Техника ведения экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 15:16, реферат

Краткое описание

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослым, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………
1. Понятие и сущность экскурсии…………………………………
2. Техника проведения экскурсии………………………………..
Заключение……………………………………………
Список используемой литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 53.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе изучения данной темы были решены следующие задачи:

- изучено понятие и  сущность эускурсии

- исследована техника  ведения экскурсии

1. Существует множество определений понятия экскурсии, которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет:

Экскурсия - методически  продуманный показ достопримечательных  мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Л. Бархаш считал, что экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).  

Самое раннее толкование этому  термину дает В. Даль: «Экскурсия -- проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав».

В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение  какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно  с научной или образовательной  целью».

Подробное пояснение термину  «экскурсия» дает Большая советская  энциклопедия: «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью  расширение и углубление знаний подрастающего  поколения...».

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный  на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских  институтов и т. д.

При рассмотрении понятия  «сущность экскурсии» необходимо иметь  в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978г.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие  подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении  последней задачи большое место  занимает формирование умения видеть. 

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение  к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к  материалу экскурсии и дать ей свою оценку

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической  форме сообщаемых группе людей, и  определенная система действий по их передаче.

2. Эффективность экскурсии зависит от уровня ее организации. Большое значение имеет ее начало. Важно заинтересовать экскурсантов, увлечь их.

Текст экскурсии и методическая разработка учитывают эти обстоятельства, экскурсоводу рекомендуется избегать сложностей при изложении материала, излагать его просто и популярно. Важную роль играют приподнятость рассказа, умение экскурсовода предупреждать  и избегать конфликтные ситуации в экскурсионной группе. Отношение экскурсовода к аудитории в течение всей экскурсии должно быть уважительным, доброжелательным.

Экскурсовод должен проявить заботу о хорошей видимости объектов и слышимости пояснений для всех участников экскурсии. Этим определяется выбор экскурсоводом места для  себя относительно группы.

К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

Первое сто делает экскурсовод, знакомство с группой. Он здоровается, называется свое имя, т.е. начинает экскурсию  со вступления.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

При передвижении экскурсантов, место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.

В автобусе экскурсовод должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть.

 

Список используемой литературы:  

  1. Большая Советская энциклопедия/ 1978г., т. 29, с. 63 
  2. Долженко Г.П., Экскрсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005 – 272 с.
  3. Емельянов Б.В., Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2000 – 224 с.
  4. Толковый словарь В. Даля ON-LINE  [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. дан. – М., [200-]. – Режим доступа: http://vidahl.agava.ru/P256.HTM#43674. - Загл. с экрана. 
  5. Малая Советская Энциклопедия/ 1960г., т. 10, с. 770
  6. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 96 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Техника ведения экскурсии