,
и лица, являющегося руководителем муниципального
образования.
Механизмы взаимоотношений выборных лиц
и населения действующим федеральным
законодательством не урегулированы.
В региональных законах, в муниципальных
правовых актах традиционно встречаются
положения, обязывающие выборных лиц местного
самоуправления в обязательном порядке
вести прием избирателей (как правило,
не реже 1 раза в месяц); отчитываться о
своей работе перед избирателями (как
правило, не реже 1 раза в год). Встречаются
также нормы, восстанавливающие существовавший
в советские времена институт наказа избирателей
как поручения выборному лицу местного
самоуправления по решению какой-либо
проблемы, о решении которой выборное
лицо обязано отчитаться перед избирателями.
В условиях повышения обеспеченности
населения телефонными услугами, телевидением,
Интернет-связью получают распространение
контакты выборных лиц с избирателями
в режимах "прямых линий".
При ненадлежащем исполнении своих функций
выборными лицами местного самоуправления
население может применить к ним определенные
меры воздействия.
Проблема принципиальной допустимости
досрочного прекращения полномочий выборных
лиц публичной власти была предметом рассмотрения
Конституционного Суда РФ*(29).
Как уже отмечалось, Федеральным законом
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
определено, что основанием для отзыва
выборного лица "могут служить только
его конкретные противоправные решения
или действия (бездействие) в случае подтверждения
в судебном порядке". Таким образом,
речь идет исключительно о ситуации нарушения
каких-либо предписаний, установленных
законодательно.
Однако Конституция РФ не определяет
столь жесткие рамки. В статье 46 говорится
о возможности обжалования в суд решений
и действий, а равно бездействия органов
и должностных лиц местного самоуправления.
Из данной конституционной нормы не следует,
что обжалуемые решения или действия (бездействие)
не могут относиться к кругу вопросов,
обязательство по решению которых соответствующий
орган или лицо взяли на себя добровольно,
например, в рамках агитационной кампании.
Кроме того, суд обладает не только полномочием
по установлению соответствия или несоответствия
решений и действий (бездействия) требованиям
нормативных правовых актов, но и полномочием
по установлению юридически значимых
фактов.
Таким образом, обжалование в суд решений
или действий (бездействия), не являющихся
противоправными, следует признать допустимым.
При этом, однако, суд может лишь установить
факт несоответствия действий лица добровольно
принятым на себя обязательствам. Решение
же о понуждении лица как представителя
власти к действиям, которые он осуществлять
не обязан, с точки зрения нормативных
актов об организации местного самоуправления,
недопустимо.
Неисполнение предвыборной программы
может быть обжаловано в суд, но основанием
для отзыва служить не может. Соответствующее
судебное решение может быть использовано
лишь как основа для критики выборного
лица, а также как агитационный материал
в рамках очередной выборной кампании.
Возможность осуществления местного самоуправления
через собрания (сходы) граждан предусмотрена
ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления.
В Хартии используются термины, которые
можно перевести на русский язык и как
"собрание", и как "сход". Федеральным законом
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
понятия собрания и схода самостоятельны.
Собрание, сход и конференции
жителей муниципального образования.
Собрание жителей муниципального образования.
Определение понятия "собрание" в
действующем законодательстве отсутствует.
Наиболее очевидным представляется определение
собрания как мероприятия, характеризуемого
личным совместным присутствием лиц, обладающих
общими интересами, проводимого в целях
выработки предложений по совместным
действиям для реализации и защиты указанных
интересов.
Согласно ст. 29 Федерального
закона «Об общих принципах местного самоуправления
в Российской Федерации» для обсуждения
вопросов местного значения, информирования
населения о деятельности органов и должностных
лиц местного самоуправления, осуществления
территориального общественного самоуправления
на части территории муниципального образования
могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе
населения, представительного органа
муниципального образования, главы муниципального
образования, а когда оно является элементом
территориального общественного самоуправления -
в случаях, предусмотренных уставом территориального
общественного самоуправления.
Порядок назначения и проведения собрания
граждан, а также полномочия собрания
граждан определяются уставом муниципального
образования и (или) нормативными правовыми
актами представительного органа муниципального
образования, уставом территориального
общественного самоуправления. Итоги
собрания граждан подлежат официальному
опубликованию (обнародованию). Порядок
назначения и проведения собрания граждан
в целях осуществления территориального
общественного самоуправления определяется
уставом территориального общественного
самоуправления.
Собрание граждан может принимать обращения
к органам местного самоуправления и должностным
лицам местного самоуправления, а также
избирать лиц, уполномоченных представлять
собрание граждан во взаимоотношениях
с органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан принимает решения во
вопросам, связанным с осуществлением
территориального общественного самоуправления,
отнесенным к его компетенции уставом
территориального общественного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан,
подлежат обязательному рассмотрению
органами местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления, к компетенции
которых отнесено решение содержащихся
в обращениях вопросов с направлением
письменного ответа.