Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 10:23, статья
Идея федеративного государства зародилась давно. В IV в. до н.э. ее попытался воплотить в одной из своих утопий Платон. Правда, платоновская Атлантида представляет собой нечто среднее между федерацией и конфедерацией, составляющий ее союз государств ограничен пределами небольшого острова.
Несмотря на то, что вместо провозглашенного федеративного, союзного государства Россия и Советский Союз в период правления коммунистов фактически были унитарными государствами, люди - население и политики - привыкли к федералистской терминологии. Поэтому, когда СССР начал распадаться, когда Россия стала требовать для себя определенной автономии, другому политику - М.С. Горбачеву - вновь понадобилась идея федерализма. Как и большевикам в 20-е гг., эта идея нужна была ему не ради самого федерализма, понимаемого как предоставление большей свободы и самостоятельности республикам в составе СССР, а лишь для удержания своей власти и сохранения в составе Союза тех территорий, которые центральная власть по причине глубокого кризиса уже не в силах была удержать в одном государстве. Не стоит сомневаться, что эта идея требовалась вновь только как временное средство, в будущем после преодоления кризиса вернулся бы прежний стиль отношений, так как коммунистическая идеология абсолютно несовместима со свободой в какой бы то ни было сфере общественной жизни и в федеративных отношениях в том числе. История, как видим, повторяется: мотивы обращения к идее федерализма в начале и в конце XX в. одинаковы, да и используется идея в обоих случаях как временное средство, а не как действительная цель развития общества.
Итак, центральная, так называемая федеральная, государственная власть Советского Союза в лице Горбачева стала говорить о заключении нового союзного договора. Последний был нужен в тот момент только для того, чтобы сохранить советскую власть и государство в существовавших к началу 90-х гг. границах. Союз в тот момент находился уже в глубоком кризисе, реальной стала угроза распада страны. В этой ситуации главная забота союзного руководства состояла в удержании собственной власти. В то же время руководство СССР прекрасно понимало, что в деле сохранения Союза очень многое, если не все, зависит от позиции России, которая желала идти по пути демократизации и не хотела ограничиваться одними разговорами о «перестройке» и выступать экономическим и политическим средством решения верхушкой КПСС своекорыстных задач банального выживания. Поэтому возникли противоречия между руководством России и Союза, выразившиеся в борьбе их лидеров за власть.
Таким образом, из всего вышеизложенного следует то, что за всю историю существования российского государства, а равно и СССР, ее правительство само не понимало до конца, что представляет собой федеративное устройство, какова его структура, принципы, признаки. Всё, что называлось федерализмом- это иллюзия, придуманная «верхами» для удержания власти с одной стороны и завоеванием с другой. Еще раз повторюсь, никому из советского и российского руководства не удалось до конца выяснить полную картину представления о федерализме. В настоящее время в РФ более-менее вырисовывается картина о подлинном федерализме, но даже нынешним властям не удается с точностью, с огромным усердием установить полноценное представление о федерализме.
Единственная страна, которая существует и функционирует по данному устройству полноценно - это США, так как именно это государство и зародило такую глобальную машину управления. Эта страна навязала всему миру то, как прекрасно жить с таким территориальным устройством, и все государства, в том числе и Россия, без особого обдумывания переманили его, сами не предполагая, к чему это может привести. А привело это к событиям 1990-х годов, когда страна полностью люмпенизировалась и у людей, элементарно, не хватало денег на продукты первой необходимости, начался огромный рост преступности. Всё это последствия федерализма и демократизации Ельцина.