Тенденции развития муниципальных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с тенденциями развития местных бюджетов.
Предмет исследования – местный бюджет.
Целью данной работы является исследование местных бюджетов на примере МО «г. Воткинск».
Для достижения поставленной цели при написании данной работы ставились следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ тенденциЙ развития местных бюджетов 4
1.1. Понятие местного бюджета в системе государственной власти 4
1.2. Законодательные основы формирования местного бюджета 7
2. АНАЛИЗ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Г.ВОТКИНСК» 12
2.1. Формирование доходной и расходной части местного бюджета 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                    3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ тенденциЙ развития     местных бюджетов                                                 4

1.1. Понятие местного бюджета в системе государственной власти         4

1.2. Законодательные основы формирования местного бюджета                   7

2. АНАЛИЗ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Г.ВОТКИНСК»                                                                        12

2.1. Формирование доходной и расходной части местного бюджета           12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           20

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ         21

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность рассмотрения темы контрольной работы состоит  в том, что для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими. Финансовая автономия является существенным элементом местного самоуправления. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. При этом роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003г. №131-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с тенденциями развития местных бюджетов.

Предмет исследования – местный бюджет.

Целью данной работы является исследование местных бюджетов на примере МО «г. Воткинск».

Для достижения поставленной цели при написании данной работы ставились следующие задачи:

- исследование литературных источников и действующего законодательства по рассматриваемому вопросу;

- дать понятие местных бюджетов;

- выявить структуру местных бюджетов;

- рассмотреть основные  тенденции в развитии местных бюджетов;

- проанализировать осуществление  бюджетной политики на примере МО «г. Воткинск».

 

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ тенденциЙ развития местных бюджетов

 

1.1. Понятие местного бюджета в системе государственной власти

 

Местными бюджетами  являются бюджеты муниципальных  образований - административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).

Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы  Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 и Бюджетным кодексом РФ.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано:

"Местное самоуправление  в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью"2. И далее в Конституции РФ сказано: "Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения".

Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Отмечая роль местных  бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны - инфляция, расстроенность финансовой системы - не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит.

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

Средства местного бюджета  относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Конституция РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.3

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной  части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

 

1.2. Законодательные основы формирования местного бюджета

 

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

1) местных налогов и сборов;

2) отчислений от федеральных  и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами;

3) неналоговых доходов;

4) безвозмездных поступлений.

Местные налоги и сборы - это налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).

Отчисления от федеральных  и региональных налогов и сборов в местные бюджеты (муниципальных районов, поселений и городских округов) предусмотрены БК РФ по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год4.

Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

Отчисления от федеральных  налогов и сборов, в том числе  налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в пользу местных  бюджетов осуществляются по таким видам, как:

  • налог на доходы физических лиц;
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • государственная пошлина;
  • прочих платежей (за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, ордеров на квартиру, за государственную регистрацию транспортных средств и др.).5

Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые  доходы и безвозмездные поступления в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы — налоговые и неналоговые доходы, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" и другими последующими законами к местным налогам относилось 23 налога. С введением в действие части первой НК РФ (1998 г.) к местным налогам было отнесено 5 налогов:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц; 

3) налог на наследование или  дарение;

4) налог на рекламу;

5) местные лицензионные сборы.

В настоящее время к местным  налогам отнесены земельный налог  и налог на имущество физических лиц.

Неналоговые доходы формируются:

1) от использования (сдачи в  аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;

2) от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

3) от доходов от продажи имущества,  находящегося в муниципальной собственности;

4) в местный бюджет поступают  и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и проч.);

5) неналоговые доходы местных  бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления, и ряда других источников в соответствии со ст. 62 БКРФ.

К безвозмездным поступлениям относятся: финансовая помощь из бюджетов бюджетной  системы РФ в форме дотаций  и субсидий; субвенции из региональных бюджетов; поступления из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.6

Расходы местных бюджетов - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Основная часть расходов местных  бюджетов связана с решением вопросов местного значения, с управлением  и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или  города.

Исключительно из местных  бюджетов финансируются расходы:

1) на содержание органов  местного самоуправления;

2) на формирование  муниципальной собственности и  управление ею;

3) на организацию, содержание  и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

4) на содержание муниципальных  органов охраны общественного порядка;

5) на организацию, содержание  и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

6) на муниципальное  дорожное строительство и содержание  дорог местного значения;

7) на благоустройство  и озеленение территорий муниципальных образований;

Информация о работе Тенденции развития муниципальных бюджетов