Теоретико-методологические основы системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 06:04, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 3.Охарактеризуйте особенности монархии как формы правления. Возможно ли восстановление монархии в России? Обоснуйте свой ответ.Вопрос 2. Приведите примеры государственных органов, не являющихся органами государственной власти

Вложенные файлы: 1 файл

ПКЗ Основы государственного и муниципального управления.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

- В структуру судебных органов  общей юрисдикции также входят  и уставные(конституционные) суды объектов РФ. Создаются для рассмотрения вопросов о муниципальных и региональных нормативных актах конституции субъекта РФ, для толкования регионального устава. 

Арбитражные суды.

Рассматривают дела экономической направленности - споры с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, учреждений. Не рассматривают уголовные дела. 

Арбитражные суды расположены в следующей иерархической последовательности:

- Высший Арбитражный Суд РФ. Представляет собой высший судебный  орган, занимающийся разрешением  экономических споров. 

- Федеральные арбитражные (кассационные) суды округов. Судебные органы, занимающиеся проверкой законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов. Также суды первой инстанции занимаются рассмотрением заявлений о компенсации за нарушения права на судопроизводство по делам, которые рассматриваются арбитражными судами, либо за нарушение прав на исполнение судебных актов. 

- Арбитражные апелляционные суды. Суды, занимающиеся проверкой в  апелляционной инстанции обоснованности, а также законности судебных  актов арбитражных судов субъектов РФ, которые принимались в первой инстанции. 

- Арбитражные суды субъектов  РФ. Принимают к рассмотрению  все дела в первой инстанции, подведомственные арбитражным судебным  органам в РФ, кроме тех дел, которые относят к компетенции  Высшего Арбитражного Суда РФ. Изучают и обобщают судебную практику. Пересматривают судебные акты, которые уже вступили в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Анализируют судебную статистику. Готовят предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, в том числе, законов. 

Дисциплинарное судебное присутствие.

Судебный орган, который рассматривает дела, связанные с жалобами на решения Высшей квалификационной коллегии судей (субъектов) РФ о досрочном прекращении полномочий судей при совершении судьями дисциплинарных проступков, а также дела об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение дисциплинарных проступков.4

 

Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления

Вопрос 3. Сравните достоинства и недостатки трех базовых моделей взаимодействия органов государственного и муниципального управления, выделяемых в теории муниципального управления, и заполните таблицу 1.

Таблица 1

Название моделей

Достоинства

Недостатки

модель партнерства

Отношения местных и центральных властей в данной модели — это отношения партнеров и равноправных товарищей, преследующих общие цели и оказывающих необходимые услуги населению. Местное управление понимается в первую очередь как «органический элемент самовыражения соответствующего местного сообщества

Интересы государства и местных сообществ совпадают не во всем. Однако их подлинно партнерское разрешение требует величайшей культуры сторон, политико-экономической стабильности и процветания, чего в необходимой мере часто нет даже в самых развитых странах

агентская модель

Местные органы считаются своеобразным инструментом, посредством которого центральное правительство реализует свой политический курс на местах.  Модель в большей степени отражает реальное положение вещей

Агентская модель дозирует степень зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти и не устанавливает механизма реализации такой зависимости.

модель взаимозависимости

отношения центральных и местных органов характеризуются как некоторой степенью их независимости, так и взаимозависимостью и определяются реальным властным потенциалом сторон, имеющимися в их распоряжении ресурсами (особенно финансовыми) и средствами давления. модель взаимозависимости является синтетической, объединяющей в себе элементы и первой, и второй моделей и, на наш взгляд, способна стать ориентиром в деле совершенствования отношений государства и местного самоуправления в нашей стране, в том числе взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления

не только местные органы оказываются зависимыми от правительства (в плане общей поддержки, финансовых субсидий, законодательного регулирования и т. д.), но и правительство попадает в определенную зависимость от местных властей при реализации своего политического и экономического курса на местах.5


 

 

 

Глава 4. Государственное регулирование сфер общественной жизнедеятельности

Вопрос: 3. Приведите примеры реализации каких-либо трех экономических методов государственного регулирования экономики в современной России.

Ответ:

Методы государственного управления представляют собой способы властного воздействия государства на вектор развития общественных и государственных дел. Они показывают, какими средствами государство влияет на поведение людей и управляет им. Исходя из способов и приемов, которые используются субъектами государственного управления для достижения поставленных целей и выполнения функций, выделяют следующие группы методов: административные, экономические, идеологические, правовые, неправовые. Рассмотрим три из них:

1) Административные методы - нормативные требования государства, обязывающие и субъектов, и объекты государственного управления поступать определенным образом. Они основаны на распорядительстве субъекта управления, их невыполнение влечет за собой привлечение к различным видам ответственности.

Пример. Каждый работающий гражданин России обязан платить налоги в бюджеты разных уровней, в 20 и 45 лет обменять паспорт гражданина Российской Федерации, государство для этого разрабатывает определенные правила, пакет документов и пр. Государственные служащие обязаны подавать декларацию о доходах за прошедший календарный год в срок до 30 апреля текущего года.

2) Экономические методы - это способы создания государством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство. Такие методы базируются на наличии у граждан, организаций и государства материальных интересов, которые обусловливают их действия, а степень экономической активности детерминируется развитостью и объемами материальных стимулов.

Пример. Разработка и реализация государственной налоговой политики; налоговое стимулирование, например, в целях увеличения доли иностранных капиталовложений в российскую экономику практикуется снижение ставки налога на иностранный капитал, «налоговые каникулы» для конкретных предприятий. Стимулирование развития частного сектора российской экономики достигается, в том числе, за счет предоставления государственного имущества в аренду, концессию. Другим примером является система государственного социального обеспечения – выплата повышенных и именных стипендий, пенсий.

3) Идеологические методы - это целенаправленное моральное и нравственное воздействие государства на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства. Другое применяемое название этой группы методов – социально-психологические.

Пример. Классический пример – предупреждение Министерства здравоохранения и социального развития РФ о вреде курения, обязательно указываемое на каждой пачке сигарет. Социальная реклама, ставшая частью жизни российского общества и направленная на формирование гражданского сознания и законопослушности: «Заплати налоги и спи спокойно»; «Проскочив на красный свет, можно распрощаться с белым» и т. п.; пропаганда здорового образа жизни.6

 

Глава 5. Ведущие научные школы государственного управления

Вопрос 1. Сравните принципы школ научного управления и человеческих отношений.

Ответ:

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления, как одной из основной школы управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Основополагающие принципы школы научного управления состоят в следующем: если на научной основе можно отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель школы научного управления разработал методологические основы нормирования труда, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора в школу научного управления состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

Становление школы научного управления, как науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

К 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - школа научного менеджмента, классическая школа управления, традиционная школа управления.

Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений(поведенческой школы управления), был сделан на рубеже 30-х гг. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее чем любой из классических менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.

Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на уход за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, "ремонт" людей не потребуется.

Родоначальником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.

В результате движение школы человеческих отношений стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении школы человеческих отношений делался на заботе о людях, а в движении школы научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.7

 

 

Список использованных источников

  1. Виды органов государства

http://www.studylaw.narod.ru/tgp1/r2/tgp1_2_6_4.htm

  1. Монархия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F
  2. Монархия, ее понятие и виды. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=439031

 

  1. О судебной системе в Российской Федерации.  http://www.ursovet.ru/o_sude
  2. Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления.http://nashaucheba.ru/v61293/?page=7
  3. Основные школы управления. http://poznajvse.com/osnovnie-shkoli-ypravlenija
  4. Сущность государственного управления.

http://be5.biz/ekonomika/u003/01.htm

 

 

1 Монархия.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F

2 Монархия, ее понятие и виды. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=439031

3 Виды органов государства http://www.studylaw.narod.ru/tgp1/r2/tgp1_2_6_4.htm

4 О судебной системе в Российской Федерации.  http://www.ursovet.ru/o_sude

5 Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления.http://nashaucheba.ru/v61293/?page=7

 

6  Сущность государственного управления. http://be5.biz/ekonomika/u003/01.htm

7 Основные школы управления. http://poznajvse.com/osnovnie-shkoli-ypravlenija

Информация о работе Теоретико-методологические основы системы государственного управления