Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.
Исходя из данной цели в работе ставятся и решаются следующие исследовательские задачи:
рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ……………………………………………………………………5
Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………5
Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………8
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ……..10
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ…………………..10
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ……………………………………………………………14
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека………………………………………...19
Глава 3. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ………………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Становление и
развитие института Уполномоченного
по правам человека в РФ……………………………………………………………………
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ……..10
2.1. Функции Уполномоченного
по правам человека в РФ…………………
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ……………………………………………………………14
2.3. Полномочия, порядок и
правовые последствия
Глава 3. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ………………28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Конституции Российской Федерации в статье 2 сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Целиком посвящена правам
и свободам человека и гражданина
глава 2 Конституции. Так, статья 17 данной
главы говорит о том, что в
Российской Федерации признаются и
гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного
права и в соответствии с настоящей
Конституцией. Далее, согласно статье
18, права и свободы человека и
гражданина определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность
законодательной и
Сегодня интерес к человеку, проблеме
достоинства личности становится одним
из основных проявлений подлинного демократизма
в жизни современного общества. Вступление
России в Совет Европы обусловило необходимость
приведения российского законодательства
в соответствие с международными и европейскими
стандартами в области защиты прав и свобод
человека.
Решению такой сложной задачи как необходимости
поиска новых институциональных форм,
которые помогли бы сделать механизм защиты
прав человека в России более эффективным,
максимально затруднить возможность их
бесконтрольного попрания со стороны
государства и его служащих, могло бы способствовать
создание и развитие института Уполномоченного
по правам человека (омбудсмена), который
сформировался в рамках европейской правовой
традиции и существует сегодня во многих
странах мира. Его особая роль состоит
в том, что он находится как бы между обществом
и властью, являясь своеобразным “мостом”
между ними, каналом обратной связи. С
одной стороны, это орган государства,
имеющий достаточную степень самостоятельности,
но в то же время это и агент гражданского
общества, призванный реагировать на
нарушения прав человека со стороны
государственных структур и чиновников
и применять предоставленные ему меры
воздействия. В принципе любой государственной
машине свойственно стремление подмять
под себя общество. Весь вопрос лишь
в эффективности сдерживающих механизмов,
стоящих на страже права и гражданской
свободы, не дающих государству пустить
свои корни в общественную среду слишком
глубоко. Таким механизмом мог бы стать
институт омбудсмена, который сегодня,
пусть болезненно и трудно, но все-таки
возникает в России.
Таким образом, выбранная тема настоящей работы представляется весьма актуальной.
Целью исследования является формулирование
и обоснование основных теоретических
положений института
Исходя из данной цели в работе ставятся и решаются следующие исследовательские задачи:
Глава 1. Становление и
развитие института Уполномоченного
по правам человека в РФ.
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа – одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно.
Созданный впервые в начале XIX века в Швеции (1809 год), институт омбудсмена в период после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах и других регионах мира.1 Особая популярность и авторитет данного института обусловлены демократическими чертами, характеризующими его статус: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплатностью оказания помощи гражданам и т.д.
До Первой мировой войны институт
уполномоченного представлял собой некую
скандинавскую экзотику. А вот после Второй
мировой войны он получил мощное развитие. 2Именно в это время были приняты
важные международные правовые документы
в области прав человека. В частности,
10 декабря 1948 г. – Всеобщая декларация
прав человека. Эта дата, которую отмечает
весь мир, стала Днем прав человека,
Сегодня более чем в ста странах мира есть
уполномоченные по правам человека. Опыт
их работы в странах Восточной Европы
(Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.)
показывает, что создание таких структур
в большинстве случаев обеспечивает восполнение
отсутствующего звена в отношениях государственной
власти и населения, способствует строительству
демократического правового государства,
развитию правосознания граждан и должностных
лиц.
После появления института омбудсмена
в государствах Восточной и Центральной
Европы в конце 80-х – начале 90-х гг. стали
поступать предложения ученых (Э.М. Аметистов,
В. Кикоть, Н.Ю. Хаманева) об учреждении
в нашей стране должности Уполномоченного
по правам человека. В основном до недавнего
времени институт омбудсмена исследовался
учеными (Ю.С. Шемшученко, Г.А. Мурашин,
В.А. Туманов, В.В. Маклаков, В.В. Бойцова
и Л.В. Бойцова) в рамках административного
и конституционного права зарубежных
стран. Исследованиями этой проблемы плодотворно
занимались А.С. Автономов, Т.А. Васильева,
И.С. Власов, О.В. Воробьев, В. Гладышев,
Н.М. Касаткина, Н.С. Колесова, И.А. Ледях,
Е.А. Лукашева, И.А. Мелик-Дадаев, М.А. Никифирова,
Н.Ю. Трещетенкова. В этот период появляется
ряд интересных и глубоких работ по формированию
института омбудсмена в России, защите
прав граждан в различных сферах, анализируется
зарубежный опыт. В 1997 г. Институт государства
и права выпустил сборник “Защита прав
человека” (под ред. члена - корреспондента
РАН Е.А. Лукашевой).
Важной вехой стало принятие в ноябре
1991 г. Верховным Советом Декларации прав
человека и гражданских свобод, в которой
декларировалась необходимость парламентского
Уполномоченного по правам человека. Тем
самым была создана правовая основа для
дальнейшей работы по конституционной
регламентации этого независимого института.
При подготовке конституционных проектов
институт Уполномоченного по правам человека
оказался в сфере повышенного внимания
политиков и законодателей. В Конституции
РФ (п. “д” ч. 1 ст. 103) были заложены нормы,
согласно которым к ведению Государственной
Думы относятся назначение на должность
и освобождение от должности Уполномоченного
по правам человека, действующего в соответствии
с Федеральным конституционным законом.
Правозащитному институту был придан
статус конституционного.
Должность Уполномоченного по правам
человека в РФ учреждена в целях обеспечения
гарантий государственной защиты прав
и свобод граждан, их соблюдения и уважения
государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными
лицами. Предполагается, что его деятельность
поможет решать весьма важные проблемы,
активно пресекать факты нарушения прав
человека, бороться с бюрократией.
С учетом федеративного устройства нашего
государства должность Уполномоченного
по правам человека, как уже было отмечено
выше, учреждается также в субъекте РФ
в соответствии с уставом, законом субъекта
РФ. Во многих субъектах России действуют
уполномоченные по правам человека, а
в большинстве из них пошли по пути создания
комиссий по правам человека. Уполномоченный
защищает гражданские права независимо
от места проживания гражданина России,
поскольку они не могут быть различными
в зависимости от субъекта Федерации.
Россия, провозгласившая
себя правовым государством, последовала
опыту развитых демократий и закрепила
в статье 103 Конституции должность
Уполномоченного по правам человека.
Также правовой статус Уполномоченного
закреплен Федеральным конституционным
законом от 25.12.1996г. "Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации".
В соответствии с его положениями Уполномоченный
– назначенное Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации
должностное лицо, призванное осуществлять
контроль за соблюдением прав и свобод
человека в деятельности государственных
органов и должностных лиц. Исходя из
вышесказанного, можно утверждать, что
Уполномоченный обладает особым правовым
статусом, который складывается из прав,
обязанностей, а также гарантий его деятельности.
Обязанности закреплены в ФКЗ "Об
Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации" и заключаются
главным образом в рассмотрении жалоб
граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства на решения
или действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих,
если ранее заявитель обжаловал эти
решения или действия (бездействие) в
судебном либо административном порядке,
но не согласен с решениями, принятыми
по его жалобе. Еще до принятия ФКЗ
Регламентом Государственной Думы (принятым
25 марта 1994 г.) был закреплен ряд положений,
относящихся к порядку избрания Уполномоченного,
также как его взаимоотношению с Государственной
Думой.
Действующий в настоящее время Регламент
Государственной Думы 1998 г., так же как
и предыдущий закрепляет право Уполномоченного
присутствовать на любом открытом или
закрытом заседании палаты.
Кроме вышеперечисленных правовых актов, к правовым основам деятельности Уполномоченного по правам человека относятся также ФКЗ о Конституционном Суде РФ, Уголовно-исполнительный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, законы о международных договорах РФ, об актах гражданского состояния, о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и др.
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ.
Функции Уполномоченного по
правам человека перечислены в ч. 3 ст.
1 Закона «об Уполномоченном по правам
человека»:
1) восстановление нарушенных прав человека
и гражданина;
2) совершенствование законодательства
РФ о правах человека и гражданина и
приведение его в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного
права;
3) развитие международного сотрудничества
в области прав человека;
4) правовое просвещение по вопросам
прав и свобод человека, форм и методов
их защиты.
Таким образом, основными направлениями
деятельности Уполномоченного по правам
человека в России являются:
- рассмотрение жалоб и обращений о
нарушениях прав и свобод человека и
гражданина, принятие мер по их восстановлению;
- анализ законодательства РФ в области
прав человека и гражданина, подготовка
рекомендаций по его совершенствованию
и приведению в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного
права;
- развитие международного сотрудничества
в области прав человека;
- правовое просвещение по вопросам
прав и свобод человека, форм и методов
их защиты;
- подготовка ежегодного доклада о деятельности
и направление его Президенту РФ, в Совет
Федерации и Государственную Думу, Правительство
РФ, Конституционный, Верховный и Высший
Арбитражный Суды РФ, Генеральному прокурору
РФ;
- выступления с докладами на заседаниях
Государственной Думы в случаях грубого
или массового нарушения прав и свобод
граждан;
- направление в Государственную Думу
специальных докладов по отдельным вопросам
соблюдения прав и свобод граждан в
РФ;
- обращение в Государственную Думу
с предложениями о создании парламентских
комиссий по расследованию фактов нарушения
прав и свобод граждан и о проведении
парламентских слушаний, участие в работе
указанных комиссий и проводимых слушаниях;
- обращение в суды общей юрисдикции
и в Конституционный Суд РФ для защиты
прав и свобод граждан;
- принятие по собственной инициативе
соответствующих мер в пределах своей
компетенции при наличии информации
о массовых или грубых нарушениях прав
и свобод граждан либо в случаях, имеющих
особое общественное значение или связанных
с необходимостью защиты интересов лиц,
не способных самостоятельно использовать
правовые средства защиты;
- анализ правоприменительной практики
в области прав человека и гражданина
и выработка предложений по ее совершенствованию;
- информирование органов государственной
власти и общественности о положении
дел с соблюдением прав и свобод граждан
в РФ;
- направление государственным органам,
органам местного самоуправления и должностным
лицам замечаний и предложений общего
характера, относящихся к обеспечению
прав и свобод человека и гражданина,
совершенствованию административных
процедур.
Помимо прямо предусмотренных ФКЗ основных
направлений деятельности Уполномоченного,
возникают и другие задачи, тесно связанные
с осуществлением его полномочий в
рамках установленной законом компетенции.
Уполномоченный информирует государственные
органы и общественность о своей деятельности,
о положении дел в сфере соблюдения прав
и свобод человека и гражданина в стране,
взаимодействует с федеральными и региональными
органами государственной власти, с уполномоченными
и комиссиями по правам человека в
субъектах РФ, неправительственными
правозащитными организациями, средствами
массовой информации.
Подготовка ежегодных докладов о деятельности,
а также специальных докладов, доведение
их до сведения должностных лиц и широкой
общественности дает возможность Уполномоченному
изложить свое видение ситуации с обеспечением
прав человека как в целом по стране,
так и в отдельных сферах жизни общества,
является мощным рычагом воздействия
на общественное мнение.
Основная масса дел, связанных с восстановлением
нарушенных прав граждан, рассматривается
на основе поступающих по почте письменных
заявлений обращений и жалоб граждан
на решения или действия (бездействие)
государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих.
У граждан есть также возможность обратиться
непосредственно в группу приема заявителей
Аппарата Уполномоченного, позвонить
по “горячей телефонной линии” и получить
необходимые консультации.
Важной формой работы, позволяющей получить
“из первых рук” представление о ситуации
с правами человека на местах является
организация работы “выездных приемных”
в тех субъектах РФ, откуда поступает
наибольшее количество жалоб.
Значительное место в деятельности
Уполномоченного занимает работа по
правовому просвещению в сфере прав
человека, форм и методов их защиты.
Гражданам разъясняются те формы защиты,
которые они могут использовать, в частности,
в какие административные, судебные
и другие органы они вправе обратиться,
оказываются юридические консультации.
Уполномоченный оказывает консультационную
помощь гражданам, желающим реализовать
свое конституционное право обратиться
в международные органы по правам человека
(Европейский Суд, Комитет ООН по правам
человека и другие). Таким образом, основной функцией
института омбудсмена можно назвать
функцию “моста между обществом и властью”,
функцию посредника, восстанавливающего
связность социальной системы, разрывы
между простым человеком и государственной
машиной. Институт омбудсмена становится
своеобразным “дружелюбным интерфейсом”
государственного механизма. Эта функция
получила отражение в названии института
омбудсмена во Франции – институт Медиатора
(посредника). 3
Наконец, институт омбудсмена берет
на себя функции внесудебного рассмотрения
дел, осуществляя свой деятельностью
своеобразный “туннельный эффект” в
условиях все усложняющейся и все более
дорогой судебной власти. И здесь деятельность
омбудсмена приближается, по сути, к
функциям восстановительного правосудия,
к функции “восстановления мира в общине”.
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ.
Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. Закон устанавливает определенный срок, в течение которого предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Кандидат на должность
Уполномоченного выступает
В соответствии с ФКЗ об Уполномоченном по правам человека Уполномоченным может быть назначен только гражданин России не моложе 35 лет.
Назначение на должность
Уполномоченного и освобождение
от нее осуществляется Государственной
Думой простым большинством голосов
от общего числа депутатов
По вопросу о назначении
на должность Уполномоченного
Порядок назначения Уполномоченного
носит сложный характер. Ввиду
того, что претендентов на эту должность
может быть достаточно много, закон
устанавливает специальную
Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в ст. 9 Закона, которая регулирует акт присяги. Этот акт - не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга - это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия.
Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний Государственной Думы сразу же после назначения Уполномоченного на должность.
Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может быть назначено на должность омбудсмена повторно. Соответствующее положение нашло отражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешно справляющемуся со своими обязанностями находиться на своем посту десять лет.4
В ст. 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий. Так, находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.
Закон делает исключение, позволяя
Уполномоченному заниматься преподавательской,
научной либо иной творческой деятельностью.
В то же время Уполномоченный, находясь
на своем посту, не может быть членом
политической партии или иного общественного
объединения, преследующего политические
цели. Он должен быть далек от политики,
и заниматься исключительно вопросами,
входящими в его компетенцию,
что соответствует мировой
Не позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного в должность он обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.
Подобное правило, касающееся недопустимости совмещения поста омбудсмена и других публичных должностей, существует в большинстве стран, имеющих институт омбудсмена.
Важным элементом статуса
Уполномоченного является наличие
у него иммунитета, т.е. Уполномоченный
пользуется неприкосновенностью в
течение всего срока своих
полномочий. Это выражается в том,
что без согласия Государственной
Думы Уполномоченного нельзя привлечь
к уголовной, административной ответственности,
налагаемой в судебном порядке. Кроме
того, он не может быть задержан, арестован,
подвергнут обыску, кроме случаев
задержания на месте преступления.
Его нельзя подвергать личному досмотру,
кроме случаев, когда это предусмотрено
федеральным законом для