Транспортный комплекс города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является исследование городского транспортного комплекса.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
• рассмотрены структура и принципы управления городского транспортного комплекса;
• изучена организация управления транспортным комплексом города;
• исследованы особенности рынка транспортных услуг и проблемы транспортного комплекса города.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Структура городского транспортного комплекса . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Организация управления транспортным комплексом города . . . . . 8
3. Особенности рынка транспортных услуг
и проблемы транспортного комплекса города . . . . . . . . . . . . . . . .
11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная-городское хозяйство.docx

— 37.26 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод, что высокая социальная значимость услуг общественного пассажирского и грузового транспорта в муниципальном образовании и его градообслуживающая функция обусловливают необходимость централизованного и скоординированного управления процессом предоставления транспортных услуг потребителям. Местный характер производства и потребления услуг общественного пассажирского транспорта определяет целесообразность передачи функций управления процессом предоставления услуг местным органам власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  рынка транспортных услуг и  проблемы транспортного комплекса  города

 

В нашей стране система  управления общественным пассажирским и грузовым транспортом складывалась в годы централизованного отраслевого  принципа управления. В числе основных недостатков существовавшего механизма  управления можно отметить: монополизм в деятельности предприятий; приоритет  хозяйственных интересов над  социальными; отсутствие действенных  стимулов к повышению качества работы и более полному удовлетворению потребностей потребителей; фактическое  отстранение потребителей от влияния  на результаты деятельности производителей услуг городского общественного  пассажирского транспорта. Эти недостатки послужили основанием для реформирования существовавшей системы управления транспортом в соответствии с  требованиями новых экономических  условий [10, с.19].

Основными задачами государственного и муниципального управления в сфере  организации транспортного обслуживания являются:

  • обеспечение надежного состояния транспортных линий;
  • приведение подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
  • обеспечение надлежащей безопасности и качества перевозок;
  • модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения.

Управление организацией транспортных перевозок в муниципальном  образовании со стороны местных  властей призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев потребителей транспортных услуг с минимальными потерями времени. Поэтому главным  комплексным критерием для оценки качества транспортного обслуживания муниципального образования является показатель общих затрат времени на поездку (передвижение). Величина указанного показателя не должна превышать одного часа, в противном случае наступает явление «транспортной усталости», которое приводит к резкому снижению производительности труда.

Основными субъектами систем управления пассажирским и грузовым транспортом в современных условиях являются:

  • органы государственной власти (Российская Федерация, ее субъекты), выступающие в качестве системных инвесторов развития и поддержания работоспособности транспорта;
  • органы местного самоуправления (администрации, муниципалитеты) как генеральные заказчики транспортных услуг, регуляторы рынка их производства, проводимой тарифной и текущей субсидиарной политики;
  • население муниципальных образований, выступающее в роли потребителей услуг и частично финансирующее их производство в форме оплаты проезда;
  • лицензированные предприятия (компании) различных форм собственности, производящие транспортные услуги.

Перспективной является схема  управления перевозками с выделением в отдельную структуру (муниципальное  предприятие) службы муниципального заказчика  транспортных услуг. Эта структура  ведает вопросами транспорта и содержания муниципальных дорог и состоит  из трех звеньев: администрация муниципального образования, служба муниципального (генерального) заказчика на транспортное обслуживание и предприятия пассажирского  или грузового транспорта. Служба муниципального заказчика как отдельная  структура управления транспортом  для качественного и эффективного выполнения стоящих перед ней  задач должна иметь следующие  функциональные подразделения:

  • отдел планирования объема транспортных услуг и формирования городского заказа, определяемых на основе маркетинговых данных и установленного уровня качества обслуживания пассажиров;
  • отдел заключения договоров на обслуживание пассажиров и организацию конкурсного отбора подрядчиков;
  • отдел (служба) диспетчеризации, при этом предпочтительна передача диспетчерской службы независимому предприятию;
  • отдел контроля, в задачу которого входит контроль за точностью и своевременностью выполнения работы предприятиями-перевозчиками, контроль за полнотой сбора проездной платы на маршрутах;
  • отдел расчетов с перевозчиками, в функции которого входят учет поступления бюджетных средств на оплату услуг и расчет с предприятиями за выполненную транспортную работу.

Все отделы этой службы в  зависимости от принятой политики местных  органов власти решают следующий  комплекс задач:

  • изучение транспортной подвижности населения города и его потребности в перевозках;
  • разработка совместно с научно-исследовательскими и проектными организациями городской сети маршрутов;
  • разработка мероприятий по улучшению транспортного обслуживания населения;
  • разработка расписания транспортных средств на маршрутах согласно потребностям населения, предприятий и организаций города;
  • согласование рассчитанных транспортными предприятиями расходов;
  • заключение с транспортными предприятиями договоров на выполнение транспортных перевозок;
  • контроль соблюдения требований по оснащенности и санитарному состоянию подвижного состава;
  • контроль за содержанием и оборудованием остановочных пунктов, освещением улиц и состоянием дорожного покрытия на маршрутах транспортных перевозок;
  • контроль выполнения распоряжений главы администрации, касающихся сферы транспорта;
  • приобретение новых пассажирских транспортных средств и передача их муниципальным транспортным предприятиям города и т.д.

Из перечисленных задач  наиболее значимыми являются организация  и координация формирования и  развития целостной системы управления сферой пассажирского транспорта и  контроль полноты и качества выполняемой  транспортной работы. Таким образом, служба заказчика транспортных услуг  распределяет на конкурсной основе объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает  графики движения, осуществляет оперативный  контроль работы транспорта.

Непосредственное управление движением и учет работы подвижного состава на маршрутах осуществляются муниципальными и частными предприятиями, которые находятся на втором уровне системы управления пассажирскими  перевозками.

Органы местного управления могут быть наделены полномочиями по финансированию муниципальных транспортных предприятий-перевозчиков для компенсации  перевозки льготных категории пассажиров.

Для финансирования организаций  пассажирского транспорта в основном используются следующие механизмы: оплата транспортных услуг в соответствии с выполненным расписанием; финансирование на основе выполненных объемов перевозок  и качества оказанных услуг, в  его основе лежит усредненная  цена одного пассажиро-километра с  действием поправочных коэффициентов  в зависимости от типа подвижного состава. Согласно пп.4 п.1 ст.17 Федерального закона РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях  решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями [2, с.19].

Основной производственной единицей муниципального общественного  пассажирского транспорта является транспортная организация - перевозчик пассажиров или груза.

Главная задача организации  и планирования транспортных услуг  в каждом транспортном предприятии  состоит в обеспечении рационального  сочетания и использовании всех ресурсов с целью наиболее полного  удовлетворения потребностей населения  в объеме и качестве транспортных услуг [7, с.19].

В системе городского транспорта большинства российских городов  накопилось много сложных проблем. Одна из них – проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения  за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых городах  России стимулируют для этого  покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей  по номерам купленных билетов.

Другая проблема – износ  подвижного состава. В большинстве  городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически  наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных  пассажирских предприятий не хватает  для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение  стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный  транспорт работает «вхолостую».

Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные  развязки, объездные дороги; в отдельных  случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. С  учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвижного состава транспорта.

Массовая автомобилизация  вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную  проблему представляет организация  стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, строительство  коллективных гаражей, в том числе  многоэтажных, в центре города. В  некоторых новых жилых домах  первые этажи и подвалы проектируются  как гаражи, что удобно жильцам. Другая проблема – автозаправочные станции  и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.

Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты  и т. п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или  крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить «стыковку» этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью  предприятий торговли и общественного  питания, другими городскими службами.

Таким образом, основным направлением оптимизации транспортных потоков  на территории муниципальных образований  является снижение концентрации транспорта, ведущей к повышенной аварийности  на дорогах и загрязнению атмосферы  выхлопными газами. С этой целью  муниципалитеты вводят запреты на прохождение  на отдельных участках городской  территории грузового автотранспорта, создают скоростные участки городских  магистралей, вводят в строй параллельные участки наиболее популярных маршрутов.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день главной  целью развития транспортного комплекса в муниципальных образованиях является реализация стратегии постоянного развития путем создания условий для эффективного и безопасного перемещения людей и грузов при обеспечении приоритета общественного транспорта. Развитие транспорта может стимулировать экономическое и территориальное развитие города, повышение его престижа.

Городской транспортный комплекс должен:

  • полностью удовлетворять потребности населения и гостей города по ассортименту, качеству и объемам транспортных услуг;
  • обеспечивать стабильное развитие транспортной сферы города, быть финансово устойчивым и экономически эффективным;
  • использовать прогрессивные транспортные технологии, современные транспортные средства;
  • обеспечивать существенное улучшение экологического состояния города;
  • иметь совершенную внутреннюю организацию, эффективно реализовывать функции управления в сферах стратегии, планирования, прогрессивной научно-технической политики и пропорционального развития городского пассажирского транспорта в целом и отдельных его видов в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТЫ

1. Городской транспортный  комплекс включает:

а) авиационный транспорт

б) пассажирский транспорт

в) транспортную инфраструктуру

г) ремонтно-технические базы

2. Элементы транспортного  комплекса города находятся:

а) исключительно в федеральной  собственности

б) исключительно в муниципальной  собственности

в) в частной, муниципальной и государственной  собственности

г) исключительно в собственности  субъекта Российской Федерации

Информация о работе Транспортный комплекс города